Современный этап

К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления бурного развития эмпирических исследований — в первую очередь в США, а затем и в других странах. Социологи сосредоточились на изучении потребительских вкусов в развитии экономики. Также происходило увеличение роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов.

После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Толкотт Парсонс и Роберт Мертон. Ими социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социол. «теорий среднего уровня», находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня» разработана Мертоном на основе понятия «функциональность». В качестве функций рассматриваются те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т. д. Основные функции, определяющие системность общества с точки зрения структурного функционализма, выделил Парсонс.

Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, «гармоничном функционировании» соц.системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных соц.групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п.). Наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (род. в 1929 г. — Германия) и «общей теории конфликта» К. Боулдинга (США).

Для развития социологии в 90-егоды характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма и конфликтологических теорий. Социологияя конца века, как и фил., лит-ра, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального. Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: