Универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Формирует:
- умение определять проблему;
- умение находить разные пути решения проблемы;
- умение осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы.
Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Пример1.
Ведущий (например, учитель) играет роль Маши-растеряши. Он начинает диалог.
У: Ой!
Д (1): Что с тобой?
У: Потеряла!
Д (1): Что?
У: Мел. Чем я теперь буду писать на доске.
Д (1): Можно писать кусочком кирпича.
У: Принимается. Теперь ты играешь роль Маши-растеряши.
Д (1): Ой!
Д (2): Что с тобой?
Д (1): Потерял.
|
|
Д (2): Что?
Д (1): Санки. На чем я теперь буду с горки кататься?
Пример2. – Ой!
– Что с тобой?
– Потеряла!
– Что?!
– Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).
На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.
Приём “ИДЕАЛ”
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
- умения определять проблему;
- умение находить и формулировать пути решения проблемы;
- умение выбирать сильное решение.
Пример.
И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.