Узнавание предметов с недостающими признаками

Основной психологической нагрузкой данной пробы является необходимость визуально классифицировать изображенный образ без полной информации о составляющих и значимых для его идентификации деталях. При этом часть характеристик, по которым предъявляемый рисунок все-таки может быть однозначно опознан, в его структуре присутствует. Сам стимульный материал, в подобных пробах, обычно задается в довольно схематичной манере, акцентирующей внимание на всем перечне достаточных для опознания признаков.

Исключение их этого правила – серии картинок, предусматривающие их использование при обследовании детей – здесь степень проработанности образа может быть существенно увеличена. В ряде случаев при работе с детьми целесообразно использовать серии картинок, в которых число деталей, помогающих опознанию, ступенчато возрастает последний фрагмент рисунка.

При проведении данной пробы для испытуемого оказываются типичными ошибки по типу фрагментации: ножницы – это «ложка», якорь – «стрелка» и т. п. Такие ошибки свойственны детям с трудностью восприятия целостного образа и дефицит арностью правополушарной стратегии обработки зрительной информации.

Тахистоскопический (см. выше) вариант этой методики направлен на выяснение того, как идет процесс опознания объектных изображений с удаленными участками контура в зависимости от количества и значимости признаков (фрагментов), содержащихся в невидимой зоне. Испытуемому поочередно предъявляются 12 изображений знакомых объектов, каждое из которых представлено в четырех реализациях. В первой отсутствовал небольшой, но информативный участок контура, содержащий значимый для объекта признак (например, хобот у слона), в других отсутствовали участки контура, содержащие 2-4 относительно менее значимых признака (например, крышка и ручка у чайника) при сохранности информативных. Таким образом, предъявляются 4 изображения каждого объекта (всего 48 изображений), которые должны демонстрироваться испытуемому в случайном порядке. Время экспозиции вначале составляет 40 мс, что в два раза превышает время, нужное для опознания обычных изображений. При наличии неверных ответов экспозиция пошагово увеличивается каждый раз на 10 мс до тех пор, пока не будут опознаны все предъявляемые стимулы.

Здоровые люди производят практически безошибочное опознание при удалении контура, содержащего 2, 3 и даже 4 относительно малоинформативных признака при экспозиции 215, 220 и 230 мс, а при удалении одного информативного значимого признака в среднем при 280 мс.

У всех больных с затылочными очагами исключение в изображении любого признака, и значимого и второстепенного, нарушает процесс опознания. Успешность опознания хотя и зависит от времени экспозиции, однако при достижении 2000-3000 мс (2-3 сек) экспозиции ее нарастание не улучшало результатов. Затруднения обнаруживаются как при лево, так и при правосторонних затылочных очагах, однако при исключении значимого признака количество ошибок в общем больше при правосторонних очагах. При левосторонних очагах более отчетливо проступает тенденция к росту числа ошибок в зависимости от количества исключаемых признаков и их значимости.

Узнавание предметов на зашумленных рисунках (И. М.Тонконогий)

В качестве стимульного материала выступает комплект картинок, включающий несколько серий. В рамках каждой серии испытуемому показывается схематичное изображение какого-то предмета (лопаты, дерева и т. п.) на: фоне графического шума, частично стирающего образ, предназначенный для опознания. Степень зашумленности очередного рисунка ступенчато уменьшается от такой, при которой образ точно не может быть узнан, до критической, при которой испытуемый его точно идентифицирует. Данная проба, помимо характеристики эффективности зрительного гнозиса, непосредственно позволяет оценить степень помехоустойчивости восприятия (уровень зашумленности каждого рисунка заранее количественно измерен).

Обычно для узнавания предъявляются 6 изображений предметов при уровне шума 0,35 (соотношение черных и белых элементов). Если испытуемый не узнает 2-3 изображения, то переходят к менее зашумленным рисункам с уровнем шума 0,25 Первоклассники в среднем опознают 4 изображения из 6. Максимальное количество отказов и далеких замен (видение непохожих предметов) было характерным для детей со слабостью правополушарных функций.

Другой вариант зашумления связан с использованием линий, маскирующих контуры предмета

В последние годы с помощью компьютерных технологий могут быть получены и другие серии подобных изображений, в которых характер шумов может варьироваться как качественно, так и количественно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: