Аудиометрия

Аудиометрия – исследование чувствительности (остроты) слуха с помощью речи, камертонов, а также электроакустических приборов – аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частотах, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки.

Наиболее часто аудио метрические исследования построены на измерении порогов появления и исчезновения ощущений сигналов с фиксированными частотами (метод нарастания интенсивности сигнала). При использовании аппаратуры результаты исследования заносятся на специальный бланк. Это аудиограмма, которая дает представление о степени нарушения слуха и о локализации поражения. За порог принимается уровень 50% правильных ответов или средняя точка так называемой аудио метрической кривой.

Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых вызванных потенциалов, по которым можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического поражения. Существует много вариантов проведения аппаратной аудиометрии, а также приборных комплексов, обеспечивающих разную степень сложности исследования

Составными элементами каждого аудиометра являются настраивающий блок, регистрирующее устройство и телефоны (наушники), позволяющие подавать одновременно один сигнал на оба уха, одновременно два разных сигнала (в том числе и вербальных) на разные уши либо для подачи стимула избирательно использовать лишь один канал.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия. Данное исследование основано на регистрации рефлекторных реакций организма при предъявлении звуковых сигналов. Применяется для исследования слуха у детей до 1 года.

Условно-рефлекторная аудиометрия заключается в одновременном предъявлении звука и света и, таким образом, выработке условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала. Применяется для исследования слуха у детей старше 1 года.

Детская игровая аудиометрия применяется для исследования слуха у детей младше 4-х лет. При проведении исследований используется специальный аудиометр, который позволяет в процессе игры определить состояние слуха у детей.

Тональная пороговая и надпороговая аудиометрия – определение слуховой чувствительности на звуки различной частоты. В специальной звукозаглушен-ной камере, на различных частотах определяется минимальная интенсивность звука, который вызывает слуховое ощущение. Надпороговая аудиометрия проводится для более глубокого и точного исследования состояния слухового анализатора.

Речевая аудиометрия является основным методом для определения социального и клинического состояния слуха. Исследование проводится путем предъявления заранее записанных на магнитофон или цифровой носитель (CD-диск) тестовых слов и определения их разборчивости.

Объективная аудиометрия по отоакустической эмиссии. Метод основан на регистрации очень слабых звуковых колебаний, которые излучают неповрежденные волосковые клетки внутреннего уха в ответ на акустические стимулы. Используется для объективной оценки слуховой функции у взрослых и детей, а также для скрининга новорожденных.

Объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам. С помощью этого метода исследования можно проследить состояние структур слухового анализатора на всем его протяжении, начиная от улитки и заканчивая слуховой корой головного мозга. Пациенту предъявляются звуковые стимулы и одновременно регистрируется электроэнцефалограмма. Специальная компьютерная обработка записанной электроэнцефалограммы позволяет выделить ответы отдельных структур слухового пути и оценить их функционирование. Используется для объективного определения порогов слуха преимущественно у детей раннего возраста и для топической диагностики (диагностики места поражения) слухового анализатора.

Дихотическое прослушивание (Д. Кимура)

Данная методика предназначена для анализа эхоической памяти, селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии.

Она основана на одновременном предъявлении по двум независимым каналам (через наушники) различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Обычно используются вербальные стимулы, которые подбираются парно – одинаковые по длине и интенсивности. Желательно предварительно выровнять их до громкости с учетом порогов абсолютной чувствительности для каждого уха (они могут различаться). Стимулы записываются на двух дорожках магнитофона таким образом, чтобы их предъявление было синхронным.

Для подавляющего большинства правшей при предъявлении речевых стимулов характерен «эффект правого уха» – больший объем и точность воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом, свидетельствующий о преимущественной роли левого полушария в обеспечении речевых функций. «Эффект левого уха» при предъявлении неречевых стимулов и шумов указывает на преимущественное отношение правого полушария к их восприятию. У левшей и амбидекстров межполушарные различия в слуховом восприятии выражены в меньшей степени, чем у правшей и в 50% случаев носят противоположный характер.

Выделение сигнала из шума (И. М. Тонконогий)

Данная методика является разновидностью аудиометрического исследования. Измерение проводится монаурально, попеременно на обоих ушах общепринятым методом нарастания интенсивности сигнала на 5 фиксированных частотах речевого диапазона: 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц на фоне постоянного ипсилатерального широкополосного шума интенсивностью 50 дБ над порогом его обнаружения. Длительность сигналов 1–2 с, интервал в пределах 5 – 10с и, варьирующийся для устранения фиксированной реакции на его появления. Измерения проводятся не менее 3-х раз с последующей статистической обработкой результатов для определения среднего значения порогов на правом и левом ухе.

У больных с поражением корковых отделов слуховой системы (височных мозга) обнаруживается заметная асимметрия в порогах за счет их увеличения на одном ухе (при исключении патологии со стороны других участков слухового анализатора).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: