Исследования слуха живой речью
Выполняется для определения способности пациента слышать и понимать речь собеседника в обычных условиях, а также для подтверждения правильности исследования слуха другими тестами. В стандартных условиях слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6-7 метров.
Кроме того, в литературе описаны и косвенные признаки нарушения слуха у детей, устанавливаемые по бытовым критериям (реакции поведения):
· не реагирует на голос говорящего, которого ребенок не видит;
· выглядит растерянным, когда его имя называют с нормальной или большой громкостью;
· часто переспрашивает;
· пристально смотрит на лицо говорящих;
· садится поближе к телевизору, который настроен на среднюю громкость;
· очень сильно увеличивает громкость магнитофона, музыкального центра,телевизора и т. д.;
· не отвечает на голос в телефоне;
· не вздрагивает при громких внезапных звуках;
· развитие речи отсутствует или задержано;
· не пользуется голосом, чтобы привлечь внимание других;
· слабо интересуется игрушками, производящими звуки;
· окружающие люди вынуждены говорить громче, чтобы привлечь внимание ребенка;
· отвечает на звуки непостоянно;
· часто трогает ушные раковины (возможный отит);
· поворачивает ухо к источнику звука;
· говорит тихим или громким голосом;
· предпочитает низкие или высокие звуки;
· не всегда приходит или смотрит, когда его зовут;
· путает похожие звуки;
· речь ребенка беднее, чем положено по возрасту, или отсутствует;
· выполняет просьбы неадекватно;
· выглядит невнимательным к просьбам, нуждается в повторении просьб;
· лишь мимолетно обращает внимание на звуки;
· раздражается при изобилии фоновых звуков;
· может казаться отрешенным;
· может быть деструктивным или агрессивным;
· может быть гиперактивным и нецеленаправленным;
· не любит, когда его учат названиям, читают книги;
· речь плохо модулирована.
Мозговые причины нарушения слуха разнообразны: при кондуктивной потере слуха нарушается проведение звука из наружного слухового канала к внутреннему уху; нейросенсорная потеря слуха обусловлена повреждением слуховых рецепторов в улитке или слуховых нервов с одной или двух сторон.
Данная проба и наблюдения целесообразны в начале других нейропсихологических исследований, при которых предложение стимульного материала производится вербально через слуховую систему.