Испытуемому предлагается оценить высоту двух напеваемых или наигрываемых на музыкальном инструменте звуков с помощью простой словесной оценки типа «выше», «ниже», «равны». При этом дистанция между звуками должна быть не менее одного полутона.
Технически более сложный вариант пробы связан с использованием аудиометра, на котором испытуемый с помощью регулятора подравнивает высоту звука под ранее заданный образец. Дефекты звуковысотной оценки, регистрируемые такими способами, обычно связаны с функциональной неразвитостью или поражением височных, особенно правовисочных отделов мозга.
Специальной пробой, решающей аналогичные задачи, является сравнение не отдельных звуков, а их групп, состоящих из нескольких последовательных тонов. Больной с нарушением анализа звуковысотных отношений может оценить такие группы как идентичные.