Классификация внеш.издержек:
1) Расходы на подготовку контракта (поиск информации);
Четыре группы расходов, которые связаны с информацией и ее поиском:
· Издержки поиска информации о ценах и предпочтениях поставщиков и покупателей того или иного продукта;
· Издержки, связанные с общением сторон (почтовые, курьерские, телефонные расходы, аренда переговорных комнат и т.д.);
· Расходы на тестирование и контроль качества;
· Издержки подбора квалифицированного персонала.
Проблема - поиск информации о поставщиках и клиентах. Менеджер должен понять, чего именно хочет от продукта покупатель (простота и скорость покупки, уровень сервиса, стабильность качества и др.) Для этого может потребоваться маркетинговое исследование, включающее в себя интервью с потенциальными клиентами и другие методы. Затем выдвигается гипотеза, проводится ее тестирование и принимается решение. Эти работы заказываются фирмами в специализированных агентствах и обходятся недешево. На этом нельзя экономить. Надо помнить не только о фактических затратах, но и об упущенных доходах (альтернативных издержках). С точки зрения прямых расходов на получение информации дешевле купить комплектующие изделия у первого попавшегося поставщика, тогда информационные издержки приближаются к нулю. Но альтернативные издержки поиска информации могут составить огромную сумму - на рынке, так что неоправданная переплата на много превышает расходы на самый дотошный анализ рынка.
2) Расходы на убеждение партнера совершить сделку (реклама, стимулирование сбыта и пр.); Они вызваны спросоограниченным характером рыночной экономики. Платежеспособный спрос - единственный «внутрисистемный» дефицит, неотъемлемое свойство рынка, с которым приходится иметь дело фирме. Поэтому мало найти оптимального партнера, необходимо, чтобы он заключил сделку именно с вами.
Основные связанные с этими издержками складываются из:
· Стимулирование сбыта - акция предлагает покупателю материальную выгоду от сделки (третья в подарок);
· Рекламы - стремится убедить партнера совершить сделку, предлагая ему косвенные выгоды (мыло уничтожает микробы - необходимость дезинфекции рук);
· Системы связей с общественностью (пиар) - связи не нацелены на увеличение объема продаж, но обеспечивают улучшение общего отношения потребителя к фирме и ее продукции, т.е. создают благоприятный климат для совершения сделки.
3) Расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений); они возникают тогда, когда суть сделки примерно ясна и стороны торгуются, пытаясь получить для себя наиболее выгодные условия и (или) обезопасить себя от неожиданностей. Эти издержки составляют значительную статью расходов (функция самых высокооплачиваемых сотрудников фирмы - рабочее время проводят на встречах и совещаниях, - основная прямая статья затрат). Важен учет альтернативных издержек.
4) Расходы на мониторинг выполнения сделки и отстаивание своих интересов.
Издержки контроля и принуждения.
Наличие подписанного контракта с партнером не гарантирует автоматического исполнения обязательств по этому контракту. Фирма должна контролировать соблюдение сроков, соответствие параметров качества, объемов поставок и т.д. Все эти мероприятия проводятся за счет фирмы ее сотрудниками либо приглашенными специалистами. В любом случае контроль и принуждение - важная и неотъемлемая часть бизнеса. Пример, контроль за налогоплательщиками со стороны государства (для проверки - солидный аппарат экспертов и «силовиков» (полицейские), средства на их работу значительны, тем не менее расходы окупаются).
Несовершенство процедур контроля.
Контроль и принуждение - крайне сложные и дорогостоящие процедуры. В условиях асимметрии информации, присущей реальному рынку, невозможно полностью контролировать своего контрагента. Решающую роль играют издержки информации. Полная осведомленность невозможна вследствие высоких затрат, соответственно контроль не может быть совершенным. Процедуры контроля - это всегда компромисс между издержками и экономической выгодой. Для того, чтобы выявить все нарушения субъектов, государству потребовалось бы взять все предприятия под свое управление, что невозможно. Фирмы, зная, на что способны налоговые органы, держат свою документацию в порядке. Скрываемые же операции прячут глубже, и их можно выявить при детальной проверке, на контроль которых у налоговиков нет времени и средств. Вступая в контрактные отношения, субъекты неизбежно теряют часть своих ресурсов в результате оппортунизма партнеров и несовершенства информации. Контроль и принуждение проблему не решают, поскольку сами требуют затрат. Высокие издержки контроля могут заставить отказаться от выгодной сделки. Иногда правильное решение может состоять в ослаблении контроля. Пример, магазины-самообслуживания распространились: дополнительные клиенты, что выгодно смириться с тем, что какое-то количество продуктов будет украдено из-за свободы доступа к полкам.






