Ваша фирма торгует подержанными автомобилями. Какие методы снижения риска / снижения информационной асимметрии для покупателя можно использовать?

Различаются два типа информационной асимметрии. Самой распространенной является ситуация, когда один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой. В этом варианте одна сторона имеет информационное преимущество. Классический пример данной ситуации — продажа подержанной машины. Владелец знает больше о свойствах объекта обмена и старается использовать эти данные в своих интересах (продать дороже, чем машина реально стоит). Ниже мы рассмотрим этот пример более подробно для выяснения рыночных последствий информационной асимметрии.

Предположим, на рынке поддержанных автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше среднего – хорошие и ниже среднего – плохие («лимоны»). Цена первой категории для продавцов – 3000 долл. и для покупателей – 3600 долл. Цены второй категории соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Вероятность купить хороший автомобиль в этом

случае равна 50%. Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели нет.

Для владельцев хороших автомобилей цена 2000 долл. является заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для владельцев «лимонов» цена в 2000 долл. превышает их самые радужные ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) рынок подержанных автомобилей подвергнется существенной деформации. Рациональные продавцы хороших машин будут

отказываться от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Предложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хорошей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце концов, на автомобильном рынке останутся только «лимоны».

Наиболее же радикальное улучшение гарантии производят на рынках подержанных товаров. Данный механизм, в частности широко используется при продаже подержанных автомобилей. Владелец старой машины не продает ее напрямую, а обращается к профессиональному дилеру, который имеет все возможности для проверки технического состояния и (если требуется) ремонта. Дилер выставляет машину на продажу с гарантией, плата за которую включается в конечную иену товара. Таким образом, покупателю нет необходимости рисковать приобрести машину-«лимон» —достаточно заплатить за информацию о состоянии приглянувшейся машины. В данном примере мы сталкиваемся с транзакционными затратами, которые выступают как надбавка к иене товара за полученную гарантию. Но одновременно наблюдается и положительный эффект: надбавка к иене устраняет информационную асимметрию и «спасает» рынок от фиаско.

Судебная защита потребителя позволяет покупателям не попадать в зависимость от продавцов лишь на том основании, что деньги платятся "вперед". Если у покупателя возникает подозрение, что его обманули, либо сокрыли часть информации, либо просто недостаточно квалифицированно и профессионально обслужили, то он может предъявить претензию и взыскать потерянные деньги вместе со штрафными санкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: