Классификация трансакционных издержек

Подходы к классификации трансакционных издержек:

1. ТИ сопровождают производство и потребление Товары и услуги (Д.Норт) имеют множество свойств, степень проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (не только в процессе производственной деятельности, но и в процессе потребления). Трансакционные затраты делятся на потребительские ТИ и производственные ТИ. Потребители – частные лица и фирмы. Фирмы несут оба типа этих издержек.

2. ТИ бывают постоянными и переменными. К переменным относят затраты, которые несут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, и затраты –с переговорами и поиском информации и т.д. Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят из затрат на создание и поддержание структур управления сделками: издержки по организации новых отделов внутри фирмы либо создание дочерних структур.На макроуровне примером постоянных ТИ служат издержки перевода экономки на рыночные рельсы. Общество должно понести огромные издержки, выражающиеся в создании законодательной базы, правоохранительной системы, деловых обычаев и неписанных правил, чтобы потом любая трансакция протекала в определенных рамках. В этом смысле говорят о трансакционном капитале (ТК), используемого для финансирования ТИ. ТК состоит из основного капитала (необходим для создания свободных рынков, фирм, политических структур) и оборотного (для финансирования каждодневных затрат, возникающих в процессе работы рынков и политических систем).

3. Относительно момента заключения контракта различают затраты: предшествующие сделке (ex ante)(издержки на поиск партнера, составление проекта контракта, проведение переговоров обеспечение гарантий реализации соглашения) и возникающие в ходе сделки (ex post) – связаны с несовершенством механизма урегулирования споров – это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям; расходы на судебные тяжбы; издержки, связанные с обеспечением интересов фирмы в ходе выполнения контрактных обязательств.

Отличия: ех анте – планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, а ех рост – часто возникают непредвиденно, что ставит бизнес под угрозу срыва.

4. Специфические активы (СА) и агентские отношения (АО).

· СА – необходимы именно в данной трансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, особые навыки работника); высокая производительность, но и повышенный риск для своего владельца. СА приводит к появлению ТИ. Фирма приобрела нечто, что продать по нормальной цене нельзя, то она защищает свой СА, связав партнеров долгосрочным контрактом, а те в свою очередь соглашаются за не бесплатно. Это и есть дополнительные ТИ у обеих сторон, заключивших сделку, в которой действуют СА.

· АО – возникают когда одна сторона (агент) действует от имени (по поручению) другой (принципал). Агент может игнорировать интересы принципала (своя рубашка ближе к телу, отлынивать). Принципал постарается ограничить свободу его действий (организовать систему контроля и принуждения наемного агента).

В любом случае поведение агента отклоняется от «генеральной линии» принципала. Причины этого: агент больше скован формальными инструкциями; не склонен предпринимать действия, не указанные в контракте в качестве должностных обязанностей; боится принимать ответственность за нестандартные решения и т.д. результатом этого становятся остаточные потери, т.е. издержки отклонения бизнес-поведения агента от оптимального.

Агентские издержки это сумма: остаточных потерь; издержек контроля со стороны принципала; издержек предоставления гарантий со стороны агента.

5. В зависимости от механизма зарождения ТИ различают:

· Внутренние (управленческие)

· Внешние (рыночные)

· Политические (издержки политического рынка).




double arrow
Сейчас читают про: