Для взаимодействия субъектов экономики представляет интерес ценовая информация. Ни одна сделка не состоится до тех пор, пока обе стороны не придут к единому мнению об уровне рыночных цен. Исходя из уровня рыночных цен, производители определяют объемы предложения, а потребители – спроса. Необходимо знать субъектам рынка данные о качестве продукции, технологиях, структуре спроса, фирмах-конкурентах, товарах-субститутах, уровне процентных ставок, перспективах роста экономики и др. При этом экономический мир устроен так, что всей полнотой необходимой информации располагает только «рынок в целом», но никто из субъектов в отдельности. Каждый владеет лишь частью, теряет данные по мере их устаревания, испытывает постоянную потребность в свежей информации, т.е. в реальности субъекты действуют в условиях постоянного информационного дефицита. Феномен неосведомленности и его экономические последствия изучены не полностью.
Неполнота информации.
С точки зрения субъекта – два принципиальных варианта появления неполноты информации:
|
|
1. Подбор исчерпывающей информации возможен, но не выгоден. Главную сдерживающую роль к полноте информации играют трансакционные затраты. Субъекты должны осуществить поиск необходимых данных для максимизации своей полезности. Данный процесс связан с растущими издержками, что не позволяет устранить недостаточность информации полностью (возникает эффект барьера трансакционных затрат).
2. Полную информацию получить невозможно. Устранение неполноты информации принципиально невозможно и субъекты приспосабливаются к возникающей неопределенности, воспринимая ее как неотъемлемое условие игры.