Барьер трансакционных затрат

Изменчивость информации о ценах и затратность ее получения приводят к неосведомленности субъектов рынка. Если бы участники сделок и условия продаж никогда не менялись, то и цены постепенно стали бы единообразными. Рынки постоянно меняются, и это вынуждает покупателей и продавцов обновлять данные – вести поиск лучших цен. Частично неосведомленность объясняется колебаниями спроса и предложения во времени, частично – изменчивостью состава покупателей и продавцов. Новые покупатели (туристы) не информированы о ценах и самим своим присутствием создают предпосылки для ценовой дискриминации.

Проявлением и мерой существующей на определенном рынке неосведомленности является разброс цен, т.е. разница между максимальной и минимальной ценами, выраженная в процентах. Это происходит повсюду в рыночной экономике - даже там, где товар и условия его продажи относительно однородны (цены на мобильный телефон «Нокиа».

Товар, цена которого у одних продавцов составляет 200, а других – 300 рублей. Продавцы, предлагающие его по высокой и по низкой цене, встречаются с равной частотой.

Покупатель, приобретающий товар у первого же попавшегося продавца, имеет равные шансы купить его и за 200, и за 300 руб. Средняя цена товара для него составит 250 руб.

Покупатели, опросившие двух продавцов, с вероятностью 3\4 получат хотя бы от одного из них предложение продать товар за 200 руб. И лишь в 1\4 опросов оба продавца назовут цену 300 руб. Фирма, пользующаяся при закупках правилом «запросить двух продавцов и выбрать меньшую из названных цен», на данном рынке в среднем будет платить за товар 225 рублей ((200+200+200+300):4=225) и получит 25 рублей экономии по сравнению с фирмой, покупающей его у первого же продавца.

С ростом числа опрошенных продавцов одновременно будут:

1. Понижаться средняя цена закупки

2. Повышаться издержки получения информации.

По мере расширения круга опрашиваемых экономия покупателя от включения в опрос каждого дополнительного продавца падает.

Если помнить о затратности информации и считать, что включение в опрос каждого нового продавца обойдется фирме-покупателю в энную сумму, то ясно – процесс расширения круга опрашиваемых с определенного момента теряет смысл. Невыгодность дальнейшего увеличения уровня информированности и составляет барьер трансакционных затрат.

Опять сталкиваемся с проявлением правила MC = MR как общей философии бизнеса. Оптимальный объем поиска (максимум прибыли) достигается в том случае, когда предельные информационные издержки равняются ожидаемой предельной выгоде от ее получения.

В итоге на большинстве рынков:

1. Издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по оптимальной цене. Средняя цена сделки будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при наличии полной информации. Средний покупатель будет переплачивать за товар, так как он не опросил всех продавцов. По этой же причине средний продавец не сможет обнаружить лучшего покупателя и недополучит за свой товар;

2. В долгосрочной перспективе будет сохраняться разброс цен, несмотря на то, что соответствующая информация является открытой и ее свободно можно получить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: