Определение психологического климата коллектива

Положительные особенности + 3+2 +1   - 1- 2- 3Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива               Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного”               В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком + отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению. Оценки. 3 - свойство проявляется в коллективе всегда 2 - свойство проявляется в большинстве случаев 1 - свойство проявляется нередко 0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. Обработка. 1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом - оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. 2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики: + 22 и более - это высокая степень благоприятности социально - психологического климата. От 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально - психологического климата. От 0 до 8 - низкая степень благоприятности. От 0 до -8 - начальная неблагоприятность социально - психологического климата.

От -8 до -10 - средняя неблагоприятность. От -10 и ниже - сильная неблагоприятность.


[1] Современный психологический словарь

[2] Словарь психологических терминов

[3] Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А.С. Белкин. - Челябинск, 2009. - 120 с.

[4] Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя/ В.И. Загвязинский. - М., 2011. - 253 с.

[5] Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2010. - 432 с.

[6] Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. - 320 с.

[7] Безрукова В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. - М., 2010. - 180 с.

[8] Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство./ А.С. Белкин. - Челябинск, 2009. - 120 с.

[9] Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.,2012.- 356 с.

[10] Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества/Ф.Р. Филиппов. - М., 2011. - 160 с.

[11] Поташник М.М. Инновационные школы России/ М.М. Поташник. - М., 2013. - 302 с.

[12] Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2013. 24 с.

[13] Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 2009 - 256 с.

[14] Филонов Г.Н. Образование - ресурс консолидации гражданского общества / Г.Н. Филонов. // Педагогика. - 2009. - № 8. - с.29

[15] Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества /Ф.Р. Филиппов. - М., 2011. - 160 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: