Положительные особенности | + | 3+2 | +1 | - | 1- | 2- | 3Отрицательные особенности | |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного” | В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком + отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению. Оценки. 3 - свойство проявляется в коллективе всегда 2 - свойство проявляется в большинстве случаев 1 - свойство проявляется нередко 0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. Обработка. 1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом - оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. 2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики: + 22 и более - это высокая степень благоприятности социально - психологического климата. От 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально - психологического климата. От 0 до 8 - низкая степень благоприятности. От 0 до -8 - начальная неблагоприятность социально - психологического климата.
От -8 до -10 - средняя неблагоприятность. От -10 и ниже - сильная неблагоприятность.
[1] Современный психологический словарь
[2] Словарь психологических терминов
[3] Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А.С. Белкин. - Челябинск, 2009. - 120 с.
[4] Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя/ В.И. Загвязинский. - М., 2011. - 253 с.
[5] Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2010. - 432 с.
[6] Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
[7] Безрукова В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. - М., 2010. - 180 с.
[8] Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство./ А.С. Белкин. - Челябинск, 2009. - 120 с.
[9] Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.,2012.- 356 с.
[10] Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества/Ф.Р. Филиппов. - М., 2011. - 160 с.
[11] Поташник М.М. Инновационные школы России/ М.М. Поташник. - М., 2013. - 302 с.
[12] Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2013. 24 с.
[13] Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 2009 - 256 с.
[14] Филонов Г.Н. Образование - ресурс консолидации гражданского общества / Г.Н. Филонов. // Педагогика. - 2009. - № 8. - с.29
[15] Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества /Ф.Р. Филиппов. - М., 2011. - 160 с.