Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 6. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного Суда Республики Беларусь.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить порядок формирования и компетенцию Конституционного, Верховного Суда Республики Беларусь, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Междисциплинарные связи: Гражданское процессуальное право, Хозяйственное процессуальное право, Уголовное процессуальное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение порядка формирования и компетенции Конституционного, Верховного Суда Республики Беларусь. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Перечислите полномочия районного (городского) суда.

2. Определите состав областного, Минского городского судов.

3. Перечислите полномочия хозяйственных судов.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Конституционный Суд Республики Беларусь.

2. Верховный Суд Республики Беларусь.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Назовите функции Конституционного Суда Республики Беларусь.

2. Определите состав Конституционного Суда Республики Беларусь.

3. Назовите структуру Верховного Суда Республики Беларусь.

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 19-27, 44-58. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. Конституционный Суд Республики Беларусь.

Основной функцией Конституционного Суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (законов, декретов, указов и др.). К такому рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров.

Вторая функция суда – дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Состав суда формируется в количестве 12 судей. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.

Вопрос 2. Верховный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит из председателя суда, первого заместителя, заместителей председателя, судей Верховного Суда и народных заседателей. Количественный состав суда определяется Президентом Республики Беларусь.

В структуру суда входят:

- Пленум Верховного Суда;

- Президиум Верховного Суда;

- четыре судебные коллегии Верховного Суда (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, судебная коллегия по патентным делам).

Верховный Суд:

1) осуществляет правосудие в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) осуществляет набор за судебной деятельностью всех нижестоящих судов общей юрисдикции;

3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

4) даёт разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь;

5) вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

6) оказывает помощь судьям по применению законодательства.

Обозначенная компетенция Верховного Суда распределена между его структурными подразделениями. Пленум Верховного Суда осуществляет все перечисленные полномочия, за исключением рассмотрения и разрешения дел. Пленум также выполняет ряд организационных полномочий (утверждает составы судебных коллегий и их председателей, избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда и др.).

Пленум Верховного Суда действует в составе председателя суда, первого заместителя, заместителей председателя и судей суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов.

Президиум Верховного Суда рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляет ряд организационных полномочий (рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов и др.). Президиум образуется в составе председателя суда, первого заместителя и заместителей председателя суда, судей Верховного Суда.

Судебные коллегии избираются из числа судей Верховного Суда и утверждаются Пленумом Верховного Суда. Судебные коллегии:

  1. рассматривают дела в качестве суда всех четырёх инстанций (исключением является судебная коллегия, рассматривающая дела только в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам);
  2. изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и др.

Председатель Верховного Суда назначается из числа судей Верховного Суда Президентом с согласия Совета Республики. Первый заместитель и заместители Председателя суда назначаются из числа судей Верховного Суда Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

Председатель (его заместители) Верховного Суда:

1) рассматривает в судебных заседаниях дела;

2) опротестовывает судебные решения и приостанавливает их исполнение;

3) созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях;

4) вносит предложения по совершенствованию законодательства;

5) распределяет обязанности между своими заместителями и др.

Аппарат Верховного Суда состоит из секретариата Пленума и Президиума; управления жалоб и приёма граждан; отдела обобщения судебной практики; отдела работы с законодательством; организационного управления; сектора кадровой работы и судебной статистики; финансово-хозяйственного управления; научно-консультативного совета; редакционной коллегии журнала «Судовы веснiк».


ПЛАН УРОКА № 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: