Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 4. Конституционно-правовые основы судебной системы Республики Беларусь.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь, рассмотреть понятие судебной системы, ее звена и судебной инстанции, описать действующую судебную систему, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь.

Междисциплинарные связи: Общая теория права, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь, рассмотреть понятие судебной системы, ее звена и судебной инстанции, описать действующую судебную систему. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Определите понятие принципов судебной власти.

2. Определите систему принципов судебной власти.

3. Определите значение принципов судебной власти.

4. Охарактеризуйте принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах.

5. Охарактеризуйте принцип независимости судей.

6. Охарактеризуйте принцип презумпции невиновности.

4 Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь.

2. Понятие судебной системы, ее звена и судебной инстанции.

3. Общая характеристика действующей судебной системы.

5 Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте понятие судебной системы.

2. Перечислите звенья судебной системы.

3. Определите судебную инстанцию.

4. Охарактеризуйте подсистему судов общей компетенции.

5. Охарактеризуйте подсистему хозяйственных судов.

6 Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 4-6. 2). Учебник: Судоустройство. Максимова Л.П. Мн., 2001 г. Стр. 32-39). Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. Становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь.

Точкой отсчёта становления судебной системы в Республике Беларусь принято считать изданный СНК РСФСР 24 ноября 1917 г. Декрет о суде № 1.

Выделяют следующие этапы становления судебной системы в Республике Беларусь:

Первый этап (1917-1921 гг.) отмечен образованием местных судов и революционных трибуналов. В дальнейшем Декретами о суде № 2 и № 3 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, неподсудные местным судам. В 1918 г. система народных судов была упрощена. Учреждался единый народный суд, рассматривающий по первой инстанции все уголовные дела, неподсудные революционным трибуналам. В качестве второй инстанции выступали Советы народных судей;

Второй этап (1922-1935 гг.) отмечен проведением в 1922 г. частичной реформы суда. Большинство трибуналов было упразднено. Система же общих судов стала трёхзвенной: народные суды, Высший Суд и Высший Кассационный суд. Положением о судоустройстве, принятом 30 марта 1923 г. ЦИК ССРБ, утверждалась новая судебная система, действовавшая в составе судов общей и специальной юрисдикции. Помимо общих судов действовали военные трибуналы, особые сессии народных судов – по трудовым делам, земельные комиссии – по земельным делам, Белорусская Арбитражная комиссия. С 1924 г. по 1934 г. в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов. Были также созданы транспортные суды;

Третий этап (1936-1957 гг.) характеризуется тем, что судебная система БССР была представлена общими судами в составе Верховного суда, областными судами, народными судами;

Четвёртый этап (1958-1976 гг.) знаменуется тем, что в 1959 г. в БССР был принят Закон о судоустройстве в БССР, закрепивший трёхзвенную судебную систему в БССР;

Пятый этап (1977-1985 гг.) отмечен принятием в 1981 г. нового Закона БССР «О судоустройстве в Белорусской ССР», согласно которому судебная система БССР состояла из районных (городских) народных судов, областных (Минского городского) судов, Верховного суда;

Шестой этап (1986-1991 гг.) характеризуется внесением соответствующих изменений в Конституцию БССР, а также принятием пакета соответствующих законов. В 1991 г. в республике были учреждены хозяйственные суды;

В настоящее время был принят Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

Вопрос 2. Понятие судебной системы, её звена и судебной инстанции.

Судебная система государства – это совокупность действующих на территории государственных органов – судов, призванных осуществлять в стране судебную власть.

Судебная система слагается из «звеньев» судебной системы. Звено судебной системы состоит из всех судов, обладающих по отношению друг к другу одинаковой компетенцией. Как правило, существуют двухзвенные, трёхзвенные и четырёхзвенные судебные системы.

Помимо категории «звено» судебной системы различают понятие «судебная инстанция». Суды осуществляют правосудие по-разному. Одни суды полномочны только рассматривать правовые споры между сторонами судебного процесса и принимать по ним судебные решения. Другие же, помимо этого, вправе проверять законность и обоснованность вынесенных нижестоящими судами решений и т. д.

Различные виды такой деятельности судов по осуществлению правосудия объединяются понятием «судебная инстанция». Выделяют пять судебных инстанций:

- Суд первой инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существу путём непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу, как правило, по истечении десяти суток с момента оглашения;

- Суд второй (кассационной) инстанции – это суд, проверяющий по имеющимся в деле материалам законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции. Судами второй инстанции являются вышестоящие по отношению к судам первой инстанции суды;

- Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой и второй инстанций. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами третьей инстанции, как правило, являются вышестоящие по отношению к судам первой и второй инстанций суды;

- Судебная инстанция по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам – разновидность деятельности суда по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившее в законную силу ранее вынесенное по делу решение суда отменяется. После этого производство в суде по этому делу возобновляется с учётом вновь открывшихся обстоятельств;

- Суд апелляционной инстанции – это деятельность суда по проверке законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в законную силу. В отличие от кассационной инстанции апелляционная инстанция фактически повторно, путём непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу, рассматривает и разрешает юридический спор. В настоящее время апелляционная инстанция в Республике Беларусь учреждена лишь в системе хозяйственных судов.

Вопрос 3. Общая характеристика действующей судебной системы.

Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система Республики Беларусь по своей природе является децентрализованной. В рамках её функционирует три самостоятельные судебные подсистемы: общие суды, хозяйственные суды и Конституционный Суд.

Подсистема судов общей компетенции трёхзвенная. Высшим судом является Верховный Суд. К среднему звену относятся областные, Минский городской и Белорусский военный суд. Низшее звено составляют районные (городские) и межгарнизонные военные суды.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная. Её возглавляет Высший Хозяйственный Суд. Второе звено представлено хозяйственными судами областей и хозяйственным судом г. Минска.

Конституционный Суд призван осуществлять конституционное правосудие.

На территории Республики Беларусь действуют также суды, не входящие в судебную систему страны: товарищеские суды, Международный арбитражный (третейский) суд, Экономический суд СНГ и др.


ПЛАН УРОКА № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: