ст. 109 Конституции Республики Беларусь: судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
ст. 26 Конституции: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Только суд выносит свои решения именем государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.
Конституцией РБ гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Граждане РБ имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Значение судебной защиты прав человека в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными.
С 1994 года решения органов предварительного расследования о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, могут быть обжалованы в суд. Вместе с тем, процессуальные действия, связанные с прекращением уголовных дел, особенно по так называемым нереабилитирующим основаниям, длительное время не ставились под контроль суда. И, таким образом, органами расследования граждане фактически признавались виновными в совершении преступления, хотя такое признание – исключительно прерогатива суда.
Прекратить производство по уголовному делу в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием обвиняемого или примирением с потерпевшим, а также в случае применения мер административного взыскания может только суд. Прекращение производства по уголовному делу по указанным основаниям не допускается, если обвиняемый или потерпевший возражают против этого
Суды иногда и сами нарушают права человека, т.е. игнорируют требования действующих процессуальных кодексов, допускают судебные ошибки. В этой связи особое значение приобретает контроль за законностью и обоснованностью решений со стороны как вышестоящих судов, так и общественности.
15)Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии судейской независимости.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону нашел закрепление во многих законодательных актах:
· Конституции Республики Беларусь (ст. 110),
· «Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (ст. 9),
· Законе о КС (ст. 2),
· процессуальных кодексах (ст. 22 УПК, ст. 11 ГПК, ст. 7 ХПК).
Так, ст. 110 Конституции Республики Беларусь гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».
Значение данного конституционного положения – в стремлении законодателя обеспечить такие условия, в которых суд мог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было давления или иного воздействия извне, на основе только требований закона и внутреннего убеждения.
Независимость судей, таким образом, следует рассматривать как непременное условие вынесения судом законных и обоснованных решений.
С другой стороны, говорить о реальной самостоятельности судебной власти можно только лишь при последовательном обеспечении системой гарантий, закрепленных в ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»: Гарантии:
1) особый порядок избрания, назначения судей и освобождения их от должности;
2) неприкосновенность судей;
3) особая юридическая процедура осуществления правосудия;
4) тайна совещания судей при вынесении решений и запрещение требования ее разглашения;
5) ответственность за неуважение к суду и вмешательство в разрешение конкретных дел;
6) создание необходимых организационно-технических условий для деятельности судов;
7) материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу.
Представляется, что к числу гарантий независимости судей следует отнести и право судьи на отставку.