double arrow

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Понятие и виды законов. Классификация законов. Соотношение закона и декрета.

По юридической силевсе нормативные акты подразделяются на 2 группы: законы и подзаконные нормативные акты.

1.Закон – это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

В Республике Беларусь к законам относятся:

Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционные законы. К ним следует отнести:

1) законы о введении в действие Конституции;

2) законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений;

3) акты о толковании Конституции.

Программные законы – это законы, принимаемые в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. В соответствии с п.4 ст.104 Конституции Республики Беларусь программными являются законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь.

Кодексы Республики Беларусь (кодифицированные нормативные правовые акты) – это законы, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Законы Республики Беларусь – нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента Республики Беларусь – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временные декреты) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указы Президента Республики Беларусь – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

Классификация законов.

Все действующие в Республике Беларусь нормативные правовые акты группируются:

I.В зависимости от юридической силы законы подразделяются на:

Конституционные законы– к ним относятся: Конституция Республики Беларусь; конституционные законы (законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений; законы о введении в действие Конституции; акты о толковании Конституции).

Обычные (текущие) законы – данные законы должны соответствовать Конституции Республики Беларусь.

II.В зависимости от субъекта законотворчества законы подразделяются на: законы, принимаемые референдумом и законы, принимаемые законодательными органами.

III.По объекту регулирования законы подразделяются на: общие («О гражданстве») и специальные («О государственной службе в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении»).

IV.По предмету правового регулирования законы можно подразделить на: конституционные, административные, гражданские, уголовные.

V.По сроку действия на: постоянные, временные.

В Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 7 июля 1997 г. № 52-З (в ред. от 09.10.2000 г.) «О Президенте Республики Беларусь» определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты. Согласно ст.101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

Соотношение закона и декрета.

Соотношение закона и декрета изложено в ст.137 Конституции Республики Беларусь и ст.10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

3. Подзаконные нормативные правовые акты, их виды. Ука­зы, постановления, инструкции, нормативные приказы, ре­шения и другие нормативные документы.

Подзаконные нормативные правовые акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. К подзаконным нормативным актам в Республике Беларусь относятся:

1.Указы Президента Республики Беларусь, издаваемые Президентом на основании полномочий, делегированных законом и регулирующим текущее, оперативное управление в соответствии с законами и декретами Президента. В связи с этим необходимо закрепить за ними статус подзаконных актов, определив в ст.10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» их место в иерархии нормативно-правовых актов вслед за Конституцией, законами, декретами Президента и указами Президента, изданными на основании полномочий, закрепленных в Конституции;

2.Постановления Совета Министров Республики Беларусь – нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь;

3.Инструкции – нормативные правовые акты, детально определяющие содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

4.Приказы – нормативные правовые акты функционально-отраслевого характера, издаваемые руководителями республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

5.Решения органов местного управления и самоуправления–нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.


Сейчас читают про: