Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Деятельность прокуратуры, как органа государственного надзора и контроля, основывается на особенных принципах, к которым относятся: законность, равенство всех граждан перед законом, независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласность, обязательность исполнения требований прокурора.

Законность при осуществлении деятельности прокуратуры

В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.

Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. Причем прокурор не вправе принять меры дисциплинарного или иного характера, но он вправе требовать приведения соответствующих нарушений законодательства в соответствие с законом и принятия мер к нарушителям.

При осуществлении прокурорского надзора прокурор обязан строго соблюдать закон сам, то есть его требования только тогда подлежат несомненному исполнению, когда они основаны на законе.

Равенство всех граждан перед законом

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам

Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством (ст.127 Конституции).

Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Гласность в деятельности прокуратуры

Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Обязательность исполнения требований прокурора

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.


(26) Акты прокурорского надзора: понятие содержание

Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений зак-ва, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

Протест – акт прокурорского надзора, кот. приносят прокурор или его заместитель на противоречащие зак-ву правовые акты и решения республ. органов гос. управления и иных гос. организаций, подчиненных Сов.Мин., местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, др. организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановление – акт прокурорского надзора, содержащийся в зависимости от хар-ра нарушения зак-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.

Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений зак-ва, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения зак-ва, кот. носит явный хар-р и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, если оно не будет немедленно устранено.

Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную зак-ми актами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: