Нотариат в РБ: понятие, лица, совершающие нотариальные действия. Виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами

Нотариат – система органов и должностных лиц, кот предоставлено право осуществлять нотариальную деятельность.

3 категории лиц: нотариусы; уполномоченные должностные лица местных исполнит-распорядит органов; дипломатические лица, консульские лица.

Особенности: наделены полномочиями бесспорной юрисдикцией, выполняет правоохранит деят-ть(охрана наследства), способствует предупреждению правонарушений и укреплению законности, облегчает и убыстряет защиту прав и охран интересов граждан в случае возникновения судебных споров, делают выводы на основе фактов, участвуют в разъяснению законодательству населению.

Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.)

2) принятие мер к охране наследственного имущества и управлению им;

3) выдача свидетельств о праве на наследство;

4) выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) наложение и снятие запрещения отчуждения жилого дома (части дома), квартиры, дачи, садового домика, гаража, земельного участка и т.д.;

6) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

7) свидетельствование подлинности подписи на документах;

8) свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

9) удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

10) удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

11) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографической карточке;

12) удостоверение время предъявления документов;

13) передача заявлений граждан и юридических лиц, другим гражданам и юридическим лицам;

14) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

15) совершение исполнительной надписи;

16) совершение протестов векселей;

17) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

18) принятие на хранение документов.


(19) Основные направления деятельности органов Прокуратуры. Система органов прокуратуры.

Надзор за:

а) исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

б) исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

в) соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

г) соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

2. Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

3. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Система органов прокуратуры

составляют: Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.


(20) Отрасли прокурорского надзора, их предмет

Надзор за исполнением законодательства: точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республ. органами гос. управления и иными гос. организациями, подчиненными Сов. Мин., местными представительными, исполнительными и распорядительными органами и т.д.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: соответствие зак-ву правовых актов и решений органов, осущ. оперативно-розыскную деят., и их должностных лиц.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания: соответствие уголовно-процессуальному кодексу РБ правовых актов и решений органов предварительного расследования и их должностных лиц.

Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением зак-ва при их исполнении: соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов по уголовным, гражданским делам, а также соответствие зак-ву правовых актов и решений органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Надзор за соблюдением зак-ва при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера: соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей.


21. Надзор за исполнением законодательства

Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

-беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами РБ, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;

-требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;

-вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, истребовать от них декларации о доходах и имуществе;

-использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами РБ дипломатическим иммунитетом;

-проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;

-осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций.

Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

-опротестовывает правовые акты и решения республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

-освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

-дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

-в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

-вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

-обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;

-составляет протоколы об административных правонарушениях;

-выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

-выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

-выносит постановления о возбуждении уголовного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: