Учение о «Закрытой Двери», которое Е.Уайт никогда не оставляла

Поделиться…

Я не ставлю перед собой задачу доказать, что у Елены Уайт когда-то давно были видения, убеждавшие ее саму и раннюю адвентистскую церковь следовать учению «закрытой двери». Это уже документально подтвержденный факт. Другой факт, который не настолько известен, заключается в том, что Елена Уайт сохранила веру в немного измененную доктрину закрытой двери до самой своей смерти.

***

До 1970-х гг. адвентистские апологеты всегда отрицали, что видения Елены Уайт содержали какие-либо элементы учения о «закрытой двери». Признание в обратном было бы эквивалентно заявлению, что ее видения не исходили от Бога, и тем более, было бы весьма проблематично, если не богохульно, сказать, что Бог послал ей ошибочные видения – содержащие в себе антиевангелие.

Утечка информации из White Estate, приведшая к обнародованию печально известного письма Е.Уайт к Бейтсу сделала для объективных исследователей невозможным игнорировать то, о чем раньше даже боялись подумать. Это событие не только разрушило тщательно оберегаемый миф, в соответствии с которым написанным видения Елены Уайт можно было всегда безоговорочно верить. Оно еще и бросило тень на честность White Estate, который в течение нескольких поколений держал в секрете самые важные фрагменты письма, великодушно показывая его остальные части. Очерки жизни Е.Уайт, изданные в 1915 г., содержали на странице 104 фотографию безвредной первой страницы письма. Статья в Review & Herald от14 марта 1935, написанная Уильямом Уайтом, была в большой мере основана на этом письме и цитировала различные его части в описании первых лет служения Елены и Джеймса Уайтов. Книга «Елена Г. Уайт и Ее Критики» (1951) Фрэнсиса Никола, написанная со значительной помощью Артура Уайта, ни разу не упоминает это письмо в своих 100 с лишним страницах, посвященных защите Е.Уайт против обвинения в том, что ее видения содержали учение о "закрытой двери", но между тем ссылается на это письмо в незаметной сноске на странице 621, чтобы установить дату первого видения Е.Уайт.

Больше нельзя было отрицать, что ранние видения Елены Уайт (по крайней мере семь или восемь) учили доктрине закрытой двери. Адвентистская апологетика должна была с тех пор довольствоваться задачей примирения очевидно несовместимых понятий доктринальной ереси и божественного откровения. Например Роберт Олсон, секретарь White Estate пытался возложить всю вину за эту ситуацию на плечи самой Елены Уайт, утверждая, что «Елена Уайт неверно поняла видение» (101 Вопрос..., p. 58). Другие видят опасность в самой мысли, что Е.Уайт могла что-то неверно понять из увиденного под вдохновением, так как большинство из того, что она записала, состоит из ее собственных интерпретаций увиденного.

Единственной вещью, в отношении которой все апологеты и большинство критиков всегда были согласны, было мнение, что Елена Уайт и церковь Адвентистов седьмого дня впоследствии оставили доктрину закрытой двери. Это казалось бы очевидным из самого того факта, что адвентисты терпеть не могут ярлык, связанный с доктриной «закрытой двери» (которая ранее для них была предметом гордости), наряду с тем, что они начали общественный евангелизм в середине – 1850-х. В конечном счете, Елена Уайт и церковь Адвентистов седьмого дня охватили море и землю, обошли весь земной шар в поисках прозелитов. Как такое поведение могло быть совместимо с менталитетом «закрытой двери»? Как ни странно, но оно оказалось вполне совместимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: