Имам муджаддид Исмаил ат Тейми аш Шафии

Сказал имам муджаддид Исмаил ат Тейми аш Шафии, опровергая джахмитов и ашаритов:

وَأخْبر عَن فِرْعَوْن أَنه قَالَ: {يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحًا لَعَلِّي أَبْلُغُ الأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَات فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لأَظُنُّهُ كَاذِبًا} فَكَانَ فِرْعَوْن قد فهم عَن مُوسَى أَنه يثبت إِلَهًا فَوق السَّمَاء حَتَّى رام بصرحه أَن يطلع إِلَيْهِ، وأتهم مُوسَى بِالْكَذِبِ فِي ذَلِكَ. والجهمية لَا تعلم أَن الله فَوْقه بِوُجُود ذَاته، فهم أعجز فهما من فِرْعَوْن. وَقد صَحَّ عَن النَّبِي - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ - أَنه سَأَلَ الْجَارِيَة الَّتِي أَرَادَ مَوْلَاهَا عتقهَا. أَيْن الله؟ قَالَت: فِي السَّمَاء، وأشارت برأسها. وَقَالَ: من أَنا؟ فَقَالَت: أَنْت رَسُول الله. فَقَالَ: اعتقها فَإِنَّهَا مُؤمنَة فَحكم النَّبِي - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ - بإيمانها حِين قَالَت: إِن الله فِي السَّمَاء وتحكم الْجَهْمِية بِكفْر من يَقُول ذَلِكَ.

"Рассказал Аллах о Фараоне, что он сказал: "О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом" (40:36). И Фараон понял от Мусы, что он утверждает о существовании Бога над небесами, и захотел с помощью башни взглянуть на Него, и обвинил Мусу во лжи в этом его утверждении. А джахмиты не знают, что Аллах над небесами своей Сущностью, поэтому они слабее в понимании, чем Фараон!

И спросил Пророк рабыню, которую ее хозяин хотел освободить на волю: "Где Аллах?", а она сказала: "Над небесами", и указала головой в сторону небес. И он сказал ей: "Кто я?". Она сказала: "Ты Посланник Аллаха". И он сказал: "Отпусти ее, ведь она верующая".

И вынес Посланник Аллаха хукм об ее Имане, когда она сказала, что Аллах над небесами. А джахмиты выносят хукм о куфре того, кто говорит это!"

Источник: "Аль-Худжжа фи баян аль-махаджжа", 2/118

Имам Ибн Тохир аль-Макдиси аш Шафии

Сказал имам Ибн Тохир аль-Макдиси:

ففي هذا الحديث دلالة أن من شرط الإيمان أن يعتقد الشخص بقلبه ويتلفظ بلسانه بأن الله عز وجل في السماء.

أخبرنا أبو بكر الشيرازي بقراءتي عليه غير مرة، أخبركم الحاكم أبو عبد الله الحافظ قال: سمعت محمد بن صالح بن هانئ يقول: سمعت محمد بن إسحاق بن خزيمة يقول: ((من لم يقر بأن الله عز وجل على عرشه قد استوى فوق سبع سماواته فهو كافر بربه، يستتاب فإن تاب وإلا ضربت عنقه وألقي على بعض المزابل حتى لا يتأذى المسلمون والمعاهدون بنتن ريح جيفته، وكان ماله فيئاً لا يرثه أحد من المسلمين، إذ المسلم لا يرث الكافر كما قال عليه السلام)) وإنما غلظ هذا التغليظ بشهادة النبي صلى الله عليه وسلم لها بالإيمان إذ اعتقدت أن الله عز وجل في السماء، فمن أنكر ذلك يكون مخالفاً لنص القرآن والسنة الصحيحة، ومن خالفهما خرج عن الإيمان

"В этом хадисе указание на то, что условием действительности Имана является убеждение человека в сердце, и его слова языком, о том, что Аллах, Свят Он и Велик, над небесами.

Рассказал нам Абу Бакр аш Ширази, я прочитал это ему не раз, что рассказал ему аль-Хаким Абу Абдуллах аль-Хафиз, сказав: "Я слышал Мухаммада Ибн Солиха Ибн Хани, как он сказал: "Я слышал, как Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма сказал: "Кто не признает, что Аллах, Свят Он и Велик, над Троном, вознесен над семью небесами – тот кафир, требуется у него покаяние, и если он не кается, то отрубается его голова, и его труп кидается на свалку, чтобы он не доставлял неудобства мусульманам, и ахлю-зимма, запахом гнили своего трупа. А его имущество является трофеем, и не наследует от него никто из мусульман, ведь мусульманин не наследует от кафира, как сказал Пророк, мир ему".

И Ибн Хузейма был так суров лишь по причине свидетельства Посланника Аллаха об ее вере, когда она была убеждена, что Аллах над небесами.

И кто отрицает это – тот противоречит тексту Корана, и достоверной Сунны, а кто противоречит им – тот вышел из Имана"

Источник: "Аль-Худжжа аля тарик аль-махаджжа", 2/422


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: