Заключение

Как-то академик С.Г. Струмилин вычислил, что полное отрезвление нашего общества позволило бы поднять производительность труда на 10%. Но столь же неотложно требуется нам отрезвление и от наивного представления о способах разработки новой техники без применения системного подхода.

Системная проблематика, по существу, сводится к ограничению аналитических процедур в науке, технике, технологии и образовании. Специализация сделала возможным быстрое увеличение знания, но ценой ослабления связей между учеными различных специальностей. Углубление исследований влечет за собой создание специальных приемов исследовательской техники и языков. Этот процесс привел к тому, что «мы оказались перед лицом такого же краха, как и строители Вавилонской башни, ибо наука перестала быть благородным поприщем, участники которого объединены в общих поисках истины, и превратились в пчелиные соты с изолированными одна от другой ячейками, каждая из которых занята лишь небольшим числом жильцов, способных понимать лишь друг друга».

Применение аналитических процедур как массового явления в современной науке требует выполнения двух условий:

— необходимо, чтобы взаимодействие между частями данного явления отсутствовало или было бы пренебрежимо мало для некоторой исследовательской цели; только при этом условии части можно реально математически или логически извлекать из целого, а затем собирать;

— отношение, описывающее поведение частей, должно быть линейным; только в этом случае имеет место отношение суммативности, т.е. форма уравнения, описывающего поведение целого, такова же, как и форма уравнения, описывающего поведение частей; наложение друг на друга частных процессов позволяет получить процесс в целом.

Для образований, называемых системами, т.е. состоящих из взаимодействующих частей, это условие не выполняется. Прототипом описания систем являются системы дифференциальных уравнений, в общем случае нелинейных. Методологическая задача теории систем состоит, таким образом, в решении проблем, которые носят более общий характер, чем аналитическо-суммативные проблемы классической науки. Системный метод — это метод восхождения от абстрактного к конкретному, это один из важнейших методов современного теоретического исследования.

Ещё раз, о содержании и значении системной проблематики в общем контексте. Другая ее сторона — необходимость принятия решений. Ведь личность человека характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В связи с этим исключительно важным становится умение принимать оптимальные решения, особенно в нестандартных ситуациях. При этом самое интересное заключается в том, что невозможно принять оптимальное решение в предметном знании. И в то же время наша высшая школа продолжает готовить только специалистов-предметников. Поэтому мы всегда жили и живем в обстановке совершенно некомпетентных решений, принимаемых некомпетентными людьми... Решать труднее, чем не решать. Поэтому решают далеко не все.

Продолжая подобную классификацию, можно и нужно рассмотреть довольно большое количество уровней и, следовательно, конкретных объектов и предметов исследования. Для каждого из них, соответствующего определенному конструкторско-технологическому ряду систем, подсистем и т.д., рекомендуется разрабатывать свои специфические системные (подсистемные) модели критерии и стремиться к их стандартизации, созданию предметных информационных баз. Только такое решение поставленных проблем позволит значительно повысить эффективность ПЖЦ ТС, а следовательно, и ускорить темпы НТП — глобальной задачи любой передовой в социально-экономическом развитии страны, отрасли, фирмы.

Таблица. Некоторые ключевые понятия СА

Что такое СА? В широком смысле:
• это область исследований, где нет общепринятой терми-нологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
• это область исследований, где нет общепринятой терминологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам;
• это очень широкая область с большим разнообразием постановок задач, а следовательно, методов их решения; она лежит на стыке ряда отраслей науки и сфер человеческой деятельности;
• это методология уяснения (понимания) или упорядочения (структуризации) проблемы, которая может быть решена без ЭВМ и математики.
• это ограничение применения аналитических процедур; синтез должен стать господствующим, а анализ — соподчиненным.
Суть упорядочения Упорядочение — расположение элементов в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков.
Суть структуризации Структура — частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо одному признаку. Структуризация направлена на:
• выяснение реальных целей системы;
• выяснение альтернативных путей достижения этих целей;
• достижение взаимосвязей между элементами;
• понимание внешних условий, в которых возникла проблема; отсюда ограничения и последствия того или иного курса действий.
Средство первичного упорядочивания Это метод сценариев. Сценарий — преимущественно качественное описание возможных вариантов развития ОИ при различных сочетаниях определенных условий.
Метод Дельфи В отличие от метода сценариев, он предполагает предварительное ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели.
Дерево целей Это основная форма модели в СА. ДЦ — связной граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между целями.
Проблемы СА по степени структуризации Проблемы различают по признакам:
• ясность, осознанность постановки;
• степень детализации элементов и их взаимосвязей;
• соотношение количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке.
Таким образом, выделяют три класса проблем:
• хорошо структуризованные, или количественно сформулированные;
• неструктуризованные, или качественно выраженные;
• слабо структуризованные, или смешанные, содержащие качественные и количественны элементы.
Структура системы В СА наблюдатель фиксирует только видимые структуры и путем преобразования системы выявляет скрытые структуры, за которым скрывается новое качество, которое нужно выявить для решения задач. Структура системы — это дальнейшая абстракция, это способ связи.
Структура коллектива Она будет различной в зависимости от того, по какому признаку «ранжируются» члены коллектива: по профессии, квалификации, стажу, заработку, должности и т.д.
Структура ТС ТС различают по составу, назначению (функциям), принципу действия, качеству (надежности), экономичности, габаритным размерам и массе, компоновке, степени дублирования, эффективности, сложности, связям, организации...
Основные задачи СА • Правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему, перевести ее из неструктуризованного класса в слабо структуризованный;
• собрать информацию по проблеме для разработки мероприятий ее исследования;
• выявить назначение системы, решающей проблему, с тем чтобы определить ее состав, методы взаимодействия с другими системами;
• разработать несколько вариантов развития ТС при различных условиях;
• выбрать единственный наилучший курс развития системы;
• выявить основные цели развития системы;
• выявить критерии эффективности деятельности системы;
• установить взаимосвязь целей данной ТС со средствами их достижения;
• разработать программу развития системы;
• проверить эффективность взаимодействия подсистем, выявить узкие места и устранить их;
• выявить эффективность организации управления, функции и структуру органов управления;
• разработать конкретные показатели управления (прогнозирования);
• сформулировать цели создания системы и т. д. и т. п.
Особенность СА Как уже отмечалось, использование математического аппарата и ЭВМ не обязательно может быть необходимым. Иногда может быть достаточно серьезного размышления над проблемой. Но в любом СА присутствуют пять обязательных элементов:
• цель или ряд целей;
• альтернативные средства, с помощью которых может быть достигнута цель;
• затраты ресурсов, требуемых для каждой системы;
•логическая и математическая модели, т. е. система связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и требованиями на ресурсы;
• критерий выбора предпочтительных альтернатив; с его помощью сопоставляются цели и затраты и пр.
Главное в СА Как сложное превратить в простое, как труднопонимаемую проблему превратить в серию задач, имеющих метод решения; поиск эффективных средств исследования и управления сложными объектами.
Самое ценное в СА Правильная постановка целей и составление программы их достижения — это важнейший ресурс государства, залог неуклонного повышения эффективности обществ и частного производства.
Область применения СА Для решения крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными затратами.
Человеческую деятельность можно условно разделить на две области;
• область рутинной деятельности, т. е. регулярных, повседневно решаемых задач;
• область решения новых, впервые возникающих задач.
В первой из них способы решения задач обычно хорошо отработаны и почвы для СА не представляется, хотя само наличие рутины в некоторых случаях составляют проблему (например, тенденция к постоянному увеличению работников аппарата управления). Во второй области (перспективном планировании, науке) методы СА применимы почти повсеместно.
В каких ситуациях возникает потребность в СА? • При решении новых проблем, когда с помощью СА формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать;
• если решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения;
• если проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства, и ПР по ним требует учета полных эффективности и затрат;
• при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
• во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы;
• в случаях, когда осуществляется улучшение производства или экономических отношений;
• во всех проблемах, связанных с автоматизацией производства, созданием АСУ, АСТПП;
• если принимаемые на будущее решения должны учитывать факторы неопределенности и риска;
• когда выработка ответственных решений принимается на определенную перспективу (15―20 лет);
• везде, где требуется выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы.

Список литературы

1. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении. М., 2009.

2. Архипова Н.И. и др. Исследование систем управления. М., 2012.

3. Волкова В.Н., Денисов А.А Основы теории систем и системного анализа. Спб.: изд.СПбГТУ, 2008

4. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. М., 2007.

5. Дроздов Н.Д. Основы системного анализа. М., 2010.

6. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М., 2002.

7. Лямец В.И., Тевяшев А.Д. Системный анализ. – Харьков: ХТУРЭ, 2007

8. Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2012.

9. Мыльник В.В., Волочиенко В.А., Титаренко Б.П. Системы управления. М., 2002.

10. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте. М., 2007.

11. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2010 г. — 326 с.

12. Тимченко Т.Н. Системный анализ в управлении. М., 2007

13. www.I-U.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: