Как-то академик С.Г. Струмилин вычислил, что полное отрезвление нашего общества позволило бы поднять производительность труда на 10%. Но столь же неотложно требуется нам отрезвление и от наивного представления о способах разработки новой техники без применения системного подхода.
Системная проблематика, по существу, сводится к ограничению аналитических процедур в науке, технике, технологии и образовании. Специализация сделала возможным быстрое увеличение знания, но ценой ослабления связей между учеными различных специальностей. Углубление исследований влечет за собой создание специальных приемов исследовательской техники и языков. Этот процесс привел к тому, что «мы оказались перед лицом такого же краха, как и строители Вавилонской башни, ибо наука перестала быть благородным поприщем, участники которого объединены в общих поисках истины, и превратились в пчелиные соты с изолированными одна от другой ячейками, каждая из которых занята лишь небольшим числом жильцов, способных понимать лишь друг друга».
|
|
Применение аналитических процедур как массового явления в современной науке требует выполнения двух условий:
— необходимо, чтобы взаимодействие между частями данного явления отсутствовало или было бы пренебрежимо мало для некоторой исследовательской цели; только при этом условии части можно реально математически или логически извлекать из целого, а затем собирать;
— отношение, описывающее поведение частей, должно быть линейным; только в этом случае имеет место отношение суммативности, т.е. форма уравнения, описывающего поведение целого, такова же, как и форма уравнения, описывающего поведение частей; наложение друг на друга частных процессов позволяет получить процесс в целом.
Для образований, называемых системами, т.е. состоящих из взаимодействующих частей, это условие не выполняется. Прототипом описания систем являются системы дифференциальных уравнений, в общем случае нелинейных. Методологическая задача теории систем состоит, таким образом, в решении проблем, которые носят более общий характер, чем аналитическо-суммативные проблемы классической науки. Системный метод — это метод восхождения от абстрактного к конкретному, это один из важнейших методов современного теоретического исследования.
Ещё раз, о содержании и значении системной проблематики в общем контексте. Другая ее сторона — необходимость принятия решений. Ведь личность человека характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В связи с этим исключительно важным становится умение принимать оптимальные решения, особенно в нестандартных ситуациях. При этом самое интересное заключается в том, что невозможно принять оптимальное решение в предметном знании. И в то же время наша высшая школа продолжает готовить только специалистов-предметников. Поэтому мы всегда жили и живем в обстановке совершенно некомпетентных решений, принимаемых некомпетентными людьми... Решать труднее, чем не решать. Поэтому решают далеко не все.
|
|
Продолжая подобную классификацию, можно и нужно рассмотреть довольно большое количество уровней и, следовательно, конкретных объектов и предметов исследования. Для каждого из них, соответствующего определенному конструкторско-технологическому ряду систем, подсистем и т.д., рекомендуется разрабатывать свои специфические системные (подсистемные) модели критерии и стремиться к их стандартизации, созданию предметных информационных баз. Только такое решение поставленных проблем позволит значительно повысить эффективность ПЖЦ ТС, а следовательно, и ускорить темпы НТП — глобальной задачи любой передовой в социально-экономическом развитии страны, отрасли, фирмы.
Таблица. Некоторые ключевые понятия СА
Что такое СА? | В широком смысле: |
• это область исследований, где нет общепринятой терми-нологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам; | |
• это область исследований, где нет общепринятой терминологии и единства мнений теоретиков и практиков по многим принципиальным вопросам; | |
• это очень широкая область с большим разнообразием постановок задач, а следовательно, методов их решения; она лежит на стыке ряда отраслей науки и сфер человеческой деятельности; | |
• это методология уяснения (понимания) или упорядочения (структуризации) проблемы, которая может быть решена без ЭВМ и математики. | |
• это ограничение применения аналитических процедур; синтез должен стать господствующим, а анализ — соподчиненным. | |
Суть упорядочения | Упорядочение — расположение элементов в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков. |
Суть структуризации | Структура — частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо одному признаку. Структуризация направлена на: |
• выяснение реальных целей системы; | |
• выяснение альтернативных путей достижения этих целей; | |
• достижение взаимосвязей между элементами; | |
• понимание внешних условий, в которых возникла проблема; отсюда ограничения и последствия того или иного курса действий. | |
Средство первичного упорядочивания | Это метод сценариев. Сценарий — преимущественно качественное описание возможных вариантов развития ОИ при различных сочетаниях определенных условий. |
Метод Дельфи | В отличие от метода сценариев, он предполагает предварительное ознакомление экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели. |
Дерево целей | Это основная форма модели в СА. ДЦ — связной граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги — как связи между целями. |
Проблемы СА по степени структуризации | Проблемы различают по признакам: |
• ясность, осознанность постановки; | |
• степень детализации элементов и их взаимосвязей; | |
• соотношение количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке. | |
Таким образом, выделяют три класса проблем: | |
• хорошо структуризованные, или количественно сформулированные; | |
• неструктуризованные, или качественно выраженные; | |
• слабо структуризованные, или смешанные, содержащие качественные и количественны элементы. | |
Структура системы | В СА наблюдатель фиксирует только видимые структуры и путем преобразования системы выявляет скрытые структуры, за которым скрывается новое качество, которое нужно выявить для решения задач. Структура системы — это дальнейшая абстракция, это способ связи. |
Структура коллектива | Она будет различной в зависимости от того, по какому признаку «ранжируются» члены коллектива: по профессии, квалификации, стажу, заработку, должности и т.д. |
Структура ТС | ТС различают по составу, назначению (функциям), принципу действия, качеству (надежности), экономичности, габаритным размерам и массе, компоновке, степени дублирования, эффективности, сложности, связям, организации... |
Основные задачи СА | • Правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему, перевести ее из неструктуризованного класса в слабо структуризованный; |
• собрать информацию по проблеме для разработки мероприятий ее исследования; | |
• выявить назначение системы, решающей проблему, с тем чтобы определить ее состав, методы взаимодействия с другими системами; | |
• разработать несколько вариантов развития ТС при различных условиях; | |
• выбрать единственный наилучший курс развития системы; | |
• выявить основные цели развития системы; | |
• выявить критерии эффективности деятельности системы; | |
• установить взаимосвязь целей данной ТС со средствами их достижения; | |
• разработать программу развития системы; | |
• проверить эффективность взаимодействия подсистем, выявить узкие места и устранить их; | |
• выявить эффективность организации управления, функции и структуру органов управления; | |
• разработать конкретные показатели управления (прогнозирования); | |
• сформулировать цели создания системы и т. д. и т. п. | |
Особенность СА | Как уже отмечалось, использование математического аппарата и ЭВМ не обязательно может быть необходимым. Иногда может быть достаточно серьезного размышления над проблемой. Но в любом СА присутствуют пять обязательных элементов: |
• цель или ряд целей; | |
• альтернативные средства, с помощью которых может быть достигнута цель; | |
• затраты ресурсов, требуемых для каждой системы; | |
•логическая и математическая модели, т. е. система связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и требованиями на ресурсы; | |
• критерий выбора предпочтительных альтернатив; с его помощью сопоставляются цели и затраты и пр. | |
Главное в СА | Как сложное превратить в простое, как труднопонимаемую проблему превратить в серию задач, имеющих метод решения; поиск эффективных средств исследования и управления сложными объектами. |
Самое ценное в СА | Правильная постановка целей и составление программы их достижения — это важнейший ресурс государства, залог неуклонного повышения эффективности обществ и частного производства. |
Область применения СА | Для решения крупных проблем, связанных с деятельностью многих людей, с большими материальными затратами. |
Человеческую деятельность можно условно разделить на две области; | |
• область рутинной деятельности, т. е. регулярных, повседневно решаемых задач; | |
• область решения новых, впервые возникающих задач. | |
В первой из них способы решения задач обычно хорошо отработаны и почвы для СА не представляется, хотя само наличие рутины в некоторых случаях составляют проблему (например, тенденция к постоянному увеличению работников аппарата управления). Во второй области (перспективном планировании, науке) методы СА применимы почти повсеместно. | |
В каких ситуациях возникает потребность в СА? | • При решении новых проблем, когда с помощью СА формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать и понимать, кто должен знать и понимать; |
• если решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения; | |
• если проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства, и ПР по ним требует учета полных эффективности и затрат; | |
• при решении проблем, где существуют трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей; | |
• во всех случаях, когда создаются совершенно новые системы; | |
• в случаях, когда осуществляется улучшение производства или экономических отношений; | |
• во всех проблемах, связанных с автоматизацией производства, созданием АСУ, АСТПП; | |
• если принимаемые на будущее решения должны учитывать факторы неопределенности и риска; | |
• когда выработка ответственных решений принимается на определенную перспективу (15―20 лет); | |
• везде, где требуется выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы. |
Список литературы
|
|
|
|
1. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении. М., 2009.
2. Архипова Н.И. и др. Исследование систем управления. М., 2012.
3. Волкова В.Н., Денисов А.А Основы теории систем и системного анализа. Спб.: изд.СПбГТУ, 2008
4. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. М., 2007.
5. Дроздов Н.Д. Основы системного анализа. М., 2010.
6. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М., 2002.
7. Лямец В.И., Тевяшев А.Д. Системный анализ. – Харьков: ХТУРЭ, 2007
8. Мухин В.И. Исследование систем управления. М., 2012.
9. Мыльник В.В., Волочиенко В.А., Титаренко Б.П. Системы управления. М., 2002.
10. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте. М., 2007.
11. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2010 г. — 326 с.
12. Тимченко Т.Н. Системный анализ в управлении. М., 2007
13. www.I-U.ru