Предъявляемые к данным лицам

Народные заседатели – граждане, которые принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально - в составе судьи и двух народных заседателей.

Правовой статус народных заседателей регламентирован главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25 летнего возраста и владеющие белорусским и русским языками.

Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:

• в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

• признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

• состоящие на учете в наркологических и психо­неврологических диспансерах;

• депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

• Священнослужители.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполнительными комитетами сроком на пять лет.

Народный заседатель привлекается к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосудия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности.

  1. Раскройте понятие о судебной системе, ее звена и судебной инстанции.

Судебная система – это совокупность судов, органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.

Суды, образующие судебную систему, связаны между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Среди судов можно выделить высший суд, обеспечивающий единство судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.

Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Звено судебной системы - суд (или суды), занимающий определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией. Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут носить и разные наименования.

Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах, иначе говоря, стадиями судебного процесса или судопроизводства.

Судебная инстанция - суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебные инстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию.

Звено судебной системы выполняет одну или несколько судебных функций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций (например, областные суды, Верховный Суд). В таком качестве выступают вышестоящие суды, а первичное звено осуществляет одну судебную функцию. Следовательно, звено судебной системы - понятие судоустройственное, а судебная инстанция – процессуальное.

Действующее национальное законодательство в системе общих судов определяет суды первой, кассационной и надзорной инстанции, судебная инстанция по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а в хозяйственных - и апелляционной инстанции.

Кодекс о судоустройстве и статусе судей предусматривает создание в судопроизводстве общих судов рассмотрение уголовных и гражданских дел в апелляционном порядке.

Суд первой инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существу путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу, как правило, по истечении десяти суток с момента оглашения.

Суд кассационной инстанции - это суд, проверяющий по имеющимся в деле материалам законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции (в рамках правосудия по хозяйственным делам суд кассационной инстанции осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных решений). Судами кассационной инстанции являются вышестоящие по отношению к судам первой инстанции суды.

Апелляционная инстанция это деятельность суда по проверке законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в законную силу. В отличие от кассационной инстанции апелляционная инстанция фактически повторно, путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу, проверяет законность ранее принятого решения.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой, кассационной и апелляционной инстанций. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами надзорной инстанции, как правило, являются вышестоящие по отношению к другим инстанциям суды.

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам - разновидность деятельности суда по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившее в законную силу ранее вынесенное по делу решение суда отменяется. После этого производство в суде по этому делу возобновляется с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

  1. Перечислите виды судов и дайте общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действуют общие и специализированные или, как их еще называют, суды общей и специальной юрисдикции или подсудности. Этот вид судов связан с характером рассматриваемых ими юридических дел:о преступлениях, по искам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, о нарушениях налогового, таможенного законодательства, об административных правонарушениях и т.п.

Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела, специализированные суды - дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (военного законодательства).

У нас могут создаваться и другие специализированные суды так же требующие узкопрофильных знаний административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства, ювенальной юстиции (правонарушения несовершеннолетних), но до настоящего времени такие суды не созданы.

Ст. 5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей устанавливает, что судебную систему Республики Беларусь составляют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды.

  1. Охарактеризуйте действующую судебную систему.

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция, Кодекс о судоустройстве и статусе судей и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система Республики Беларусь по своей природе является децентрализованной. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы: общие суды, хозяйственные суды и Конституционный Суд.

Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является Верховный Суд. К среднему звену относятся областные, Минский городской и Белорусский военный суды.Базовое звено составляют районные (городские) и межгарнизонные военные суды. В системе общих судов, на базовом уровне, могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Подобные суды не учреждены.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная. Ее возглавляет Высший Хозяйственный Суд. Второе (низшее) звено представлено хозяйственными судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного (городского) деления создание хозяйственных судов нет.

Конституционный Суд призван осуществлять судебный контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

В системе хозяйственных судов, на базовом уровне, могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. В настоящее время они еще не учреждены.

В Республике Беларусь действуют Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской торгово-промышленной палате и Экономический суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

  1. Охарактеризуйте Конституционный Суд Республики Беларусь.

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган - одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной власти, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определены Конституцией (ст. 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст.ст.19-27) и другими актами.

Его назначение - обеспечение верховенства и прямого действия
Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: