Вторая функция суда — дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь

Конституционный суд рассматривает:

  1. по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дела и дает заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
  2. О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам.
  3. О соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
  4. О соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный суд не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, не вправе давать официальные толкования конституции.

Состав суда формируется в количестве 12 судей: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лег. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда сроком на пять лет.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано ) не менее восьми судей.

Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Еслиголоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории республики.

  1. Охарактеризуйте районный (городской) суд, специализированный суд.

К судам общей юрисдикции действующее законодательство относит районные (городские), районные в городах суды. Это основное звено в системе судов обшей юрисдикции.

Районный (городской) и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Районный (городской) суд образуется в

-районе,

-городе областного подчинения, не имеющем районного деления,

- районе в городе.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город.

Специализированный суд (по делам несовершеннолетних, административные и др.) может образовываться в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в г.Минске и областных центрах.

Районный (городской, районный в городе) суд:

• рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

• рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об административных правонарушениях;

• рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

• изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный суд:

• рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

• изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количество судей для каждого районного (городского, районного в городе), специализированного суда устанавливается Президентом. В состав суда входят председатель, судьи и народные заседатели. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда, а при наличии десяти и более судей - второго заместителя председателя суда.

Продолжительное время в состав районного (городского) суда входили судьи по административным делам и исполнительным производствам, в настоящее время эти должности судей упразднены.

Председатели, заместители председателя районного и приравненных к ним судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатели, заместители председателя районного и приравненных к ним судов являются судьями соответствующего суда. Они:

• организуют деятельность соответствующего суда;

• председательствуют в судебных заседаниях, назначают судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяют иные обязанности между судьями;

• ходатайствуют перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;

• организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

• руководят работой аппарата суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

• ведут личный прием граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

• организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности заместителя председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.

В районном (городском, районном в городе), специализированном суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебного заседания, помощник председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировально-множительной техники, судебный исполнитель и др.

  1. Охарактеризуйте областной, Минский городской суды.

Областные и Минский городской суды образуют второе, звено в системе судов общей юрисдикции. Они являются вышестоящими для районных (городских, районных в городе) судов и все - нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Суды второго звена состоят из председателя, заместителей председателя судей и народных заседателей. Действуют в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума.

При необходимости Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда в судах данного уровня могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Областной и Минский городской суды:

• рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

• могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях;

• осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

• изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Президиум областного и Минского городского судов:

• рассматривают в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

• утверждают по представлению председателей областного и Минского городского судов составы судебных коллегий и судебные составы соответственно областного и Минского городского судов;

• рассматривают материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

• заслушивают председателей судебных коллегий о деятельности, возглавляемых ими судебных коллегий;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Судебные коллегии:

• рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела;

• могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

• изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количественный состав суда, в том числе и президиума, устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. В таком же порядке назначаются на должность председатель суда и его заместители сроком на 5 лет.

Аппарат суда состоит из заведующего канцелярией, секретарей судебного заседания и секретарей судебных коллегий, инспектора президиума, консультанта, помощника председателя суда, отдела организационно-кадровой работы, секторов по уголовным и гражданским делам, сектора делопроизводства в президиуме суда, архива суда и др.

Минский областной суд Председатель: Крайко Валерий Петрович

  1. Охарактеризуйте военные суды.

Военные суды входят в судебную систему Республики Беларусь. Они являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах и других воинских формированиях государства.

Подсистему военных судов составляют межгарнизонные военные суды (первое звено), Белорусский военный суд (второе звено) и Военная коллегия Верховного Суда (высшее звено).

Военным судам подсудны:

• гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы (споры о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения и др.);

• уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. Рассмотрение военными судами уголовных дел в отношении других лиц (за некоторыми исключениями) не допускается.

Межгарнизонные военные суды образуются в зависимости от численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил и других воинских формирований в гарнизонных центрах.

Военные суды учреждает Президент Республики Беларусь. В целом состав и полномочия межгарнизонных военных судов полностью совпадает с составом и полномочиями районных (городских) судов.

Белорусский военный суд по своему правовому положению приравнен к областным и Минскому городскому судам. Состав и структура Белорусского военного суда аналогичен составу областного и Минского городского суда. Он состоит из председателя, заместителей председателя и судей. Действуют в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума.

При необходимости Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда в этом суде могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия

Подсистема военных судов замыкается на Верховный Суд Республики Беларусь.

Белорусский военный суд Председатель: Чижов Андрей Вячеславович

  1. Охарактеризуйте Верховный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции (ст.ст. 44-58 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Верховный Суд:

• осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

• является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

• дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной не процессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

• вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

• рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

• имеет самую разветвленную по сравнению с другими судами организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум), аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

• обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и интеллектуальной собственности, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Верховный Суд состоит из судей, в том числе председателя, первого заместителя, заместителей председателя и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, президиума, пленума. При необходимости Президентом по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, владеющей белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или высшим естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее пяти лет. На этих судей не распространяются общие требования, касающиеся сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Полномочия Президиума делятся на процессуальные и организационные (ст. 54 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Пленум Верховного Суда - коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству. Он действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей председателя и судей, председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов.

Пленум созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание правомочно при наличии большинства его членов. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума.

Основное полномочие Пленума - дача в порядке судебного толкования общим судам разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Аппарат Верховного Суда состоит из Секретариата пленума и Президиума; управления жалоб и приема граждан; отдела обобщения судебной практики; отдела работы с законодательством; организационного управления; сектора кадровой работы и статистики; финансово-хозяйственного управления; научно-консультативного совета; редакционной коллегии журнала «Судовы вестнiк».

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь – Сукало Валентин Олегович!

  1. Охарактеризуйте хозяйственные суды

Согласно ст. 5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей хозяйственные суды, осуществляют правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют Высший Хозяйственный Суд и хозяйственные суды областей, а так же хозяйственный суд г. Минска. В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Хозяйственный суд области и г. Минска состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. Эти суды действуют в составе: судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции; апелляционной судебной коллегии; судебной коллегии по банкротству; судебной коллегии по налоговым спорам; судебной коллегии по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в хозяйственном суде области и г. Минска могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел (ст. 61 Кодекса о судоустройстве).

Этот суд рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 62 Кодекса о судоустройстве).

Составы судебных коллегий хозяйственного суда области и г. Минска назначаются Председателем Высшего Хозяйственного Суда по представлению председателя хозяйственного суда области и г. Минска. Руководство работой судебных коллегий осуществляется заместителями председателя суда, входящими в состав соответствующих коллегий. (ст. 63 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров.

Высший Хозяйственный Суд состоит из судей, председателя, первого заместителя и заместителей председателя. Он действует в составе: Пленума, Президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебной коллегии по банкротству, судебной коллегии по налоговым спорам.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

• рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

• изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

• осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

• оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;

• разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

• ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

• решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Президиум образуется в составе Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В состав Пленума Высшего Хозяйственного Суда входят Председатель, первый заместитель и заместители Председателя, судьи Высшего Хозяйственного Суда, председатели хозяйственных судов областей и г. Минска.

Он рассматривает в пределах своей компетенции:

• дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

• рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

• рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 67-80 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

В Высшем Хозяйственном Суде имеется аппарат суда. Он включает в себя: секретариат председателя суда; управление законодательства и международных отношений; управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики; управление контроля за исполнением судебных постановлений; управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения; управление организационной и кадровой работы; отдел информации.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь - Виктор Сергеевич Каменков!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: