Осуществление судебной власти только судами. В соответствии со ст. 109 Конституции РБ судебная власть принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». В ст. 5, 28, 59 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей перечислены суды, действующие на территории нашего государства.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону закреплен в ст.ст. 110 и 112 Конституции. Его содержание включает два самостоятельных положения:
• при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судов;
• судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами.
|
|
Ст. 85 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей устанавливает систему гарантий данного принципа.
Законность при осуществлении правосудия означает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Подзаконность судебной деятельности обусловлена тем, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и решает дела на основе действующих нормативных правовых актов, a не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц. Гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное законодательство подробно регламентируют порядок, процессуальную форму судебного разбирательства и выносимых судом решений.
Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия. Статья 11 Конституции устанавливает, что «правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе». Это положение закреплено в процессуальных кодексах (ч. 1 ст. 24 УПК, ст. 19 ГПК, ст. 19 ХПК).
Сущность его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Ст. 8 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей усиливает этот тезис тем, что правосудие в стране осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом.
Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане РБ имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 9 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей).
|
|
Право граждан и организаций на судебную защиту. Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных Конституцией.
Ст. 60 Конституции гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Это положение детализируется ст. 10 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей, где установлено, что граждане Беларуси имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от незаконных действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц.
Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь. Ст. 62 Конституции закрепила право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой момент помощью адвокатов и других представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, в организациях, общественных объединениях, в отношениях с должностными лицами и гражданами.
Гласность при осуществлении правосудия. Ст. 114 Конституции гласит: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства».Из этого конституционного положения нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство - это исключение из правила. Кроме того, независимо от рассмотрения дела в открытом или закрытом судебном заседании участвующим в нем физическим и юридическим лицам должна обеспечиваться реализация предоставленных им прав.
В соответствии с ст. 11 Кодекса о судоустройстве и статусе судей не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством.
Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде. В соответствии с действующим законодательством (ст. 113 Конституции, ст. 12 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, ст. 2 Закона о Конституционном суде, ст. 32 УПК, ст. 27, 359 ГПК и ст. 11 ХПК) дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами случаях – единолично судьей. Составы судов при рассмотрении тех или иных категорий дел конкретизируются в отраслевом законодательстве.
Принцип презумпции невиновности. Этот принцип сформулирован в ст. 26 Конституции и гласит: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Это принцип нашел свое дальнейшее развитие и закрепление в ст.16 УПК.
Обеспечение в судопроизводстве и делопроизводстве пользования государственными языками. В соответствии со ст. 13 Кодекса о судоустройстве и статусе судей производство и делопроизводство в судах Беларуси ведутся на белорусском или русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют.
|
|
Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Согласно ст. 14 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Назначение и выборность судей. Формирование судейского корпуса - проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинением их только закону. Конституция (ст. 84, 111), Кодекс о судоустройстве и статусе судей в основу формирования судейского корпуса страны ставят назначение судей (ст. 99).
Судьи районных (городских), межгарнизонных военных судов и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
Судьи хозяйственных судов областей (г. Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
|
|
Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.
Конституционный Суд формируется в следующем порядке: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Вопрос 11 РАСКРОЙТЕ ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТАТУСА СУДЬИ.
Судья - носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он, единолично или в составе коллегий судей принимает решения по делам, отнесенным к судебной юрисдикции.
Содержание правового статуса судьи (элементы):
• совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;
• гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;
• ответственность судей.
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.
Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.
Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей.
Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь». Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186.
Независимость судей является основной чертой статуса судей. Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий.
К принципам статуса судьи следует отнести:
· единство судебного статуса,
· независимость судей и народных заседателей,
· несменяемость судьи,
· неприкосновенность судьи и народного заседателя,
· политическую нейтральность,
· государственную защиту судей и народных заседателей,
· надлежащее материальное и социальное обеспечение судей.
- Сформулируйте требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи.
Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.ст. 24 и 33 Закона от 14 июня 2003г. «О государственной службе в Республике Беларусь». Специальные требования содержатся в ст.ст. 91, 94, 95 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Судьей конституционного суда может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:
- должно иметь гражданство Республики Беларусь;
- должно владеть белорусским и русским языками;
- должно иметь высшее юридическое образование;
- должно являться высококвалифицированным специалистом в области права
- как правило, иметь ученую степень;
- обладать высокими моральными качествами.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.
Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь:
• достигший 25-летнего возраста;
• владеющий белорусским и русским языками;
• имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;
• имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет;
• не совершивший порочащих его поступков;
• сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.
Кроме того, кандидат на должность:
• судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;
• судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;
• Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.
• судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда назначается из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.
• председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.
• председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
Согласно ст. 94 кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей на должность судьи не может быть назначено:
• лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
• лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;
• лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются при Верховном Суде Республики Беларусь и при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь.
Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Министерством юстиции Республики Беларусь.
- Определите понятие «Народные заседатели» и сформулируйте требования,