Когда невротик впервые претерпевает расщепление созна-
ния, одновременно происходит и разделение его памяти.
В памяти остаются реальные воспоминания, хранящиеся в са-
мых отдаленных уголках сознания вместе с болью, и воспоми-
нания, связанные с системой нереального сознания. Функция
нереальных систем заключается в экранировании, фильтрова-
нии или блокаде воспоминаний, которые могут привести к боли.
Каждая новая первичная сцена вынуждает маленького ребенка
вычеркивать из сознания все новые и новые переживания, по-
этому каждая основная первичная боль окутана плотным по-
кровом ассоциаций, которые блокированы и не могут выйти в
сознание. Чем сильнее травма, тем более вероятно ее влияние
на некоторые аспекты памяти.
Суть первичной гипотезы состоит в том, что эта память хра-
нится вместе с болью и восстанавливается при сознательном
ощущении этой боли. Мои пациенты, прошедшие сеансы пер-
вичной психотерапии удивляются тому, как лечение открыва-
ет хранилище их памяти. Был случай, когда одна женщина в
|
|
самом начале лечения пережила события, происшедшие с нею
в возрасте шести месяцев, во все следующие дни терапии она
переживала другие события первого года жизни, а потом вспом-
нила события всей своей жизни, заново пережив их. На каж-
дом из сеансов память ее раскрывалась, но охват этого раскры-
тия не выходил за пределы того возраста, которому был посвя-
щен каждый данный сеанс. Так, когда она вспомнила, как ее
оставили одну в кроватке, она припомнила также обстановку
дома, где в то время жила, вспомнила, как с ней играли при-
шедшие в гости бабушка и дедушка, вспомнила, как старший
брат щипал ее, когда она — спеленатая — беспомощно лежала
в кроватке.
Память интимно связана с болью. Забываются те воспоми-
нания, которые являются слишком болезненными для включе-
ния в сознание. По этой причине у невротика имеют место не-
полные воспоминания о критически важных моментах жизни.
Вот примеры некоторых сеансов, на которых пациенты пе-
реживали первичные сцены. Сцена первая: тридцати пятилет-
няя женщина, школьная учительница вспоминает сцену, при-
ходя во все большее смятение: «Они везут ее по прихожей. В
доме темно. Ее укладывают в кровать. Она остается одна. Ей
страшно... О! (Она складывается пополам, словно от сильной
боли в животе) Боже мой! Меня уложили в кровать на три года.
Я не вынесу этого. Я не вынесу этого!».
Эта сцена вспомнилась пациентке на четвертом месяце те-
рапии. В тот день она была очень расстроена, но сама не знала,
почему. Когда она начала рассказывать и чувствовать, то ее бес-
|
|
покойство стало нарастать, она начала говорить о себе в тре-
тьем лице: «Они везут ее по прихожей». Внезапно она сгибает-
ся от боли и переходит от третьего лица «ее» к первому лицу —
«я», это знаменует переход от расщепленного сознания к со-
знанию целостному. Сказав: «Я не вынесу этого!» она начала
кричать и корчиться от первичной боли. В тот день, о котором
она рассказывала, этой женщине был поставлен диагноз рев-
матического порока сердца, и в возрасте пяти лет ее уложили в
постель, в которой она провела следующие три года. Это было
переживанием такой безнадежности и обреченности, что толь-
ко вытеснение ее из сознания сделало чувство переносимым. С
тех пор она рассматривала свою жизнь с той точки зрения, что
ее прожили два совершенно разных человека. То, что она гово-
рила можно было выразить по другому: «Это случилось не со
мной; это случилось с ней».
(Как уже было сказано выше, не каждая первичная сцена
происходит при непосредственном участии родителей. Но если
у ребенка любящие и добрые родители, то независимо от силы
травмы, расщепление не возникает. Я помню, как одна жен-
щина рассказывала о том, как во время войны на детский при-
ют на югославско-итальянской границе, где она жила, сыпа-
лись бомбы. Основным чувством до настоящего момента оста-
валось: «Мама, я боюсь. Где ты? Приди, защити меня!» Она об-
суждала со мной этот пункт после сеанса первичной терапии и
сказала, что война ошеломила ее, потому что рядом не было
никого, кто мог бы объяснить, что это такое, никто не мог при-
крыть ее собой и она чувствовала себя совершенно незащищен-
ной. Она не смогла выдержать этого раннего стресса, выпав-
шего на ее долю на заре жизни.)
Сцена, описанная женщиной, страдавшей ревматизмом, до
сеансов была для нее лишь смутным воспоминанием. Были
воспоминания о пролитом в кровать молоке, о книжках с цвет-
ными картинками, но ничего более существенного: боль оста-
лась в глубинах памяти, унеся с собой память и погрузив ее в
глубины подсознательного. Пережив первичную сцену, она
сообщила, что явственно ощущает мышцы ног и кости стоп.
Внезапно до нее дошло, почему она всю жизнь избегала физи-
ческих нагрузок. В ней были притуплены не! только сознатель-
ные желания; даже сами конечности — на инстинктивном уров-
не — были лишены естественного стремления к движению, бегу
и играм.
Для того, чтобы воспроизвести эти воспоминания, потре-
бовалось четыре месяца психотерапии. Когда же это случилось,
воспроизведение было практически автоматическим, словно
организм подготовился принять еще более сильную боль и про-
тивостоять ей, сохранив цельность и единство сознания. Вос-
поминания прошли обратный путь с момента своего зарож-
дения. Сначала возникло воспоминание о расщеплении со-
знания, когда пациентка описывала «ее» и рассказывала, что
случилось с «ней». Потом вспомнились отрывочные и фраг-
ментарные сцены: коляска в холле, перенос в кровать и т.д.
Накопление этих разрозненных припоминаний было подобно
слиянию, они склеивались одно с другим до тех пор, пока не
превратились в единое целое, не вызвали в памяти тот един-
ственный и неповторимый момент расщепления на «она» и «я»,
которые вновь соединились в одну нераздельную личность.
Сцена вторая. Двадцатитрехлетняя женщина вспоминает
это на третьей неделе первичной психотерапии: «Мне было семь
лет. Меня взяли в больницу навестить маму. Я явственно вижу
синий халат и белые тугие простыни. Я вижу ее вьющиеся не
расчесанные волосы. Я сижу на краю кровати... не знаю. Это
все, что я могу вспомнить». Я настаиваю на том, что она долж-
на глубже прочувствовать сцену. Вглядеться в нее. Женщина
продолжает: «Думаю, что я сижу рядом с мамой. Я смотрю на
|
|
нее... О! Ее глаза! Ее глаза! Она не узнает меня. Она безумна.
Моя мама сошла с ума!»
Это пример раскрытой памяти. Пациентка всегда думала,
что мать однажды хотела ее убить, но позже смогла вспомнить,
что у матери на самом деле был какой-то нервный срыв, и в
этом состоянии она пыталась убивать детей. Охват памяти не-
медленно расширился. Она поняла, что это была психиатри-
ческая лечебница, куда поместили мать. Она всегда помнила
фрагменты виденной сцены — поездка в больницу, подъем на
лифте и т.д. — но никогда не помнила подробностей визита, не
помнила, что видела мать и поняла, в каком состоянии она на-
ходится.
Расщепление сознания, имевшее место в этих сценах, мо-
жет быть уподоблено состоянию амнезии, но не столь драма-
тичной и полной, как та, о которой нам иногда приходится чи-
тать. Правда, если ситуация была абсолютно невыносимой (на-
пример, изнасилование родным отцом, о котором рассказала
одна из моих пациенток), когда из сознания под воздействием
сильнейшей первичной боли может начисто стереться память
о годе или двух, в течение которых произошло такое событие.
Иногда сеанс гипноза помогает извлечь из подсознания эти
воспоминания, так как гипнотический транс подавляет фак-
тор боли, но я лично не думаю, что гипноз позволяет проник-
нуть в память при такой подавляющей и ошеломляющей боли.
Пациентка, которую изнасиловал отец в раннем детском воз-
расте, смогла добраться до этого воспитания только после очень
многих сеансов и за множество этапов.
Двадцати семилетний мужчина, вспоминая о своем детстве
во время сеансов психотерапии споткнулся при воспоминании
о том, как его ударило по голове качелями, о чем он совершен-
но забыл. Воспоминание не соответствовало боли, какую он
испытал в тот момент. Он пережил сцену в следующем поряд-
ке: «Я сам не знаю, почему мне так плохо. Вот качели, и сейчас
меня стукнет. Удар почти сбивает меня с ног. Какая обида. Но,
постойте, здесь должно быть что-то еще. Где мама? Мама, мама!
Вот оно что. Никто не пришел. Вообще никто не пришел. О,
|
|
мама, мама, приласкай меня, пожалуйста!» Он сказал, что при-
чина, по какой он забыл этот эпизод в том дворе, заключается в
том, что он не желал вспоминать, каким одиноким и покину-
тым он оказался в тот злосчастный момент. «Поэтому я и за-
был тот случай с качелями». Воспоминание об ударивших это-
го пациента качелях были неважным и незначительным само
по себе. Значение обстоятельств, сопутствовавших этому слу-
чаю, напротив, было катастрофическим. Катастрофичность
заключалась в том, что в тот момент никто не пришел к нему на
помощь, ему было отказано в сочувствии и заботе, и с тех пор
мой пациент всю жизнь пытался заставить людей помогать себе.
Когда же он обрел способность понять, что в действительности
мать, которую он считал любящей и доброй, нисколько о нем
не заботилась, его воспоминание о случае с качелями стало
осознанным, законченным и реальным.
Невротическое воспоминание зачастую похоже на снови-
дение, и люди обыкновенно при попытке вспомнить события
раннего детства испытывают те же затруднения, что и при по-
пытке вспомнить сновидение. Я полагаю, что условием проч-
ного, конкретного воспоминания является конкретное пережи-
вание — то есть, человек должен полностью погрузиться в свое
переживание и не вытеснять его из сознания, поддавшись стра-
ху или возбуждению. Некоторые пациенты идут по жизни, прак-
тически не сознавая, что происходит вокруг них. Они часто
жалуются, что в их жизни не происходит ровным счетом ниче-
го. Но все дело в том, что «что-то» происходит с их «нереаль-
ными двойниками». Они идут по жизни, но их личность, их
сознание, присутствуют в жизни не полностью. Обычно такие
люди живут за своеобразным барьером, который отфильтровы-
вает переживания, впуская в сознание только приятные пере-
живания. Когда на сеансах первичной психотерапии пациент
начинает подкапывать барьер, то он обретает способность уви-
деть, что в действительности означают его переживания и не-
которые аспекты поведения, притуплённые болью.
Возьму на себя смелость предположить, что память подав-
ляется в той степени, в какой это соответствует степени ключе-
вой первичной боли, причиненной во время первичной сцены.
Если какое-то текущее оскорбление высвобождает старую боль
и обиду — например, ощущение собственной тупости — то та-
кое событие либо забывается совершенно, либо вспоминается
очень смутно. Насколько ярким и достоверным будет воспо-
минание зависит от того, насколько сложившаяся ситуация
будет похожа на ту, которая вызвала первую обиду, то есть, при-
чинила первичную боль.
К тому факту, что система нереальной памяти начинает
работать во время первичной сцены, надо сделать несколько
важных примечаний. Например, невротик может иметь фено-
менальную память на даты, места и исторические факты и даже
факты, касающиеся его собственной жизни, но при этом его
память может служить только одной цели — поддерживать за-
щитный барьер, который словно говорит ему: смотри, какой я
умный и знающий. Более же глубокие аспекты памяти могут
быть полностью блокированы. Воспоминания нереального «я»
избирательны и застревают в мозгу только чтобы ослабить на-
пряжение и морально поддержать «ego». Это означает, что так
называемая хорошая память невротика есть, по сути, лишь ору-
дие защиты от реальной памяти.
Один конкретный случай из практики поможет прояснить
взаимоотношение первичной боли и памяти. Одна молодая
женщина чуть старше двадцати лет, хорошо поддалась лечению
сеансами первичной терапии, пережила два эпизода первич-
ного воспоминания и оказалась весьма проницательной. В кон-
це второй недели она попала в серьезную дорожную аварию.
Был диагностирован перелом нескольких костей и сотрясение
головного мозга. Придя в сознание, она ничего не помнила о
происшествии. Лечащие врачи сомневались, что она когда-ни-
будь вспомнит обстоятельства получения травмы и сказали боль-
ной, что если она так ничего и не вспомнит в течение несколь-
ких недель, то память об аварии будет стерта навсегда.
Спустя несколько недель она окрепла настолько, что смог-
ла возобновить посещения психотерапевта. Незадолго до ви-
зита у нее начались схваткообразные боли в животе и не было
стула в течение трех дней. После того, как она вспомнила пер-
вичную сцену из раннего детства, когда возникла сильная пер-
вичная боль, пациентка без всяких моих указаний продолжала
вспоминать, и память привела ее к обстоятельствам дорожно-
транспортного происшествия. Она вспомнила, как получила
травму, во всех подробностях, вспомнила осознанно, без малей-
ших усилий. Она увидела приближающийся автомобиль, услы-
шала звук удара, ощутила удар по голове и испустила страшный
крик. Она могла теперь обсуждать все обстоятельства получения
травмы без малейших помех. Воспоминание было совершенно
отчетливым и ясным.
Этот случай говорит о том, что за амнезию (то есть, за поте-
рю памяти) могут отвечать не только физические причины, обус-
ловленные сотрясением мозга; сопутствующая сильная первич-
ная боль тоже может погасить воспоминание о катастрофичес-
ком событии. Если это допущение верно, то, вероятно, можно
вызвать у пациента первичное воспоми нание в случаях тяжелых
моральных травм, например, изнасилования, и восстановить в
памяти эпизод.
Я не думаю, что невротик способен полностью восстано-
вить все свои воспоминания до тех пор, пока у него сохраняет-
ся первичная боль. После успешного прохождения сеансов пер-
вичной психотерапии память пациентов разительно улучшает-
ся, и большинство больных самостоятельно возвращаются в
памяти к первым месяцам жизни, вспоминая один инцидент
раннего детства за другим. Создается такое впечатление, что
переживание первичной боли вскрывает хранилище памяти.
В понятиях первичной теории принимается в качестве ис-
ходного допущения, что не может быть невроза без напря-
жения. Полсловом напряжение я, в дан ном случае, имею в виду
неестественное напряжение, каковое не имеет места у психи-
чески здорового человека, это не то естественное напряжение,
в котором каждый из нас нуждается, чтобы нормально мыслить
и чувствовать. Неестественное напряжение является хроничес-
ким и представляет собой давление стремящихся получить вы-
ход отрицаемых или неразрешенных чувств и потребностей.
Везде, где я упоминаю понятие напряжение, я имею в виду
именно невротическое напряжение. То, что невротик ощущает
вместо реальных чувств измеряется степенью напряжения. При
уменьшении напряжения самочувствие улучшается, при уси-
лении напряжения, наоборот ухудшается. Всем своим поведе-
нием невротик добивается того, чтобы лучше себя чувствовать.
Откуда же появляется напряжение и какова его функция? Я
полагаю, что напряжение, будучи частью невроза, является ме-
ханизмом выживания, который мобилизует организм на удов-
летворение потребностей или же защищает организм от ощуще-
ния катастрофических для него чувств. В обоих случаях напря-
жение служит поддержанию непрерывности и цельности орга-
низма. Например, если нас не кормят, то голод побуждает нас
к поиску пищи и насыщению голода. Если к нам не прикаса-
ются и мы не получаем достаточной сенсорной стимуляции, мы
тоже испытываем побуждение к соответствующим действиям
и поисковому поведению. Если же такая неудовлетворенная