ти в течение, иногда, многих десятилетий. Многие пациенты
описывают этот момент как удар молнии, разбивающей весь
подсознательный контроль организма. Обсуждением крика и
его значения мы займемся в последующих главах. Здесь же до-
статочно будет отметить, что первичный крик является одно-
временно причиной и результатом разрушения защитной сис-
темы.
В течение первого часа я иногда заставляю пациента гово-
рить исключительно с его родителями. Разговор о них автома-
тически отвлекает больного от его чувства; в этом случае разго-
вор похож на обычную беседу двух взрослых людей. Так, паци-
ент может сказать: «Папа, я помню, как ты учил меня плавать и
кричал на меня, потому что я боялся опустить голову под воду.
Наконец, ты просто силой погрузил мою голову в воду». В этом
месте пациент обращается ко мне и говорит: «нет, вы можете
представить себе этого дурного сукиного сына, который топит
шестилетнего ребенка?» Я отвечаю: «Скажите ему, что вы чув-
ствуете!», и он говорит, вкладывая в свою тираду весь страх
|
|
шестилетнего мальчика. Это приводит к образованию других
ассоциаций, и теперь пациент погружается в то старое, испы-
танное им некогда чувство. Больной заговорит о том, как его
отец пытался учить его и другим вещам, и как страшно было
больному. «Однажды это была большая лошадь, а я не знал, как
на нее влезть, но он просто заставлял меня, крича, чтобы я лез
на нее, как могу. Лошадь взвилась на дыбы и понесла. На мое
счастье рядом оказался конюх, который остановил ее. Мой отец
не сказал ни слова». Снова я призываю пациента обратить на
отца свои чувства. Ассоциации могут задержать его на том уро-
ке жизни или напомнить о страшных ситуациях, когда отец не
позволял ему выказывать страх. Больной может внезапно пе-
реключить свое внимание на мать. «Почему она не остановила
его? Она была такой слабой. Она никогда не защищала меня от
него». Больной уже знает, что надо делать и обращается непос-
редственно к матери. «Мамочка, помоги мне. Мне так нужна твоя
помощь. Я боюсь!» Это может открыть путь к еще более глубо-
ким чувствам: рыданиям, слезам, судорогам в животе. Возника-
ют другие ассоциации с моментами, когда она не защитила ре-
бенка от «чудовища». Следуют новые яркие воспоминания и