зволит избавиться от всепоглощающего страха и устранить по-
требность в замещающем чувстве (боязни высоты).
Применяя методы выработки условных рефлексов, молча-
ливо предполагают, что человек — в большей или меньшей сте-
пени — машина, поведение которой задается изнутри или сна-
ружи внешними манипуляциями без участия сознания. Техни-
ка повторных упражнений и тренировок, которая применяет-
ся в системе образования и в армии, является приложением
данной философии. Молчаливо принимается допущение, что
невроз можно стойко устранить, даже если личность не имеет
ни малейшего понятия о том, что именно привело к иррацио-
нальному поведению или о том, в каких условиях оно прекра-
щается. Даже если оставить в стороне споры о психологичес-
ких основах условно-рефлекторной терапии, я весьма сильно
озабочен повсеместным распространением условно-рефлектор-
ных психотерапевтических методов. Такой взгляд на человека,
как на объект манипуляции тем или иным способом, есть часть
духа времени, часть дегуманизации человека, на фоне кото-
рой чувства, постановка целей, цели и интеллект суть лишь
вторичные явления, играющие вспомогательную роль в быс-
трейшем получении внешних положительных результатов. Я
думаю, что механистическое лечение человека является час-
тью общей поразившей мир болезни, каковая, кстати, в боль-
шой степени способствует возникновению неврозов. Боюсь,
что психология будет поглощена тотальной механизацией об-
щества, в котором внешние эффекты, поверхностные симп-
томы, как социальные (например, студенческие протесты), так
и личностные, будут искореняться карательными методами,
когда ни у кого не возникает и не может возникнуть вопрос:
«Отчего?»
Для того, чтобы понять суть симптома, надо хорошенько
«прощупать» человека. Мы всегда должны помнить, что каж-
дый человек имеет свою неповторимую личную историю.
Вероятно, отчасти проблема заключается в том, что осно-
вы условно-рефлекторного подхода были разработаны в экс-
периментах на животных, а потом была сделана экстраполя-
ция на человека. Но человек — не животное.