Полагаю, что теория условного рефлекса сыграла важней-
шую роль в истории образования, обучения и воспитания, а
также в психологии — а именно в психологии обучения и вос-
питания. Разумеется, существуют определенные условия, ко
торые усиливают способность к обучению, или наоборот — по-
давляют ее. Полезна и теория обучения: как люди обучаются —
при каких условиях, насколько важен возраст и т.д. Все это
вполне достойные области исследования. Но мне кажется, что
теория обучения не будет полезной для понимания невероятно
сложных процессов возникновения и формирования невроза.
Потребности являются одновременно и физическими и мен-
тальными феноменами, и мне непонятно, как можно игнори-
ровать потребности и одновременно утверждать, что занима-
ешься лечением невроза. Я рассматриваю процесс возникно-
вения и течения невроза как тотальный психофизический фе-
номен, в то время как процесс обучения является, в первую
очередь, ментальным. Так, манипуляции исключительно на
|
|
ментальном уровне не могут привести к качественным измене-
ниям в психофизической системе.
Школа рациональной психотерапии
Рациональный подход к лечению невроза является после-
дним достижением Альберта Эллиса. Рациональную психоте-
рапию не считают разновидностью бихевиоризма, но некоторые
методы их весьма сходны между собой. Например, специалист
по рациональной психотерапии может посоветовать гомосексу-
алисту попробовать вести себя гетеросексуально, постоянно по-
вторяя себе такие фразы, как «Я люблю женщин; я не боюсь их.
Мне нравится секс с ними». В данном случае оценивается толь-
ко внешнее поведение, при этом врач надеется, что сочетание
«желательного» поведения с соответствующими ментальными
ассоциациями поможет изменить привычку. В основе метода
рациональной психотерапии лежит убеждение в том, что не-
вротик привык говорить себе неверные веши. То есть, он по-
стоянно и подсознательно говорит себе предложения, которые
провоцируют его на дезадаптивное или иррациональное пове-
Артур Янов
дение. Если пациент начинает осознавать произносимые им
предложения и поменяет их на утверждения с рациональным
содержанием, то соответствующим образом изменится и его
поведение. В своей последней брошюре Альберт Эллис пишет
об этом так:
Подход Института [рациональной] психотерапии основан
На убеждении в том, что индивиды могут научиться жить ра-
Ционально, осознав, что их саморазрушительные эмоции и
Поведение проистекают от их собственного алогичного мыш-