Первичный крик 301

Полагаю, что теория условного рефлекса сыграла важней-

шую роль в истории образования, обучения и воспитания, а

также в психологии — а именно в психологии обучения и вос-

питания. Разумеется, существуют определенные условия, ко

торые усиливают способность к обучению, или наоборот — по-

давляют ее. Полезна и теория обучения: как люди обучаются —

при каких условиях, насколько важен возраст и т.д. Все это

вполне достойные области исследования. Но мне кажется, что

теория обучения не будет полезной для понимания невероятно

сложных процессов возникновения и формирования невроза.

Потребности являются одновременно и физическими и мен-

тальными феноменами, и мне непонятно, как можно игнори-

ровать потребности и одновременно утверждать, что занима-

ешься лечением невроза. Я рассматриваю процесс возникно-

вения и течения невроза как тотальный психофизический фе-

номен, в то время как процесс обучения является, в первую

очередь, ментальным. Так, манипуляции исключительно на

ментальном уровне не могут привести к качественным измене-

ниям в психофизической системе.

Школа рациональной психотерапии

Рациональный подход к лечению невроза является после-

дним достижением Альберта Эллиса. Рациональную психоте-

рапию не считают разновидностью бихевиоризма, но некоторые

методы их весьма сходны между собой. Например, специалист

по рациональной психотерапии может посоветовать гомосексу-

алисту попробовать вести себя гетеросексуально, постоянно по-

вторяя себе такие фразы, как «Я люблю женщин; я не боюсь их.

Мне нравится секс с ними». В данном случае оценивается толь-

ко внешнее поведение, при этом врач надеется, что сочетание

«желательного» поведения с соответствующими ментальными

ассоциациями поможет изменить привычку. В основе метода

рациональной психотерапии лежит убеждение в том, что не-

вротик привык говорить себе неверные веши. То есть, он по-

стоянно и подсознательно говорит себе предложения, которые

провоцируют его на дезадаптивное или иррациональное пове-

Артур Янов

дение. Если пациент начинает осознавать произносимые им

предложения и поменяет их на утверждения с рациональным

содержанием, то соответствующим образом изменится и его

поведение. В своей последней брошюре Альберт Эллис пишет

об этом так:

Подход Института [рациональной] психотерапии основан

На убеждении в том, что индивиды могут научиться жить ра-

Ционально, осознав, что их саморазрушительные эмоции и

Поведение проистекают от их собственного алогичного мыш-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: