Рококо в культуре Центральной и Восточной Европы

1. Понятие, истоки, основные черты, эстетика

2. Рококо в архитектуре Германии

1. Рококо́ (фр. rococo, от французского rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине 18 в. во время регентства Филиппа Орлеанского.

Сам термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,— его главный признак. В критике «испорченного вкуса» особенно преуспели энциклопедисты. Термин "рококо" в ироничном смысле использовал Ж.-Ж. Руссо, когда высмеивал нравы "эпохи маркиз". Однако до середины 19 в. слово "рококо" не являлось названием стиля, его употребляли исключительно в негативном значении, иногда в качестве синонима слова "барокко. Швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт использовал термин "рококо" для обозначения деструктивной стадии развития любого художественного стиля, в частности поздней Готики С 1759 г. в Германии встречается синоним "рокайля" — «Grillenwerk" ("вычурная работа"). Появление же самого слова "рокайль" связано с эстетикой большого стиля эпохи "Короля Солнце" Людовика XIV. После помпезного века Людовика XIV центром формирования новой культуры стал не парадный дворцовый интерьер или просторы Версальских садов, а салон, быт частного дома. Заправляли французскими салонами женщины, именно они создавали среду, в которой формировалась новая аристократическая культура с собственным языком — изящным, галантным и ироничным. Женщина стала главным объектом искусства. Огромная армия портных, парикмахеров, декораторов, ювелиров, живописцев, ткачей, мебельщиков создавала удивительные вещи. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743 г.), маркизы де Помпадур (с 1745 г.), графини Дю Барри (с 1769 г.). Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. Полстолетия спустя живописец французского Неоклассицизма Ж.-Л. Давид презрительно назвал стиль Рококо "эротическим маньеризмом", русский поэт В. Я. Брюсов — "веком суетных маркиз".Во французских парках регулярного стиля, в частности в Версале, было принято устраивать потайные павильоны, которые стилизовали под естественные пещеры — гроты. внутри их оформляли как морское царство Нептуна с фонтанами, ручейками и лепными украшениями в виде раковин. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Однако происхождение термина связано не со словом "раковина", а со словом "грот, камень, скала" (франц. Roc)., что тоже вполне объяснимо.

Наряду с различными трактовками понятия «рококо» дискутируется и проблема самостоятельности стиля: рококо – это разновидность барокко, отказавшегося от монументальности, или самостоятельный стиль?

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративность интерьеров и композиций, большое внимание к мифологии, эротизму, личному комфорту.

Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Принцип архитектуры рококо: ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. В отличие от других стилей, рококо не стал придворным искусством. Большинство построек – частные дома французской аристократии: городские особняки (отели) и загородные дворцы. Первым сооружением в стиле рококо во Франции стал Отель Субиз (по имени принца де Субиза), архитектор Пьер Алексис Деламер (1675-1745). Он имел необычный Овальный зал, углы которого были закруглены, а картины помещены в криволинейные рамки. Интерьеры отеля Субиз, как и других особняков первой половины столетия, представляют собой изысканный и органичный ансамбль архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства.

В живописи – свежесть и нежность красок (розовый, алый, бирюзовый), эротизм сюжетов, овальная форма рамок. Основоположник рококо в живописи – Антуан Ватто (1684-1721) –«Паломничество на о-в Киферу Создал новый тип сцен «Галантные праздники» - аристократические пасторали придуманного мира: «Праздник любви», «Радость жизни», «Общество в парке» (с. 582-4).

Франсуа Буше (1704-1770) – «Купание Дианы», «Туалет Венеры»: «Юпитер и Каллисто»

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) – «Поцелуй украдкой»), «Фонтан любви», «Триумф любви», («Качели.

На смену монументальной и портретной скульптуре пришла скульптура малых форм – статуэтки, фарфоровые безделушки. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.

Среди французских скульпторов этого стиля следует отметить две крупные личности – Клодион и Фальконе.

Клодион (Клод Мишель, 1738-1806). Сатир и нимфа, 1770, Париж, Лувр; Фавн, Речная нимфа, Девушка с ребенком, Вакхические сцены, 1788, обе —Нимфы, устанавливающие герму Пана (

Этьен Морис Фальконе (1716-1791) – «Пигмалион и Галатея», «Аполлон и Дафна». Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», «Милон Кротонский»:

Большое внимание стало уделяться интерьерам, прежде всего, мебели. Тяжеловесная и помпезная мебель 17 в. сменяется более уютными шезлонгами, креслами и диванами, небольшими комодами и консольными столиками. Они покрыты изящной резьбой в виде завитков, раковин и букетов, росписями, изображающими китайские и пасторальные мотивы, и инкрустациями из черепахи, слоновой кости, перламутра, древесины ценных пород. Подобно тому, как узор в рокайльном фарфоре оставлял свободное поле «резерва», в мебели бронзовые накладки легкой гирляндой обрамляют часто ничем не украшенную поверхность, составленную из драгоценных пород дерева разных оттенков. В прихотливости конструкции и орнамента ускользает ясность очертаний, миниатюрность и изысканность соответствуют характеру интерьера.

Мода претерпела серьёзные изменения. Из Пруссии – парики: косы с 4-угольным бантом из чёрной тафты на конце, иногда 2 и более кос. Для каждого сословия – свой фасон парика. Затем стали причёсывать волосы как парик и пудрить.

Символ достатка – перчатки, часы, трость, табакерки.

Женский костюм: накрахмаленные юбки на каркасе из тростниковых и стальных обручей и распорок китового уса (1722 г. Нидерланды – субсидия в 600 тыс. флоринов об-ву китоловов, прибыльное дело). Каблуки до 15 см. причёски – в 8 раз больше головы, укрепляли проволокой и китовым усом, украшали павлиньими и страусиными перьями, шнурами, жемчугом, цветами. Мария-Антуанетта: горы, ручьи, долины; лес, парки, корабль с пушками. Болезнь волос – скромный кудрявый парик.

Мужской костюм: застёгнутый укороченный кафтан с использованием китового уса, в конце 18 в. – фрак без карманом с узким стоячим воротником.

Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах - Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова, Рокотова и Боровиковского.

2. Наибольшее распространение из стран Центральной и Восточной Европы рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Венцеслаус фон Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.

Архитектор Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Это уникальное сооружение относят как к барокко, так и к рококо. Все парковые сооружения (легкие ажурные беседки, скульптура) этого ансамбля выполнены в стиле рококо. Одним из наиболее интересных парковых строений является Китайский чайных домик — это садовый павильон в парке летного дворца. Сооружение было построено по приказу прусского короля Фридриха Великого как украшение для его летней резиденции. Проект был поручен архитектору Иоганну Готтфриду Бюрингу. Очертания китайского домика напоминают форму листа клевера. К круглому залу в центре сооружения примыкают три кабинета, которые разделены между собой открытыми верандами. Крыша выполнена в виде шатра. На куполе установлена фигура сидящего под зонтом китайского мандарина. Авторами позолоченных скульптурных групп и отдельных фигур являются скульпторы Бенкерт и Хеймюллер. Внутри домика представлена коллекция китайского и японского фарфора.

Крупнейший представитель германского рококо Бальтасар Нейман создал в Баварии Вюрцбургский дворец. Его строительство началось в 1720г. в стиле барокко, но обстановка и внутреннее убранство выдержаны в стиле раннего немецкого рококо, что является заслугой декораторов Франца Антона Шлотта, Иоганна Вольфганга ванн дер Авера, Карла Максимилиана Маттерна, Иоганна Колера. Росписи дворца выполнены в характерных для рококо белых, золотых и пастельных красках.

Ансбах – резиденция маркграфов под Нюрнбергом, выполнена в традициях средневекового замка, неоднократно перестраивалась. Внутренняя отделка перестроенной части выполнена Леопольдом Ретти. Потолочные фрески – Карло Карлоне. Мебель – одним из луших мастеров Мартином, Шумахером.

Дворец Нимфенбург находится на западе Мюнхена в районе Нойхаузен-Нимфенбург. Строительство его было начато по указу курфюста Фердинанда Марии архитектором Агностино Барелли в 1664 году и закончено в 1675 году, после чего замок неоднократно расширялся. Изначально дворец был построен в стиле барокко.

Внутри дворца представляют интерес: Большой зал в стиле рококо, украшенный фресками Циммермана; знаменитая Галерея красавиц с портретами 36 самых красивых европейских женщин работы Штилера; Лаковый кабинет с чёрными и красными лакированными китайскими панелями; потолочные росписи, выполненные по эскизам мастера рококо Кювилье.

Дворцовый парк и его павильоны (Баденбург – банный домик, Пагоденбург – китайский домик) образуют с дворцом единое целое. Особый интерес среди парковых сооружений представляет охотничий дворец –павильон Амалиенбург. Он был построен в 1734 – 1739 годах курфюрстом Карлом Альбрехтом для своей супруги, дочери императора, Марии Амалии. Расположили его симметрично келье Магдалены относительно Большого канала. Проектировал здание в стиле рококо и руководил строительством Франсуа Кювилье-старший. Отделку дворца по его проекту выполнили Йоханн Циммерман, Йоханн Йоахим Дитрих и Джозеф Паскуалин Моретти.

Азамкирхе – великолепное здание в стиле рококо, было построено братьями Азам - блестящими архитекторами того времени, которые возводили его как частную часовню с 1733 года по 1746 год. Барочную архитектуру оба брата изучали в Риме. Эгид Квирин был не только архитектором, но и прекрасным скульптором, а Космас Дамиан – талантливым фресковым живописцем.

Эта часовня так понравилась жителям Мюнхена, что братья позволили использовать ее в качестве приходской церкви, которая была названа в честь ее создателей – Азамкирхе.

Вход Азамкирхе оформлен рукотворными каменными валунами, а фасад украшают скульптура св. Иоанна Непомуцкого, которому посвящена церковь, и портретные медальоны папы Бенедикта

Интерьер Азамкирхе «сплетен» из овалов, изгибов и завитков. Фреска на потолке изображает сцены из жизни святого и паломников, стоящих возле его гробницы.

Алтарь второго яруса над табернаклем обрамлен причудливыми витыми колоннами и фигурами двух ангелов – творение Игнаца Гюнтера 1767 года. По бокам от главного алтаря расположены портреты братьев Азам: слева – Эгид Квирин, а справа – Космас Дамиан. Доминанта восточной части церкви – Престол Благодати - творение Эгида Квирина, который изобразил Бога-Отца, являющего миру своего распятого Сына. Свет в Азамкирхе льется через овальное окно, которое украшено золочеными солнечными лучами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: