Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.
Представляется, что понятие “аграрные договоры” шире понятия “сельскохозяйственные договоры”. К группе аграрных договоров, помимо сельскохозяйственных, нередко относят договоры на переработку готовой сельскохозяйственной продукции, заключаемые между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, например, договоры на переработку зерна в муку.
Договор контрактации – з акупки для государственных нужд, т. е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующих расчёт и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
|
|
Суть этого договора состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта - непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъектов - производителя такой продукции и, как правило, специализированного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора самого его предмета еще не существует - эта продукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора контрактации - это “будущие вещи”.
Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или поставки для государственных нужд.
|
|
Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем договора контрактации и не употребляет само понятие этого договора как правового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный.
Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.
Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.
При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели ещё одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Главная особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.
Вторая сторона договора закупки и поставки - потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.
Торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
|
|
Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами Российской Федерации.
Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).
По законодательству о производственно-техническом обслуживании сельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществления можно выделить следующие разновидности договоров:
на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями;
на агрохимическое обслуживание;
на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей;
на полив сельскохозяйственных культур;
на высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.
Наибольшее применение и распространение в практике сельскохозяйственных коммерческих организаций, а ранее - колхозов и совхозов, получил договор на производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых условий договоров могут быть включены и дополнительные права и обязанности сторон.
По законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на разнообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объединены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.
|
|
Из названных отношений определенная самостоятельность и известное единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий - ремонт, механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) - ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техническое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизированные работы регулировались Положением о порядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ.
Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Возникающие здесь отношения регулируются на основе Положения о порядке заключения и исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными) производственными объединениями по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства предприятиями и организациями системы Союзсельхозхимия.
Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать хозрасчетные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с неисполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обязательств.
На основе договора предприятие по агрохимическому обслуживанию выполняет такие работы, как известкование и гипсование почв, мелиоративная вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, обслуживание сельскохозяйственной авиации, обработка семян и кормов химическими препаратами, комплексное агрохимическое окультуривание малопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметной документации, землеройные и другие агрохимические работы.
Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей заключается предприятиями и организациями системы мелиорации и водного хозяйства с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Предметом договора являются содержание в исправном состоянии внутрихозяйственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству растениеводства на определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель.
К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной организации относится: выполнение всего комплекса работ, предусмотренных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной документации и графике; извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станциях и скважинах вертикального дренажа; составление необходимой проектно-сметной документации по заявкам заказчика.
По договору на полив сельскохозяйственных культур исполнитель - соответствующее водохозяйственное предприятие - обязуется поддерживать на обслуживаемых землях сельскохозяйственных коммерческих организаций оптимальную для сельскохозяйственных культур влажность почвы на определенной договором площади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответствующая сельскохозяйственная коммерческая организация) и исполнитель на указанной основе обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программы производства продукции растениеводства, прилагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части.
Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плану полива сельскохозяйственных культур; обеспечение технической эксплуатации внутрихозяйственной оросительной сети; извещение заказчика не позднее, чем за два дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др.
Договор на высокоэффективное использование мелиорированных земель имеет ряд особенностей по сравнению с другими договорами на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций. Во-первых, он заключается после рассмотренных выше названных договоров. Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание на стороне исполнителя выступает один субъект - соответствующее обслуживающее предприятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т. п.), то в данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и ответственность сторон.