Заключение

Переселенческое движение и формирование рус­ского, украинского и белорусского населения на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX — начале XX в. остается слабоизученной страницей истории восточнославянских народов. Эти процес­сы происходили на фоне коренных социально-эко­номических и политических преобразований в стра­не и в сложных условиях новой среды обитания. Все это обусловило затяжной и малорезультативный характер заселения и освоения Черноморского по­бережья.

Для материальной и духовной культуры русских, украинских и белорусских переселенцев в этот пе­риод были характерны процессы взаимовлияния и заимствования, которые создали предпосылки для формирования общевосточнославянского культур­ного комплекса. Однако наряду с положительными моментами этих процессов происходило сглажива­ние и исчезновение национальных особенностей представителей восточнославянских народов, ущем­лялось развитие украинского и белорусского язы­ков.

Что касается развития данных групп населения в послереволюционный период, то оно шло в общем


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


русле социальных изменений, характерных для всех народов бывшего Советского Союза. В 1926 г. об­щая численность населения Сочи составляла 44026 человек, из них в городской черте проживало 14605 человек, а в сельской местности — 29421 человек. Городское население насчитывало 5552 русских, 1466 украинцев и 211 белорусов.

В дальнейшем можно выделить (условно) еще три волны заселения побережья представителями вос­точнославянских народов:

1) конец 20-х — начало 30-х гг. (основной поток
населения был из Украины и Белоруссии в резуль­
тате разразившегося там голода);

2) конец 40-х — начало 50-х гг. (основной поток
населения — из разоренных войной областей Рос­
сии, Украины, Белоруссии);

3) середина 70-х — 80-е гг. (активные миграцион­
ные процессы жителей Кубани, других регионов
России, Украины, Белоруссии).

Культурно-бытовая интеграция, начавшаяся более века тому назад, в определенной степени от­разилась и на современном состоянии культур русского, украинского и белорусского населения Сочи. Процессы межэтнической интеграции ох­ватили все сферы жизнедеятельности. Однако в каждой из этих сфер они проявлялись неодинако­во. Наиболее активной интеграции подверглись


идеология, мировоззренческие взгляды, основные жизненные ценности, общеобразовательные зна­ния, массовые культурные навыки. Более устой­чиво национальные особенности сохраняются в семейном быту: нормы поведения в семье, свадеб­ные и похоронные обряды, традиции питания. Но, к сожалению, многие национальные обряды, обы­чаи и праздники русских, украинцев и белорусов забыты.

Одной из важных сторон этнических процессов являются этноязыковые изменения—русский язык занял ведущее место во всех сферах деятельности. В школах по-прежнему не изучаются украинский и белорусский языки, отсутствуют периодические издания на этих языках. По переписи населения 1989 г., в Сочи (все население — 361,2 тыс. чело­век) проживают 254,2 тыс. русских, 21,9 тыс. укра­инцев, 4 тыс. белорусов. Из числа украинского и белорусского населения соответственно 13,1 тыс. человек и 2,5 тыс. человек считают своим родным языком русский.

В 1991 г. был создан Украинский культурный центр г. Сочи, в 1995 г. организовалась белорус­ская община "Белая Русь". В Центре национальных культур Лазаревского района функционируют цен­тры казачьей (с 1991 г.), русской (с 1992 г.), украинс­кой (с 1995 г.) и белорусской (с 2001 г.) культур.





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


А

мшенские армяне — этническая груп­па армянского народа. Формирова­ние и развитие амшенских армян про­исходило в исторической области Понт (южное побережье Черного моря от Батуми до Сино-па). На этой территории с VIII в. до последней четверти XV в. существовало Амшенское ишхан-ство (княжество). Предполагается, что амшенс-кие армяне — потомки древних мигрантов из юго-восточных историко-этнографических обла­стей Армении. Версия происхождения названия: "Амам" — имя нахарара (князя) из рода Амату-ни, "шен" — город, селение. Позднее название "Амамашен" трансформируется в "Амшен", от­куда в дальнейшем в литературе стал употреб­ляться термин "амшенские армяне", то есть вы­ходцы из Амшена. С XV в. территория Понта — в составе Османской империи (Турции).

Амшенские армяне — христиане; делились на ряд субэтнических групп (трапизонцы го­родские и сельские, ордуйцы, джаникцы). От-


дельную этноконфессиональную группу со­ставляли хемшилы — потомки исламизирован-ных амшенских армян ("хемшилы" — тюрки-зированная форма от "амшенцы"). Основная масса армян-мусульман проживает в Турции, незначительное число — в Казахстане, Кирги­зии, России (Апшеронский и Белореченский районы Краснодарского края) и Грузии (Ад­жария).

С середины 60-х гг. XIX в. амшенские армя­не-христиане переселяются на Кавказское по­бережье Черного моря и близлежащие терри­тории. Причины: приглашение Российского правительства, тяжелое политическое и соци­ально-экономическое положение амшенских армян в Турции. После трагических событий в Турции в конце XIX — начале XX в. (массо­вые погромы и истребление христианских на­родов) поток армянских беженцев на Черно­морское побережье Кавказа усиливается. Ос­новные миграции происходили из Трапезунд-ского вилайета: городов Терме, Орду, Самсун, Синоп, Трапезунд (ныне Трабзон) и др.

В 80-90-х гг. XIX в. амшенские армяне посе­лились в Сочинском округе, и к началу XX в. они проживали в 22 селах (Лоо, Уч-Дере, Вар-дане, Веранда, Хобза и др.).

В 1897 г. в Сочинском округе проживало 3857 амшенских армян, в 1916 г. — 13590.

Компактное расселение амшенских армян, особенно в сельской местности, в привычных для них природных условиях, и оторванность от основного этнического ядра — Армении во многом способствовали сохранению их этно­культурной специфики. В то же время значи­тельное влияние на их повседневный быт ока­зали традиции местного населения. Долгое вре­мя характерной чертой оставался общинный уклад жизни. Сельская община содержала цер­ковь и школу. В 1908-1909 гг. в Сочи был из­бран совет по армянским школам округа; рабо­тали 10 школ, где обучались 300 детей. В 1913 г. было открыто армянское училище.

Основные занятия амшенеких армян: земле­делие (кукуруза и пшеница) и скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот, буйволы, сви­ньи, лошади). Значительное развитие получи­ли табаководство и садоводство.

Традиционный мужской костюм: рубаха, кофта, безрукавка или куртка, широкие шалва-ры с обмотками до колен, ремень или тканый пояс, головной убор — башлык.

Традиционная женская одежда: рубаха, шал-вары, платье или юбка с кофтой, безрукавка или нагрудник, куртка, фартук и пояс, головной убор


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


— комбинация из феса женского типа, эткапа (особого платка для фиксации феса), самого платка и покрывала. Общий вид обуви — ко­жаные тапочки-чарыки (чорохи).

Основная масса амшенских армян осела на территории нынешних Краснодарского края и Абхазии (примерно 150 тыс. человек в 1989 г.), Аджарии (16 тыс. человек в 1985 г.), Армении (около 10 тыс. человек в начале 1990-х гг.).

В настоящее время большинство амшенских армян традиционно проживает в сельской мес­тности: компактно в селах Адлерского и Лаза­ревского районов г. Сочи. Хотя общеэтничес­кое самоназвание армян (хай) стало преобла­дать, сохраняется локальное деление на джаник-цев, ордуйцев и трапизонцев. Определить чис­ленность амшенских армян без специальных исследований трудно, так как в Сочи прожива­ют армяне из различных регионов. По перепи­си 1989 г., все армянское население Сочи соста­вило 52628 человек. Его численность значитель­но увеличилась в 90-е гг. в связи с миграцией — в основном из Закавказья.

Сохраняются блюда традиционной кухни: шашлык, хашлама, хаш, толма, плов с изюмом, лоби, гата, турша, мацун, кукурузные и пшенич­ные лепешки.

Современная свадьба проходит в целом по традиционному ритуалу; устойчивы обычаи


похоронно-поминального цикла.

Традиционные музыкальные инструменты: зурна, кеманча, барабан-даул.

Несмотря на социально-экономические и по­литические преобразования в нашей стране, амшенские армяне стремятся не только сохра­нить, но и вернуть к жизни свои национальные традиции в быту, языке и культуре. В конце XX в. набирает силу процесс национального возрож­дения. В 1989 г. создается Сочинский городс­кой армянский культурный центр "Севан" (в настоящее время — общественная организация "Армянская община "Севан"), в 1992 г. — рай­онный Центр армянской культуры в пос. Лаза­ревское. В Адлере в 1995 г. открыта средняя школа с преподаванием на литературном вос-точноармянском языке, на котором ведется пре-подавание и во многих других школах г. Сочи (предмет или факультатив), хотя в быту сохраняются диалекты и говоры. С 1998 г. в Адлере действует храм Сурб Саркис Армянской Апостольской Церкви.

В 2000 г. житель Адлерского района Э.А. Каладжян в специально построенном павильо­не открыл этнографическую выставку, где пред­ставлены собранные им экспонаты, рассказы­вающие об истории переселения амшенских армян на Черноморское побережье Кавказа, их материальной и духовной культуре.




.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Г

реческое население Сочи составляют потомки переселенцев XIX-XX вв. из Турции, главным образом из исто­рической области Понт (Черноморское побе­режье от Батуми до Синопа).

Самоназвание—ромеос ("римлянин", поддан­ный Восточной Римской империи, Византии). Численность в Сочи — 4516 человек (1989 г.). Говорят на понтийском (черноморском) наре­чии новогреческого языка, в основе которого

ионический диалект древнегреческого языка. Верующие — православные.

Переселение греков на северо-восточный бе­рег Черного моря началось после окончания Кавказской войны (1864 г.). Миграция греков была инициирована Российским правитель­ством в целях экономической колонизации по­бережья.

Первыми поселениями греков на террито­рии современного Сочи были: Калиновка, Вишневка, Лазаревская, Первинка (1869 г.). Во второй половине 1870-х гг. греки обосновались в селениях Лесном (в верховьях р. Кудепста) и Высоком. Греческое селение Красная Поляна было образовано в 1878 г. выходцами из Став­ропольской губернии в составе 30 семей.

По сведениям на 1891 г., в Сочинском отделе Черноморского округа числилось 1187 греков, в 1897 г. в Сочинском округе Черноморской гу­бернии— 1170.

Новая волна иммиграции греков явилась


следствием их преследования турецким прави­тельством в годы первой мировой войны. Пос­ледний приток греческих переселенцев из Тур­ции относится к первой половине 1920-х гг. Он был связан с решением Лозаннской конферен­ции 1922-1923 гг. о взаимном обмене греческим и турецким населением.

Основным хозяйственным занятием греков в конце XIX — начале XX в. было табаковод­ство — разведение высокосортных видов та­бака "Трабзон", "Самсун" и "Дюбек". Греки занимались также хлебопашеством (сеяли в основном пшеницу), домашним животновод­ством, производством молочных продуктов, изготовлением и ремонтом медной посуды.

На формирование традиционной культуры греков оказали влияние этнокультурные кон­такты с соседними народами Малой Азии, прежде всего с турками, армянами, лазами. Во второй половине XIX в. греки-мужчины пере­шли в основном на ношение "лазского" кос­тюма, у греков полностью черного. Среди го­родских греков широкое распространение по­лучил турецкий головной убор — фес с кистью, часто обвязанный платком наподобие чалмы. В сельской местности мужская и женская одеж­да продолжала сохранять свои традиционные компоненты. После переселения на Кавказ у мужчин-греков появился новый тип костюма — "кавказский", сосуществовавший с элемен­тами народной одежды.

Урбанизация, начавшаяся в Турции, усилилась после переселения греков в Россию и прекратила развитие народной одежды. Традиционный кос­тюм сохранился как праздничный и ритуальный (свадебный, похоронный). В настоящее время су­ществуют "вторичные" формы традиционных ко­стюмов — сценическая одежда фольклорных кол­лективов.

Долгое время после переселения на Кавказ в се­мейных обрядах понтийских греков сохранялись многочисленные архаичные пережитки, как древ-


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


негреческие, так и инокультурные. К древним ком­понентам свадьбы греков относятся послесвадеб-ный ритуал молчания молодой, запрет на обраще­ние к родным мужа по имени, омовение и целова­ние ног родственникам мужа, обсыпание молодых хлебными злаками. Древнегреческие корни имеет хороводный свадебный танец с зажженными све­чами хорон-фтимихма, а также некоторые обычаи: купание жениха и невесты перед свадьбой, целова­ние рук родственникам мужа, бросание женихом яблока в невесту.

Длительное время в быту понтийских греков сохранялся коллективистский характер праздно­вания наиболее популярных православных праз­дников — Пасхи, Дня Св. Георгия, в честь мест­ных храмов. Соблюдались календарные празд­ники: колядования на Новый год (как и на Рож­дество), который отмечался как День Св. Васи­лия. Сохранялись национальные танцы (преиму­щественно коллективные, реже парные), песни под аккомпанемент трехструнной смычковой лиры (кемендже), а также бубна и гармоники.

Еще в 30-х гг. XX в. понтийские греки име­ли письменность на димотике (народная фор­ма новогреческого языка).

В 1930-х гг. греческие школы и церкви были закрыты. Тогда же в Сочи перестал издавать­ся вкладыш в городской газете "Красное зна­мя" на греческом языке.

В 1936-1938 гг. греческое население Сочи подверглось репрессиям. Значительная часть греков была выселена в Среднюю Азию и Ка­захстан как "неблагонадежный элемент" под предлогом отсутствия у них советского граж­данства.

Вторичная волна репрессий против греков относится к 1949 г. В середине 1950-х гг. гре­кам было разрешено вернуться к прежним ме­стам проживания.

В настоящее время компактных греческих се­лений не существует. Потомки понтийских гре­ков ныне живут в городской черте. Греки сохра­нили четкое национальное самосознание. Тради­ционная культура греков достаточно однородна. Вместе с тем в ней сохранились определенные локальные отличия, что, по-видимому, объясня­ется прежним делением переселенцев на самсун-цев, трабзонцев и др.

В 1990 г. была создана Сочинская городская общественная организация российских греков "Эноси". Существует городской центр по изу­чению новогреческого языка. В ряде школ го­рода греческий язык изучается факультативно.

В 1993 г. в Лазаревском районе создан Центр греческой культуры.


Г

рузинское население Сочи — в основ­ном потомки переселенцев 80-х гг. XIX — начала XX в. из Грузии, преимуще­ственно из Кутаисской губернии.

Общее самоназвание — картвели. Численность в Сочи (1989 г.) — 5,6 тыс. человек. Язык — гру­зинский на картлийской диалектической основе. Письменность на основе грузинского алфавита. Верующие — христиане (православные).

Грузины поселяются в Сочинском отделе Чер­номорского округа после окончания Кавказской вой­ны (1864 г.). В 1881 г. на месте бывшего (до 1874 г.) сел. Пластунского, где ранее проживали отставные женатые солдаты Кавказской армии, выходцами из Кутаисской губернии (имеретинами-лечхумца-ми) было основано грузинское селение.

С 1881 по 1886 г. в Пластунскую переселилось 57 грузинских семей, с 1886 по 1894 г. — 23. В 1891 г. в деревне было 73 двора. В них прожива­ли 396 человек, в том числе имеретин — 381, мегрелов — 15 человек. В 1896 г. в Пластунской числилось 80 семей. В посаде Сочи в 1891 г. гру­зинское население составляло 440 человек (из 460 жителей). Всего в это время в Сочинском отделе проживало 836 человек грузинской на­циональности (все грузинское население Черно­морского округа), что составляло 14,4% всего населения участка: имеретины — 742 человека, мегрелы — 87, картлийцы — 7 человек.

По Первой Всеобщей переписи населения Рос­сийской империи (1897 г.), в Сочинском округе числился 1001 грузин. По субэтническим груп


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


пам грузинское население распределялось сле­дующим образом: картлийцы — 672 человека, мегрелы — 269, имеретины — 52, хевсуры — 2, лазы — 6 человек.

В 1899 г. население дер. Пластунской насчи­тывало 526 человек, из них картлийцев — 513, мегрелов — 7, имеретин — 6. В деревне име­лось 78 дворов, жилых построек в них — 90, хозяйственных — 360. Здесь действовали сель­ское одноклассное училище, церковь Равноапо-стольской Нины, просветительницы Грузии.

На 1 января 1916 г. в Сочинском округе про­живали 4336 грузин, в том числе в посаде Сочи — 1750 человек.

В конце XIX в. жители дер. Пластунской владе­ли 30 десятинами земли на семью, но эксплуатиро­вали в среднем по 2,8 десятины. Основными заня­тиями грузин были земледелие (выращивали куку­рузу, пшеницу), домашнее животноводство (держа­ли свиней, волов, коров, коз, овец, лошадей), в не­большом объеме занимались пчеловодством.

Землю обрабатывали плугом, состоящим из куска изогнутого дерева с железным лемехом (горское рало), мотыгами. Из подсобных про­мыслов существовали: заготовка и продажа дров и леса со своих наделов, а также сбор оре­хов и каштанов на местах бывших горских по­селений и их продажа.

Усадьба грузинских переселенцев состояла из деревянного дома, крытого дранью, сарая для


скота, амбара на высоких столбах для хранения зерна и початков кукурузы. При усадьбе у мно­гих имелся небольшой сад; некоторые возделы­вали виноград.

В 1979 г. грузинское население Сочи состав­ляло 4216 человек. По переписи 1989 г., из 5621 человека грузинской национальности в городс­кой черте проживали 4860 человек, в сельской местности — 761 (все в с. Пластунка Барановс­кого сельского округа Хостинского района). В результате военного конфликта в Абхазии часть грузинских беженцев в середине 90-х годов осе­ла в Сочи.

Несмотря на определенную денационализацию культуры, в настоящее время грузины сохраняют некоторую традиционность в поведенческих ус­тановках, этикете, в застолье, в духовной культу­ре. Система питания во многом сохраняет этни­ческую специфику: предпочтение сыров типа су-лугуни, осетинского, употребление разнообраз­ной зелени, лобио, овощей, шашлыка, использо­вание множества специй, острых приправ, пред­почтение определенных сортов хлеба, например лаваша. В одежде сохраняются лишь некоторые традиционные элементы, прежде всего привер­женность к черной или темной цветовой гамме тканей у женщин. Некоторые мужчины носят шапочку сванури, в трауре следуют общеприня­той цветовой гамме. Более традиционно застолье — порядок тостов, форма их подачи, стилистика речи выступающего. В определенной мере сохра­няется следование особому половозрастному принципу рассаживания гостей за столом — стар­ших на более почетные места, женщин друг с дру­гом. Застолье обязательно ведет тамада.

С 1994 г. в Сочи существует грузинский куль­турный центр "Иверия". При центре создан дет­ский фольклорный танцевальный коллектив. Издается газета "Сочинская Иверия". В ряде школ города изучается грузинский язык.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


П

осле окончания Кавказской войны экономическое освоение новых тер­риторий началось с расселения на Черноморском побережье солдат, служивших на Кавказе. Первые поселения были образованы солдатами второй, третьей и четвертой рот Вто­рого Кавказского линейного батальона в доли­нах рек Западный Дагомыс и Шахе. Поселки так и были названы: Вторая Рота, Третья Рота, Чет­вертая Рота. В 80-90-е гг. XIX в. в эти края дви­нулась масса переселенцев — безземельных кре­стьян, выходцев из центральных губерний Рос­сии, Украины, Белоруссии.

Первыми переселенцами, обосновавшимися в сел. Вторая Рота, были Зайченко, Узуновы, Звя­гинцевы, Асташко, Потаповы. В сел. Третья Рота — Соборные, Зоткины, Юдины, Сидоренко, Светляки, Ковалевы, Подовейниковы, Ткачи, Во-лошенко, Вегера, Данелюки, Ватеевы, Реме(я)ню-ки, Бондари, Тимченко, Николайчуки; в сел. Чет­вертая Рота (в настоящее время не заселено) — Михайловы, Емельяненко, Орляхины, Чербулен-ко, Нестерюки, Матюшко, Баловы. Недалеко от Третьей Роты расположился хутор, в котором проживали Болонкины, Елизаровы, Синицкие, Минаковы, Токаревы — переселенцы из Украи­ны и Белоруссии.

В трех километрах от с. Третья Рота, ближе к морю, расположено с. Альтмец, или Нор-Луйс. В конце XIX — начале XX в. территория этого села принадлежала землевладельцу по фамилии Альтмец. Свои земли он сдавал в аренду армян­ским переселенцам из Турции. Армяне оказа­лись более приспособленными к местным усло­виям: "Привычные горцы, они выказали во всем опытность, сходную с черкесами; расселились на самых высоких местах... ведут очень строгий режим в отношении лихорадок... одеваются весьма практично... Относительно работ в до­линах придерживаются буквально того же, что и черкесы" (И. Клинген. Основы хозяйства в Сочинском округе. СПб., 1897). И действитель­но, по сведениям старожилов, на месте совре­менного поселка находились плантации табака, ореха-фундука, фруктовый сад, а жилые пост­ройки переселенцев располагались выше, по склонам гор. Одними из первых здесь посели­лись семьи Катерджян, Аракелян, Кегеян, по-


томки которых проживают в Нор-Луйсе, Сер­гей-Поле и других селах.

Свое второе название — Нор-Луйс, что в пе­реводе с армянского означает Новый Свет, — село получило от одноименного колхоза, осно­ванного здесь в конце 20-х — начале 30-х гг. К началу 1993 г. в Нор-Луйсе проживало 226 чело­век, из них 213 армян, 12 русских и один грузин.

Одним из самых разнообразных по националь­ному составу населенных пунктов Волковского сельского округа является с. Волковка, располо­женное в 5 км от Дагомыса. Из 1949 человек (дан­ные на 1 января 1993 г.), проживающих здесь, 1184 — русские, 544 — армяне, 89 — украинцы, 39 — грузины, 28 — татары, 19 — адыги, 16 — белору­сы, 13 — немцы, 4 — греки, 3 — чуваши, 2 — осе­тины и по одной семье — азербайджанцы, поля­ки, гагаузы, коми, эстонцы, мордва, удмурты.

Село Волковка (первоначальное название Кузь-минка) было основано в 1892 г. русскими. Перво­поселенцами Волковки считаются Волковинские, Жилинские, Майданюки, Ганенко, Прибуда, Ма-когоненко, Раевские, Васильевы, Режиловы, Ре­шетниковы, Мефодевы, Бесоновы, Громовы — потомки их проживают нынче и в Волковке, и в Дагомысе, и в Сочи. Поселенцы выращивали ку­курузу, пшеницу, коноплю, лен и табак; сады да­вали хорошие урожаи фруктов — яблок, груш, слив, обильно плодоносили фундучные планта­ции. Крестьяне держали скот, лошадей, кур.

Свое нынешнее название село получило в 1914 г. — по фамилии землевладельца Волкова.

Переселенцы стремились дать образование сво­им детям. В начале века в пос. Третья Рота откры­лась школа (здание не сохранилось), в которой обучались дети из всех близлежащих поселков.

В 1918 г. в с. Альтмец была открыта армянская школа с четырехлетним обучением. В жизни пе­реселенцев, кроме трудовых будней, были и праз­дники, проходившие по обычаям дедов и отцов, обычаям, которые сейчас, увы! — почти забыты...


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


П

оявлению г. Сочи на географической карте предшествовал ряд связанных между собой исторических событий. В1838 г. здесь было сооружено русское военное укрепление — форт Александрия* (с 1839 г. — Навагинский), который прекратил свое суще­ствование в 1854 г., в период Крымской войны 1853-1856 гг. После 10-летнего перерыва, в 1864 г., на месте бывшего укрепления возник военный

пост Даховский, преобразованный в 1874 г. в одноименный посад (гражданское поселение). Позднее за посадом было закреплено официаль­ное название "Сочи", которое традиционно сохранялось в местном обиходе начиная с кон­ца 30-х гг. XIX в.

В 1896-1917 гг. посад Сочи — административ­ный центр Сочинского округа Черноморской гу­бернии. В 1897 г., по Первой Всеобщей переписи населения Российской империи, в нем числилось 1352 человека (женщин — 492). На 01.01.1903 г. — 3985 человек; на 01.01.1904 г. — 7327 человек; на 01.01.1905 г. — 8163 человека; на 01.01.1915 г. -10860 человек. К началу 1915 г. население распре­делялось по сословиям, национальностям и веро­исповеданию следующим образом:

1. Сословия:

дворяне потомственные и личные — 280; духо­венство православное — 8; духовенство армяно-григорианское — 2; потомственные и личные по­четные граждане — 72; купцы —11; цеховые—22;


крестьяне—7119; мещане—2394; иностраннопод-данные — 738 и пр.

2. Национальности:

русские — 7682; имеретины — 798; грузины — 608; греки — 544; армяне — 510; персы —203; эс­тонцы —145; мингрелы — 142; поляки — 66; евреи — 61; татары — 36; немцы — 12; французы — 2; турки — 2 и пр.

3. Вероисповедание:

православные — 9732; армяно-григориане — 510; магометане — 256; лютеране — 157; римские католики — 82; адвентисты седьмого дня — 62; иудеи — 61.

В 1916 г. население посада составляло около 13 тыс. человек.

24 сентября 1891 г. был торжественно освящен собор Михаила Архангела — первый православ­ный храм на территории Черноморского округа (архитектор А.С. Каминский).

В 1897 г. в посаде насчитывалось 145 домов, 55 торговых заведений, бойня, 4 промышленных пред­приятия, больница на 8 коек.

1 мая 1898 г. посад Сочи включен в расписание поселений с упрощенным общественным управле­нием, состоящим из старосты, его помощника, 12 уполномоченных, выбираемых горожанами.

В посаде постоянно находились окружное уп­равление, казначейство, почтово-телеграфная кон­тора, Переселенческое управление, канцелярия Сочинского лесничества, таможенная застава.

В 1870 г. основано Сочинское лесничество, куда входила территория Сочинского и часть Вельями­новского (район Туапсе) участка Черноморского округа. В 1878 г. открыто Сочинское почтовое от­деление. В 1910 г. стала действовать телефонная связь. С 1910 г. перевозка почты впервые осуществ­ляется автомобилями (фирм "Орикс" и "Омнибус"). В 1913 г. Навагинский таможенный пост (1870 г.) ре­организован в Сочинскую таможенную заставу. Построено здание таможни.

В 1909-1916 гг. ежегодный бюджет посада со­ставлял 80-100 тыс. рублей. Приблизительно 20% этих денег расходовалось на благоустройство улиц, проектирование и строительство мостов, водопро­вода и канализации, электростанции, противопо­жарные мероприятия. В 1910 г. построено пожар­ное депо. В 1909 г. разработан первый проект го­родского водоснабжения (инженер Михайлов), который по причине высоких затрат и серьезных недостатков в технической части не был принят. В 1913 г. был разработан и принят второй проект водоснабжения (профессор Есьман). Но ввиду на­чавшейся первой мировой войны и отсутствия не­обходимых средств так и не был осуществлен.


Форт был заложен на земле убыхского селения Соча, разрушенного в ходе военных действий на побережье (Ред.В.Р.).


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В 1913 г. начала действовать центральная элект­ростанция (инженер А.В. Введенский). В 1914-1915 гг. электрическое освещение получили все казен­ные учреждения, медицинские и общественные орга­низации, улицы, почти все частные дома. В1911-1912 гг. построено 3 железобетонных моста на Москов­ской и Приреченской улицах, устроены первые бетонные тротуары.

В 1916 г. в Сочи насчитывалось 10 промышлен­ных предприятий: завод бетонного камня, кирпич­ный завод А. Авсаджана, фабрика по переработке чернослива Н.А. Костарева, завод минеральных и фруктовых вод "Эрмис", винный завод, завод по производству черепицы К. Топурия, табачная фаб­рика Метаксы, завод искусственного льда А.В. Введенского и др. Торговый грузооборот посада Сочи осуществлялся в основном морским путем. В 1913 г. он составлял 1,25 млн. пудов, а в 1916 г.— 2 млн. пудов. Главные грузы по вывозу — фрукты, табак; по ввозу — хлеб, цемент, лес, мануфактура, керосин, промышленные изделия. Морские пере­возки осуществляли компании: Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) и Российское транспортное и страховое общество, в распоряже­нии которых были две самостоятельные пристани. Пароходы осуществляли рейсы между Новорос­сийском и Батуми. Ввиду отсутствия глубоковод­ных причалов пароходы останавливались на рей­де. Пассажиров и грузы доставляли с помощью


фелюг. Отсутствие вдоль побережья Со­чинского округа удобных причалов не позволяло наладить регулярное каботаж­ное плавание даже для мелких судов. С 1901 по 1911 г. в Сочи заш­ло 7525 судов, прошло мимо из-за шторма 4317 судов.

В 1891-1892 гг. ве­лось строительство

Новороссийско-Сухумского шоссе. В 1899 г. было построено шоссе Адлер — Красная Поляна (инже­нер В.К. Константинов). В 1910 г. между Сочи и Сухуми открыто движение почтово-пассажирских автомобилей (инженер В.Я. Белобородов). С 1912 г. частная фирма П.Н. Жано осуществляет регуляр­ные автомобильные перевозки в Хосту и Адлер. В 1916 г. используется автомобильное сообщение Сочи — Сухуми (285 верст) и Сочи — Новорос­сийск (320 верст). В 1916 г. в Сочи свои автомоби­ли имели гостиницы "Россия" и "Бель-Вю"; акци­онерные общества "Кавказская Ривьера", "Маце-стинские серные источники" и др. Работали гараж Кулешова и мастерская П.М. Рановского и А.П. Малкина.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В 1912 г. образовано акционерное общество Черноморской железной дороги, управление ко­торого находилось в Сочи. Строительство второ­го (Сочинского) участка железной дороги было поручено инженеру В.К. Константинову. В 1916 г. открыто временное железнодорожное сообщение Туапсе — Сочи. Построено 3 тоннеля. Спроекти­рована железнодорожная станция. По-прежнему важное место среди транспортных средств зани­мают фаэтоны и пароконные экипажи. Двухко­лесная арба, запряженная парой буйволов, оста­ется преобладающим видом транспорта до сере­дины 1920-х гг.

В 1916 г. в Сочи насчитывается несколько учеб­ных заведений, 3 библиотеки и читальни, 3 кине­матографа, 2 книжных магазина, 3 театра, 3 клу­ба. В 1907 г. открыта четырехклассная прогимна­зия. В 1913 г. образована шестиклассная прогим­назия. В 1916 г. уже работают мужская и женская гимназии, высшее городское училище с совмест­ным обучением, ремесленное училище министер­ства финансов, церковноприходская школа, гре­ческое училище, городское трехклассное учили­ще, сельское двухклассное училище, армянское училище и др.

В 1898 г. на благотворительные средства был построен Народный дом, где устраивались люби­тельские спектакли и концерты. Имелась читаль­ня Общества пособия бедным. В 1909 г. вблизи посада открыт театр "Кавказская Ривьера" (архи­тектор В.А. Ион). В 1910 г. построено здание Об­щественного собрания (архитектор А.Я. Буткин), в котором имелись библиотека, бильярдная, кон­цертный зал. В 1912 г. построена общественная городская библиотека им. А.С. Пушкина (архитек­тор А.Я. Буткин).

В 1916 г. работали кинематографы "Олимпия", "Модерн", "Кавказская Ривьера". Особой попу­лярностью пользовался Кавказский горный клуб, занимавшийся организацией экскурсий в окрест-


ности Сочи, изданием путеводителей, изучением памятников природы, археологии, этнографии, истории.

В 1913 г. на средства сочинца Л.Ф. Долинского был установлен первый исторический памятник "Якорь и пушка". В том же году на ул. Ремеслен­ной заложена Платановая аллея, ставшая памят­ником садово-паркового искусства.

В 1910 г. вышел первый номер газеты "Черно­морский край" (с 1913 г. — "Сочинский листок"), редактор-издатель Г.Д. Торопов.

В 1916-1917 гг. в посаде насчитывалось 13 об­ществ: сельскохозяйственное, Пушкинской биб­лиотеки, пособия бедным, добровольное пожар­ное, медицинское, музыкально-драматический кру­жок, курортного благоустройства и др.

В 1897 г. в Сочи имелась одна больница на 8 коек. В 1899-1902 гг. работал фельдшерский пункт для приема амбулаторных больных. Приемный покой был рассчитан на 2 койки. Больница Пере­селенческого управления имела 12 коек (зав. А.А. Лоренц). В 1900 г. открыт лазарет пограничных войск Сочинского округа (военврач СИ. Иванов). В 1902 г. построена первая городская больница. Первый городской врач — А.Л. Гордон. Больни­ца была рассчитана на 20-30 коек, располагала операционным блоком, инфекционным изолято­ром, прозекторской (в 1910 г. разрушена ополз­нем). В 1903 г. открыта водолечебница В.Ф. Под­гурского. В 1911 г. А.Л. Гордон открыл частную хирургическую лечебницу. В 1916 г. в Сочи рабо­тали больница Черноморской железной дороги и окружная больница; химико-бактериологический и зубоврачебный кабинеты А.Г. Тимофеевой, И.Г. Чипадзе-Руткевич и др. Работали аптека Н.К. Лордкипанидзе и 4 аптекарских магазина.

В начале XX в. Сочи — нарождающийся клима­тический курорт. В 1898 г. была образована осо­бая комиссия, командированная на Черноморское побережье Кавказа с целью выбора местностей,


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


наиболее подходящих для устройства курортов. В состав комиссии вошли известные ученые-профес­сора: А.И. Воейков, Ф.И. Пастернацкий, А.И. Ле­бедев и горный инженер М.В. Сергеев. Результаты этой работы были представлены на I Всероссийс­ком съезде деятелей по климатологии, гидрологии и бальнеологии, который проходил в декабре 1898 г. в Санкт-Петербурге.

В начале XX в. в посаде и окрестностях Сочи отводится земля под строительство первых ле­чебно-санаторных заведений. Министерство зем­леделия и государственных имуществ приступи­ло к устройству санатория для воспитанников сельскохозяйственных учебных заведений, стра­дающих грудными болезнями. Санаторий был рассчитан на 100 человек (75 мальчиков и 25 де­вочек). Построен также санаторий петербургс­ких женщин-врачей. Выделено место для соору­жения санатория Пограничной стражи в 3 вер­стах от посада.

В начале XX в. ведется активное дачное строи­тельство. Построены дачи В.А. Хлудова (1896 г.), А.П. Фронштейна ("Светлана", 1895-1896 гг.), Л.М. Якобсона (1902 г.) и вилла "Вера" Н.А. Кос-тарева (1910 г.). В Сочи и его окрестностях были расположены дачи и виллы министров СЮ. Вит­те, А.С. Ермолова, Н.В. Муравьева, И.Г. Щегло-витова, товарища министра финансов Новицкого


и др. В 1909 г. был открыт курорт "Кавказская Ривьера". Хотя он юридически не входил в черту посада, но значительно повлиял на развитие Сочи как лечебной местности. Увеличилось число гос­тиниц, пансионов, меблированных комнат. В 1916 г. в Сочи насчитывалось около 15 гостиниц и пан­сионов. Росло количество приезжих: в 1908 г. 1500 человек, в 1911 г. —10000 человек, в 1913 г. —18000 человек, в 1914 г.—20000 человек, в 1916 г. —18000 человек. Курорт интенсивно развивался за счет частного капитала.

Начиная с 1917 г. в официальных документах Сочи имеет статус города.





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


С

обор Михаила Архангела в Сочи — первый православный храм на терри тории Черноморского округа. Соору­жен в память окончания Кавказской войны (1864 г.). Начало строительства собора связыва­ют с прямым указанием наместника Кавказа ве­ликого князя Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл началь­ник Черноморского округа генерал Д.В. Пилен-ко. Собор возводился на территории бывшего На-вагинского укрепления в Даховском посаде.

В качестве строителя собора выступил стат­ский советник, агроном А.В. Верещагин, взяв­ший обязательство осуществить строительство на частные средства. Первоначально финанси­ровал работы крупный черноморский земле­владелец Н.Н. Мамонтов. План и рисунки хра­ма выполнял московский архитектор А.С. Ка­минский.


ми, несмотря на участие в нем промышлен­ника, известного мецената СИ. Мамонтова, графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, других коммерсантов, крупных гражданских и воен­ных чинов.

Достройку храма, оформление интерьера, ус­тройство иконостаса взял на себя Святейший синод, выделивший в декабре 1888 г. необходи­мые средства. Работы завершал строительный комитет под руководством священника Д. Со­болева.

25 октября 1890 г. строительство заверши­лось, 24 сентября 1891 г. состоялось торже­ственное освящение нового собора. Архитек­турный комплекс включал в себя здание церк­ви с колокольней, церковный дом с двухэтаж­ным флигелем, трапезную, колодцы, погреба, бассейн.

Здание храма имеет в плане форму четырех­конечного креста с вытянутой фасадной ветвью. Ветви креста здания перекрыты сводами, а центр — куполом. Длина здания — 25,6 м, ширина — 17,1 м, высота, включая крест на колокольне, — 34 м.

В 1993-1994 гг. собор отреставрирован.



Закладка церкви состоялась 26 мая 1874 г. Преодолевая большие трудности, связанные с поставками строительных материалов, на-бором рабочих и все осложнявшейся пробле­мой финансирования, к началу русско-турец­кой войны 1877-1878 гг. было завершено воз­ведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. После окончания войны, весной 1879 г., строительство возобнови­лось. К концу 1882 г. финансовые дела А.В. Верещагина полностью расстроились. По­пытки создать в Москве комитет по содей­ствию строительству оказались безуспешны-


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего





О

снована 30 апреля 1894 г. по инициати­ве члена Государственного совета Н.С. Абазы и министра земледелия и государ­ственных имуществ А.С. Ермолова с целью изуче­ния и распространения растений, наиболее приспо­собленных к местным условиям. В 1896 г. был за­ложен коллекционный сад (705 сортов и 17 плодо­вых пород), образованы химическая лаборатория и метеостанция. В 1913 г. станции был присвоен 1-й разряд.

В 1916 г. ее площадь составляла около 125 деся­тин земли. Она располагала химической лабора­торией, питомником плодовых и декоративных саженцев, метеорологической станцией, отделени­ем по опытному исследованию культурных лекар­ственных растений, питомником этих растений, библиотекой, музеем продуктов, выращенных на станции.

В разные годы здесь проводили научные иссле­дования известные ученые: Г.Т. Селянинов (буду­щий основатель научной школы отечественной агроклиматологии), В.Ф. Хмелевский (профессор Варшавского университета) и др. С 1914 г. выхо-


дят "Труды Сочинской садово-сельскохозяйствен-ной опытной станции" под ред. М.А. Новикова. В 1910 г. учреждается совет из ее служащих и мест­ных жителей, председателем которого становится лейб-хирург профессор Е.В. Павлов.

Начиная с 1908 г. станция принимает участие в организации и проведении местных, российских и зарубежных выставок. В 1911 г. на Международ­ной выставке промышленности и труда в Турине (Италия) сушеный чернослив, экспонируемый Со­чинской станцией, получил высшую награду — Большую золотую медаль. В 1913-1914 гг. опыт­ная станция участвовала в трех выставках в Пет­рограде. Ей были присуждены Большие золотые медали по всем отделам и почетный приз "Сереб­ряное блюдо". Заведующий станцией М.А. Нови­ков получил Большую золотую медаль "За подня­тие деятельности станции на должную научную высоту". В течение ряда лет станция организовы­вала практические курсы по садоводству для жи­телей Сочинского и Туапсинского округов. Жите­ли Черноморской губернии получали саженцы по цене со скидкой 50%.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: