Переселенческое движение и формирование русского, украинского и белорусского населения на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX — начале XX в. остается слабоизученной страницей истории восточнославянских народов. Эти процессы происходили на фоне коренных социально-экономических и политических преобразований в стране и в сложных условиях новой среды обитания. Все это обусловило затяжной и малорезультативный характер заселения и освоения Черноморского побережья.
Для материальной и духовной культуры русских, украинских и белорусских переселенцев в этот период были характерны процессы взаимовлияния и заимствования, которые создали предпосылки для формирования общевосточнославянского культурного комплекса. Однако наряду с положительными моментами этих процессов происходило сглаживание и исчезновение национальных особенностей представителей восточнославянских народов, ущемлялось развитие украинского и белорусского языков.
Что касается развития данных групп населения в послереволюционный период, то оно шло в общем
|
|
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
русле социальных изменений, характерных для всех народов бывшего Советского Союза. В 1926 г. общая численность населения Сочи составляла 44026 человек, из них в городской черте проживало 14605 человек, а в сельской местности — 29421 человек. Городское население насчитывало 5552 русских, 1466 украинцев и 211 белорусов.
В дальнейшем можно выделить (условно) еще три волны заселения побережья представителями восточнославянских народов:
1) конец 20-х — начало 30-х гг. (основной поток
населения был из Украины и Белоруссии в резуль
тате разразившегося там голода);
2) конец 40-х — начало 50-х гг. (основной поток
населения — из разоренных войной областей Рос
сии, Украины, Белоруссии);
3) середина 70-х — 80-е гг. (активные миграцион
ные процессы жителей Кубани, других регионов
России, Украины, Белоруссии).
Культурно-бытовая интеграция, начавшаяся более века тому назад, в определенной степени отразилась и на современном состоянии культур русского, украинского и белорусского населения Сочи. Процессы межэтнической интеграции охватили все сферы жизнедеятельности. Однако в каждой из этих сфер они проявлялись неодинаково. Наиболее активной интеграции подверглись
идеология, мировоззренческие взгляды, основные жизненные ценности, общеобразовательные знания, массовые культурные навыки. Более устойчиво национальные особенности сохраняются в семейном быту: нормы поведения в семье, свадебные и похоронные обряды, традиции питания. Но, к сожалению, многие национальные обряды, обычаи и праздники русских, украинцев и белорусов забыты.
|
|
Одной из важных сторон этнических процессов являются этноязыковые изменения—русский язык занял ведущее место во всех сферах деятельности. В школах по-прежнему не изучаются украинский и белорусский языки, отсутствуют периодические издания на этих языках. По переписи населения 1989 г., в Сочи (все население — 361,2 тыс. человек) проживают 254,2 тыс. русских, 21,9 тыс. украинцев, 4 тыс. белорусов. Из числа украинского и белорусского населения соответственно 13,1 тыс. человек и 2,5 тыс. человек считают своим родным языком русский.
В 1991 г. был создан Украинский культурный центр г. Сочи, в 1995 г. организовалась белорусская община "Белая Русь". В Центре национальных культур Лазаревского района функционируют центры казачьей (с 1991 г.), русской (с 1992 г.), украинской (с 1995 г.) и белорусской (с 2001 г.) культур.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
А |
мшенские армяне — этническая группа армянского народа. Формирование и развитие амшенских армян происходило в исторической области Понт (южное побережье Черного моря от Батуми до Сино-па). На этой территории с VIII в. до последней четверти XV в. существовало Амшенское ишхан-ство (княжество). Предполагается, что амшенс-кие армяне — потомки древних мигрантов из юго-восточных историко-этнографических областей Армении. Версия происхождения названия: "Амам" — имя нахарара (князя) из рода Амату-ни, "шен" — город, селение. Позднее название "Амамашен" трансформируется в "Амшен", откуда в дальнейшем в литературе стал употребляться термин "амшенские армяне", то есть выходцы из Амшена. С XV в. территория Понта — в составе Османской империи (Турции).
Амшенские армяне — христиане; делились на ряд субэтнических групп (трапизонцы городские и сельские, ордуйцы, джаникцы). От-
дельную этноконфессиональную группу составляли хемшилы — потомки исламизирован-ных амшенских армян ("хемшилы" — тюрки-зированная форма от "амшенцы"). Основная масса армян-мусульман проживает в Турции, незначительное число — в Казахстане, Киргизии, России (Апшеронский и Белореченский районы Краснодарского края) и Грузии (Аджария).
С середины 60-х гг. XIX в. амшенские армяне-христиане переселяются на Кавказское побережье Черного моря и близлежащие территории. Причины: приглашение Российского правительства, тяжелое политическое и социально-экономическое положение амшенских армян в Турции. После трагических событий в Турции в конце XIX — начале XX в. (массовые погромы и истребление христианских народов) поток армянских беженцев на Черноморское побережье Кавказа усиливается. Основные миграции происходили из Трапезунд-ского вилайета: городов Терме, Орду, Самсун, Синоп, Трапезунд (ныне Трабзон) и др.
В 80-90-х гг. XIX в. амшенские армяне поселились в Сочинском округе, и к началу XX в. они проживали в 22 селах (Лоо, Уч-Дере, Вар-дане, Веранда, Хобза и др.).
В 1897 г. в Сочинском округе проживало 3857 амшенских армян, в 1916 г. — 13590.
Компактное расселение амшенских армян, особенно в сельской местности, в привычных для них природных условиях, и оторванность от основного этнического ядра — Армении во многом способствовали сохранению их этнокультурной специфики. В то же время значительное влияние на их повседневный быт оказали традиции местного населения. Долгое время характерной чертой оставался общинный уклад жизни. Сельская община содержала церковь и школу. В 1908-1909 гг. в Сочи был избран совет по армянским школам округа; работали 10 школ, где обучались 300 детей. В 1913 г. было открыто армянское училище.
Основные занятия амшенеких армян: земледелие (кукуруза и пшеница) и скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади). Значительное развитие получили табаководство и садоводство.
|
|
Традиционный мужской костюм: рубаха, кофта, безрукавка или куртка, широкие шалва-ры с обмотками до колен, ремень или тканый пояс, головной убор — башлык.
Традиционная женская одежда: рубаха, шал-вары, платье или юбка с кофтой, безрукавка или нагрудник, куртка, фартук и пояс, головной убор
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
— комбинация из феса женского типа, эткапа (особого платка для фиксации феса), самого платка и покрывала. Общий вид обуви — кожаные тапочки-чарыки (чорохи).
Основная масса амшенских армян осела на территории нынешних Краснодарского края и Абхазии (примерно 150 тыс. человек в 1989 г.), Аджарии (16 тыс. человек в 1985 г.), Армении (около 10 тыс. человек в начале 1990-х гг.).
В настоящее время большинство амшенских армян традиционно проживает в сельской местности: компактно в селах Адлерского и Лазаревского районов г. Сочи. Хотя общеэтническое самоназвание армян (хай) стало преобладать, сохраняется локальное деление на джаник-цев, ордуйцев и трапизонцев. Определить численность амшенских армян без специальных исследований трудно, так как в Сочи проживают армяне из различных регионов. По переписи 1989 г., все армянское население Сочи составило 52628 человек. Его численность значительно увеличилась в 90-е гг. в связи с миграцией — в основном из Закавказья.
Сохраняются блюда традиционной кухни: шашлык, хашлама, хаш, толма, плов с изюмом, лоби, гата, турша, мацун, кукурузные и пшеничные лепешки.
Современная свадьба проходит в целом по традиционному ритуалу; устойчивы обычаи
похоронно-поминального цикла.
Традиционные музыкальные инструменты: зурна, кеманча, барабан-даул.
Несмотря на социально-экономические и политические преобразования в нашей стране, амшенские армяне стремятся не только сохранить, но и вернуть к жизни свои национальные традиции в быту, языке и культуре. В конце XX в. набирает силу процесс национального возрождения. В 1989 г. создается Сочинский городской армянский культурный центр "Севан" (в настоящее время — общественная организация "Армянская община "Севан"), в 1992 г. — районный Центр армянской культуры в пос. Лазаревское. В Адлере в 1995 г. открыта средняя школа с преподаванием на литературном вос-точноармянском языке, на котором ведется пре-подавание и во многих других школах г. Сочи (предмет или факультатив), хотя в быту сохраняются диалекты и говоры. С 1998 г. в Адлере действует храм Сурб Саркис Армянской Апостольской Церкви.
|
|
В 2000 г. житель Адлерского района Э.А. Каладжян в специально построенном павильоне открыл этнографическую выставку, где представлены собранные им экспонаты, рассказывающие об истории переселения амшенских армян на Черноморское побережье Кавказа, их материальной и духовной культуре.
. |
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Г |
реческое население Сочи составляют потомки переселенцев XIX-XX вв. из Турции, главным образом из исторической области Понт (Черноморское побережье от Батуми до Синопа).
Самоназвание—ромеос ("римлянин", подданный Восточной Римской империи, Византии). Численность в Сочи — 4516 человек (1989 г.). Говорят на понтийском (черноморском) наречии новогреческого языка, в основе которого
ионический диалект древнегреческого языка. Верующие — православные.
Переселение греков на северо-восточный берег Черного моря началось после окончания Кавказской войны (1864 г.). Миграция греков была инициирована Российским правительством в целях экономической колонизации побережья.
Первыми поселениями греков на территории современного Сочи были: Калиновка, Вишневка, Лазаревская, Первинка (1869 г.). Во второй половине 1870-х гг. греки обосновались в селениях Лесном (в верховьях р. Кудепста) и Высоком. Греческое селение Красная Поляна было образовано в 1878 г. выходцами из Ставропольской губернии в составе 30 семей.
По сведениям на 1891 г., в Сочинском отделе Черноморского округа числилось 1187 греков, в 1897 г. в Сочинском округе Черноморской губернии— 1170.
Новая волна иммиграции греков явилась
следствием их преследования турецким правительством в годы первой мировой войны. Последний приток греческих переселенцев из Турции относится к первой половине 1920-х гг. Он был связан с решением Лозаннской конференции 1922-1923 гг. о взаимном обмене греческим и турецким населением.
Основным хозяйственным занятием греков в конце XIX — начале XX в. было табаководство — разведение высокосортных видов табака "Трабзон", "Самсун" и "Дюбек". Греки занимались также хлебопашеством (сеяли в основном пшеницу), домашним животноводством, производством молочных продуктов, изготовлением и ремонтом медной посуды.
На формирование традиционной культуры греков оказали влияние этнокультурные контакты с соседними народами Малой Азии, прежде всего с турками, армянами, лазами. Во второй половине XIX в. греки-мужчины перешли в основном на ношение "лазского" костюма, у греков полностью черного. Среди городских греков широкое распространение получил турецкий головной убор — фес с кистью, часто обвязанный платком наподобие чалмы. В сельской местности мужская и женская одежда продолжала сохранять свои традиционные компоненты. После переселения на Кавказ у мужчин-греков появился новый тип костюма — "кавказский", сосуществовавший с элементами народной одежды.
Урбанизация, начавшаяся в Турции, усилилась после переселения греков в Россию и прекратила развитие народной одежды. Традиционный костюм сохранился как праздничный и ритуальный (свадебный, похоронный). В настоящее время существуют "вторичные" формы традиционных костюмов — сценическая одежда фольклорных коллективов.
Долгое время после переселения на Кавказ в семейных обрядах понтийских греков сохранялись многочисленные архаичные пережитки, как древ-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
негреческие, так и инокультурные. К древним компонентам свадьбы греков относятся послесвадеб-ный ритуал молчания молодой, запрет на обращение к родным мужа по имени, омовение и целование ног родственникам мужа, обсыпание молодых хлебными злаками. Древнегреческие корни имеет хороводный свадебный танец с зажженными свечами хорон-фтимихма, а также некоторые обычаи: купание жениха и невесты перед свадьбой, целование рук родственникам мужа, бросание женихом яблока в невесту.
Длительное время в быту понтийских греков сохранялся коллективистский характер празднования наиболее популярных православных праздников — Пасхи, Дня Св. Георгия, в честь местных храмов. Соблюдались календарные праздники: колядования на Новый год (как и на Рождество), который отмечался как День Св. Василия. Сохранялись национальные танцы (преимущественно коллективные, реже парные), песни под аккомпанемент трехструнной смычковой лиры (кемендже), а также бубна и гармоники.
Еще в 30-х гг. XX в. понтийские греки имели письменность на димотике (народная форма новогреческого языка).
В 1930-х гг. греческие школы и церкви были закрыты. Тогда же в Сочи перестал издаваться вкладыш в городской газете "Красное знамя" на греческом языке.
В 1936-1938 гг. греческое население Сочи подверглось репрессиям. Значительная часть греков была выселена в Среднюю Азию и Казахстан как "неблагонадежный элемент" под предлогом отсутствия у них советского гражданства.
Вторичная волна репрессий против греков относится к 1949 г. В середине 1950-х гг. грекам было разрешено вернуться к прежним местам проживания.
В настоящее время компактных греческих селений не существует. Потомки понтийских греков ныне живут в городской черте. Греки сохранили четкое национальное самосознание. Традиционная культура греков достаточно однородна. Вместе с тем в ней сохранились определенные локальные отличия, что, по-видимому, объясняется прежним делением переселенцев на самсун-цев, трабзонцев и др.
В 1990 г. была создана Сочинская городская общественная организация российских греков "Эноси". Существует городской центр по изучению новогреческого языка. В ряде школ города греческий язык изучается факультативно.
В 1993 г. в Лазаревском районе создан Центр греческой культуры.
Г |
рузинское население Сочи — в основном потомки переселенцев 80-х гг. XIX — начала XX в. из Грузии, преимущественно из Кутаисской губернии.
Общее самоназвание — картвели. Численность в Сочи (1989 г.) — 5,6 тыс. человек. Язык — грузинский на картлийской диалектической основе. Письменность на основе грузинского алфавита. Верующие — христиане (православные).
Грузины поселяются в Сочинском отделе Черноморского округа после окончания Кавказской войны (1864 г.). В 1881 г. на месте бывшего (до 1874 г.) сел. Пластунского, где ранее проживали отставные женатые солдаты Кавказской армии, выходцами из Кутаисской губернии (имеретинами-лечхумца-ми) было основано грузинское селение.
С 1881 по 1886 г. в Пластунскую переселилось 57 грузинских семей, с 1886 по 1894 г. — 23. В 1891 г. в деревне было 73 двора. В них проживали 396 человек, в том числе имеретин — 381, мегрелов — 15 человек. В 1896 г. в Пластунской числилось 80 семей. В посаде Сочи в 1891 г. грузинское население составляло 440 человек (из 460 жителей). Всего в это время в Сочинском отделе проживало 836 человек грузинской национальности (все грузинское население Черноморского округа), что составляло 14,4% всего населения участка: имеретины — 742 человека, мегрелы — 87, картлийцы — 7 человек.
По Первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), в Сочинском округе числился 1001 грузин. По субэтническим груп
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
пам грузинское население распределялось следующим образом: картлийцы — 672 человека, мегрелы — 269, имеретины — 52, хевсуры — 2, лазы — 6 человек.
В 1899 г. население дер. Пластунской насчитывало 526 человек, из них картлийцев — 513, мегрелов — 7, имеретин — 6. В деревне имелось 78 дворов, жилых построек в них — 90, хозяйственных — 360. Здесь действовали сельское одноклассное училище, церковь Равноапо-стольской Нины, просветительницы Грузии.
На 1 января 1916 г. в Сочинском округе проживали 4336 грузин, в том числе в посаде Сочи — 1750 человек.
В конце XIX в. жители дер. Пластунской владели 30 десятинами земли на семью, но эксплуатировали в среднем по 2,8 десятины. Основными занятиями грузин были земледелие (выращивали кукурузу, пшеницу), домашнее животноводство (держали свиней, волов, коров, коз, овец, лошадей), в небольшом объеме занимались пчеловодством.
Землю обрабатывали плугом, состоящим из куска изогнутого дерева с железным лемехом (горское рало), мотыгами. Из подсобных промыслов существовали: заготовка и продажа дров и леса со своих наделов, а также сбор орехов и каштанов на местах бывших горских поселений и их продажа.
Усадьба грузинских переселенцев состояла из деревянного дома, крытого дранью, сарая для
скота, амбара на высоких столбах для хранения зерна и початков кукурузы. При усадьбе у многих имелся небольшой сад; некоторые возделывали виноград.
В 1979 г. грузинское население Сочи составляло 4216 человек. По переписи 1989 г., из 5621 человека грузинской национальности в городской черте проживали 4860 человек, в сельской местности — 761 (все в с. Пластунка Барановского сельского округа Хостинского района). В результате военного конфликта в Абхазии часть грузинских беженцев в середине 90-х годов осела в Сочи.
Несмотря на определенную денационализацию культуры, в настоящее время грузины сохраняют некоторую традиционность в поведенческих установках, этикете, в застолье, в духовной культуре. Система питания во многом сохраняет этническую специфику: предпочтение сыров типа су-лугуни, осетинского, употребление разнообразной зелени, лобио, овощей, шашлыка, использование множества специй, острых приправ, предпочтение определенных сортов хлеба, например лаваша. В одежде сохраняются лишь некоторые традиционные элементы, прежде всего приверженность к черной или темной цветовой гамме тканей у женщин. Некоторые мужчины носят шапочку сванури, в трауре следуют общепринятой цветовой гамме. Более традиционно застолье — порядок тостов, форма их подачи, стилистика речи выступающего. В определенной мере сохраняется следование особому половозрастному принципу рассаживания гостей за столом — старших на более почетные места, женщин друг с другом. Застолье обязательно ведет тамада.
С 1994 г. в Сочи существует грузинский культурный центр "Иверия". При центре создан детский фольклорный танцевальный коллектив. Издается газета "Сочинская Иверия". В ряде школ города изучается грузинский язык.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
П |
осле окончания Кавказской войны экономическое освоение новых территорий началось с расселения на Черноморском побережье солдат, служивших на Кавказе. Первые поселения были образованы солдатами второй, третьей и четвертой рот Второго Кавказского линейного батальона в долинах рек Западный Дагомыс и Шахе. Поселки так и были названы: Вторая Рота, Третья Рота, Четвертая Рота. В 80-90-е гг. XIX в. в эти края двинулась масса переселенцев — безземельных крестьян, выходцев из центральных губерний России, Украины, Белоруссии.
Первыми переселенцами, обосновавшимися в сел. Вторая Рота, были Зайченко, Узуновы, Звягинцевы, Асташко, Потаповы. В сел. Третья Рота — Соборные, Зоткины, Юдины, Сидоренко, Светляки, Ковалевы, Подовейниковы, Ткачи, Во-лошенко, Вегера, Данелюки, Ватеевы, Реме(я)ню-ки, Бондари, Тимченко, Николайчуки; в сел. Четвертая Рота (в настоящее время не заселено) — Михайловы, Емельяненко, Орляхины, Чербулен-ко, Нестерюки, Матюшко, Баловы. Недалеко от Третьей Роты расположился хутор, в котором проживали Болонкины, Елизаровы, Синицкие, Минаковы, Токаревы — переселенцы из Украины и Белоруссии.
В трех километрах от с. Третья Рота, ближе к морю, расположено с. Альтмец, или Нор-Луйс. В конце XIX — начале XX в. территория этого села принадлежала землевладельцу по фамилии Альтмец. Свои земли он сдавал в аренду армянским переселенцам из Турции. Армяне оказались более приспособленными к местным условиям: "Привычные горцы, они выказали во всем опытность, сходную с черкесами; расселились на самых высоких местах... ведут очень строгий режим в отношении лихорадок... одеваются весьма практично... Относительно работ в долинах придерживаются буквально того же, что и черкесы" (И. Клинген. Основы хозяйства в Сочинском округе. СПб., 1897). И действительно, по сведениям старожилов, на месте современного поселка находились плантации табака, ореха-фундука, фруктовый сад, а жилые постройки переселенцев располагались выше, по склонам гор. Одними из первых здесь поселились семьи Катерджян, Аракелян, Кегеян, по-
томки которых проживают в Нор-Луйсе, Сергей-Поле и других селах.
Свое второе название — Нор-Луйс, что в переводе с армянского означает Новый Свет, — село получило от одноименного колхоза, основанного здесь в конце 20-х — начале 30-х гг. К началу 1993 г. в Нор-Луйсе проживало 226 человек, из них 213 армян, 12 русских и один грузин.
Одним из самых разнообразных по национальному составу населенных пунктов Волковского сельского округа является с. Волковка, расположенное в 5 км от Дагомыса. Из 1949 человек (данные на 1 января 1993 г.), проживающих здесь, 1184 — русские, 544 — армяне, 89 — украинцы, 39 — грузины, 28 — татары, 19 — адыги, 16 — белорусы, 13 — немцы, 4 — греки, 3 — чуваши, 2 — осетины и по одной семье — азербайджанцы, поляки, гагаузы, коми, эстонцы, мордва, удмурты.
Село Волковка (первоначальное название Кузь-минка) было основано в 1892 г. русскими. Первопоселенцами Волковки считаются Волковинские, Жилинские, Майданюки, Ганенко, Прибуда, Ма-когоненко, Раевские, Васильевы, Режиловы, Решетниковы, Мефодевы, Бесоновы, Громовы — потомки их проживают нынче и в Волковке, и в Дагомысе, и в Сочи. Поселенцы выращивали кукурузу, пшеницу, коноплю, лен и табак; сады давали хорошие урожаи фруктов — яблок, груш, слив, обильно плодоносили фундучные плантации. Крестьяне держали скот, лошадей, кур.
Свое нынешнее название село получило в 1914 г. — по фамилии землевладельца Волкова.
Переселенцы стремились дать образование своим детям. В начале века в пос. Третья Рота открылась школа (здание не сохранилось), в которой обучались дети из всех близлежащих поселков.
В 1918 г. в с. Альтмец была открыта армянская школа с четырехлетним обучением. В жизни переселенцев, кроме трудовых будней, были и праздники, проходившие по обычаям дедов и отцов, обычаям, которые сейчас, увы! — почти забыты...
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
П |
оявлению г. Сочи на географической карте предшествовал ряд связанных между собой исторических событий. В1838 г. здесь было сооружено русское военное укрепление — форт Александрия* (с 1839 г. — Навагинский), который прекратил свое существование в 1854 г., в период Крымской войны 1853-1856 гг. После 10-летнего перерыва, в 1864 г., на месте бывшего укрепления возник военный
пост Даховский, преобразованный в 1874 г. в одноименный посад (гражданское поселение). Позднее за посадом было закреплено официальное название "Сочи", которое традиционно сохранялось в местном обиходе начиная с конца 30-х гг. XIX в.
В 1896-1917 гг. посад Сочи — административный центр Сочинского округа Черноморской губернии. В 1897 г., по Первой Всеобщей переписи населения Российской империи, в нем числилось 1352 человека (женщин — 492). На 01.01.1903 г. — 3985 человек; на 01.01.1904 г. — 7327 человек; на 01.01.1905 г. — 8163 человека; на 01.01.1915 г. -10860 человек. К началу 1915 г. население распределялось по сословиям, национальностям и вероисповеданию следующим образом:
1. Сословия:
дворяне потомственные и личные — 280; духовенство православное — 8; духовенство армяно-григорианское — 2; потомственные и личные почетные граждане — 72; купцы —11; цеховые—22;
крестьяне—7119; мещане—2394; иностраннопод-данные — 738 и пр.
2. Национальности:
русские — 7682; имеретины — 798; грузины — 608; греки — 544; армяне — 510; персы —203; эстонцы —145; мингрелы — 142; поляки — 66; евреи — 61; татары — 36; немцы — 12; французы — 2; турки — 2 и пр.
3. Вероисповедание:
православные — 9732; армяно-григориане — 510; магометане — 256; лютеране — 157; римские католики — 82; адвентисты седьмого дня — 62; иудеи — 61.
В 1916 г. население посада составляло около 13 тыс. человек.
24 сентября 1891 г. был торжественно освящен собор Михаила Архангела — первый православный храм на территории Черноморского округа (архитектор А.С. Каминский).
В 1897 г. в посаде насчитывалось 145 домов, 55 торговых заведений, бойня, 4 промышленных предприятия, больница на 8 коек.
1 мая 1898 г. посад Сочи включен в расписание поселений с упрощенным общественным управлением, состоящим из старосты, его помощника, 12 уполномоченных, выбираемых горожанами.
В посаде постоянно находились окружное управление, казначейство, почтово-телеграфная контора, Переселенческое управление, канцелярия Сочинского лесничества, таможенная застава.
В 1870 г. основано Сочинское лесничество, куда входила территория Сочинского и часть Вельяминовского (район Туапсе) участка Черноморского округа. В 1878 г. открыто Сочинское почтовое отделение. В 1910 г. стала действовать телефонная связь. С 1910 г. перевозка почты впервые осуществляется автомобилями (фирм "Орикс" и "Омнибус"). В 1913 г. Навагинский таможенный пост (1870 г.) реорганизован в Сочинскую таможенную заставу. Построено здание таможни.
В 1909-1916 гг. ежегодный бюджет посада составлял 80-100 тыс. рублей. Приблизительно 20% этих денег расходовалось на благоустройство улиц, проектирование и строительство мостов, водопровода и канализации, электростанции, противопожарные мероприятия. В 1910 г. построено пожарное депо. В 1909 г. разработан первый проект городского водоснабжения (инженер Михайлов), который по причине высоких затрат и серьезных недостатков в технической части не был принят. В 1913 г. был разработан и принят второй проект водоснабжения (профессор Есьман). Но ввиду начавшейся первой мировой войны и отсутствия необходимых средств так и не был осуществлен.
Форт был заложен на земле убыхского селения Соча, разрушенного в ходе военных действий на побережье (Ред. — В.Р.).
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
В 1913 г. начала действовать центральная электростанция (инженер А.В. Введенский). В 1914-1915 гг. электрическое освещение получили все казенные учреждения, медицинские и общественные организации, улицы, почти все частные дома. В1911-1912 гг. построено 3 железобетонных моста на Московской и Приреченской улицах, устроены первые бетонные тротуары.
В 1916 г. в Сочи насчитывалось 10 промышленных предприятий: завод бетонного камня, кирпичный завод А. Авсаджана, фабрика по переработке чернослива Н.А. Костарева, завод минеральных и фруктовых вод "Эрмис", винный завод, завод по производству черепицы К. Топурия, табачная фабрика Метаксы, завод искусственного льда А.В. Введенского и др. Торговый грузооборот посада Сочи осуществлялся в основном морским путем. В 1913 г. он составлял 1,25 млн. пудов, а в 1916 г.— 2 млн. пудов. Главные грузы по вывозу — фрукты, табак; по ввозу — хлеб, цемент, лес, мануфактура, керосин, промышленные изделия. Морские перевозки осуществляли компании: Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) и Российское транспортное и страховое общество, в распоряжении которых были две самостоятельные пристани. Пароходы осуществляли рейсы между Новороссийском и Батуми. Ввиду отсутствия глубоководных причалов пароходы останавливались на рейде. Пассажиров и грузы доставляли с помощью
фелюг. Отсутствие вдоль побережья Сочинского округа удобных причалов не позволяло наладить регулярное каботажное плавание даже для мелких судов. С 1901 по 1911 г. в Сочи зашло 7525 судов, прошло мимо из-за шторма 4317 судов.
В 1891-1892 гг. велось строительство
Новороссийско-Сухумского шоссе. В 1899 г. было построено шоссе Адлер — Красная Поляна (инженер В.К. Константинов). В 1910 г. между Сочи и Сухуми открыто движение почтово-пассажирских автомобилей (инженер В.Я. Белобородов). С 1912 г. частная фирма П.Н. Жано осуществляет регулярные автомобильные перевозки в Хосту и Адлер. В 1916 г. используется автомобильное сообщение Сочи — Сухуми (285 верст) и Сочи — Новороссийск (320 верст). В 1916 г. в Сочи свои автомобили имели гостиницы "Россия" и "Бель-Вю"; акционерные общества "Кавказская Ривьера", "Маце-стинские серные источники" и др. Работали гараж Кулешова и мастерская П.М. Рановского и А.П. Малкина.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
В 1912 г. образовано акционерное общество Черноморской железной дороги, управление которого находилось в Сочи. Строительство второго (Сочинского) участка железной дороги было поручено инженеру В.К. Константинову. В 1916 г. открыто временное железнодорожное сообщение Туапсе — Сочи. Построено 3 тоннеля. Спроектирована железнодорожная станция. По-прежнему важное место среди транспортных средств занимают фаэтоны и пароконные экипажи. Двухколесная арба, запряженная парой буйволов, остается преобладающим видом транспорта до середины 1920-х гг.
В 1916 г. в Сочи насчитывается несколько учебных заведений, 3 библиотеки и читальни, 3 кинематографа, 2 книжных магазина, 3 театра, 3 клуба. В 1907 г. открыта четырехклассная прогимназия. В 1913 г. образована шестиклассная прогимназия. В 1916 г. уже работают мужская и женская гимназии, высшее городское училище с совместным обучением, ремесленное училище министерства финансов, церковноприходская школа, греческое училище, городское трехклассное училище, сельское двухклассное училище, армянское училище и др.
В 1898 г. на благотворительные средства был построен Народный дом, где устраивались любительские спектакли и концерты. Имелась читальня Общества пособия бедным. В 1909 г. вблизи посада открыт театр "Кавказская Ривьера" (архитектор В.А. Ион). В 1910 г. построено здание Общественного собрания (архитектор А.Я. Буткин), в котором имелись библиотека, бильярдная, концертный зал. В 1912 г. построена общественная городская библиотека им. А.С. Пушкина (архитектор А.Я. Буткин).
В 1916 г. работали кинематографы "Олимпия", "Модерн", "Кавказская Ривьера". Особой популярностью пользовался Кавказский горный клуб, занимавшийся организацией экскурсий в окрест-
ности Сочи, изданием путеводителей, изучением памятников природы, археологии, этнографии, истории.
В 1913 г. на средства сочинца Л.Ф. Долинского был установлен первый исторический памятник "Якорь и пушка". В том же году на ул. Ремесленной заложена Платановая аллея, ставшая памятником садово-паркового искусства.
В 1910 г. вышел первый номер газеты "Черноморский край" (с 1913 г. — "Сочинский листок"), редактор-издатель Г.Д. Торопов.
В 1916-1917 гг. в посаде насчитывалось 13 обществ: сельскохозяйственное, Пушкинской библиотеки, пособия бедным, добровольное пожарное, медицинское, музыкально-драматический кружок, курортного благоустройства и др.
В 1897 г. в Сочи имелась одна больница на 8 коек. В 1899-1902 гг. работал фельдшерский пункт для приема амбулаторных больных. Приемный покой был рассчитан на 2 койки. Больница Переселенческого управления имела 12 коек (зав. А.А. Лоренц). В 1900 г. открыт лазарет пограничных войск Сочинского округа (военврач СИ. Иванов). В 1902 г. построена первая городская больница. Первый городской врач — А.Л. Гордон. Больница была рассчитана на 20-30 коек, располагала операционным блоком, инфекционным изолятором, прозекторской (в 1910 г. разрушена оползнем). В 1903 г. открыта водолечебница В.Ф. Подгурского. В 1911 г. А.Л. Гордон открыл частную хирургическую лечебницу. В 1916 г. в Сочи работали больница Черноморской железной дороги и окружная больница; химико-бактериологический и зубоврачебный кабинеты А.Г. Тимофеевой, И.Г. Чипадзе-Руткевич и др. Работали аптека Н.К. Лордкипанидзе и 4 аптекарских магазина.
В начале XX в. Сочи — нарождающийся климатический курорт. В 1898 г. была образована особая комиссия, командированная на Черноморское побережье Кавказа с целью выбора местностей,
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
наиболее подходящих для устройства курортов. В состав комиссии вошли известные ученые-профессора: А.И. Воейков, Ф.И. Пастернацкий, А.И. Лебедев и горный инженер М.В. Сергеев. Результаты этой работы были представлены на I Всероссийском съезде деятелей по климатологии, гидрологии и бальнеологии, который проходил в декабре 1898 г. в Санкт-Петербурге.
В начале XX в. в посаде и окрестностях Сочи отводится земля под строительство первых лечебно-санаторных заведений. Министерство земледелия и государственных имуществ приступило к устройству санатория для воспитанников сельскохозяйственных учебных заведений, страдающих грудными болезнями. Санаторий был рассчитан на 100 человек (75 мальчиков и 25 девочек). Построен также санаторий петербургских женщин-врачей. Выделено место для сооружения санатория Пограничной стражи в 3 верстах от посада.
В начале XX в. ведется активное дачное строительство. Построены дачи В.А. Хлудова (1896 г.), А.П. Фронштейна ("Светлана", 1895-1896 гг.), Л.М. Якобсона (1902 г.) и вилла "Вера" Н.А. Кос-тарева (1910 г.). В Сочи и его окрестностях были расположены дачи и виллы министров СЮ. Витте, А.С. Ермолова, Н.В. Муравьева, И.Г. Щегло-витова, товарища министра финансов Новицкого
и др. В 1909 г. был открыт курорт "Кавказская Ривьера". Хотя он юридически не входил в черту посада, но значительно повлиял на развитие Сочи как лечебной местности. Увеличилось число гостиниц, пансионов, меблированных комнат. В 1916 г. в Сочи насчитывалось около 15 гостиниц и пансионов. Росло количество приезжих: в 1908 г. 1500 человек, в 1911 г. —10000 человек, в 1913 г. —18000 человек, в 1914 г.—20000 человек, в 1916 г. —18000 человек. Курорт интенсивно развивался за счет частного капитала.
Начиная с 1917 г. в официальных документах Сочи имеет статус города.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
С |
обор Михаила Архангела в Сочи — первый православный храм на терри тории Черноморского округа. Сооружен в память окончания Кавказской войны (1864 г.). Начало строительства собора связывают с прямым указанием наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В. Пилен-ко. Собор возводился на территории бывшего На-вагинского укрепления в Даховском посаде.
В качестве строителя собора выступил статский советник, агроном А.В. Верещагин, взявший обязательство осуществить строительство на частные средства. Первоначально финансировал работы крупный черноморский землевладелец Н.Н. Мамонтов. План и рисунки храма выполнял московский архитектор А.С. Каминский.
ми, несмотря на участие в нем промышленника, известного мецената СИ. Мамонтова, графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, других коммерсантов, крупных гражданских и военных чинов.
Достройку храма, оформление интерьера, устройство иконостаса взял на себя Святейший синод, выделивший в декабре 1888 г. необходимые средства. Работы завершал строительный комитет под руководством священника Д. Соболева.
25 октября 1890 г. строительство завершилось, 24 сентября 1891 г. состоялось торжественное освящение нового собора. Архитектурный комплекс включал в себя здание церкви с колокольней, церковный дом с двухэтажным флигелем, трапезную, колодцы, погреба, бассейн.
Здание храма имеет в плане форму четырехконечного креста с вытянутой фасадной ветвью. Ветви креста здания перекрыты сводами, а центр — куполом. Длина здания — 25,6 м, ширина — 17,1 м, высота, включая крест на колокольне, — 34 м.
В 1993-1994 гг. собор отреставрирован.
Закладка церкви состоялась 26 мая 1874 г. Преодолевая большие трудности, связанные с поставками строительных материалов, на-бором рабочих и все осложнявшейся проблемой финансирования, к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. После окончания войны, весной 1879 г., строительство возобновилось. К концу 1882 г. финансовые дела А.В. Верещагина полностью расстроились. Попытки создать в Москве комитет по содействию строительству оказались безуспешны-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
О |
снована 30 апреля 1894 г. по инициативе члена Государственного совета Н.С. Абазы и министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова с целью изучения и распространения растений, наиболее приспособленных к местным условиям. В 1896 г. был заложен коллекционный сад (705 сортов и 17 плодовых пород), образованы химическая лаборатория и метеостанция. В 1913 г. станции был присвоен 1-й разряд.
В 1916 г. ее площадь составляла около 125 десятин земли. Она располагала химической лабораторией, питомником плодовых и декоративных саженцев, метеорологической станцией, отделением по опытному исследованию культурных лекарственных растений, питомником этих растений, библиотекой, музеем продуктов, выращенных на станции.
В разные годы здесь проводили научные исследования известные ученые: Г.Т. Селянинов (будущий основатель научной школы отечественной агроклиматологии), В.Ф. Хмелевский (профессор Варшавского университета) и др. С 1914 г. выхо-
дят "Труды Сочинской садово-сельскохозяйствен-ной опытной станции" под ред. М.А. Новикова. В 1910 г. учреждается совет из ее служащих и местных жителей, председателем которого становится лейб-хирург профессор Е.В. Павлов.
Начиная с 1908 г. станция принимает участие в организации и проведении местных, российских и зарубежных выставок. В 1911 г. на Международной выставке промышленности и труда в Турине (Италия) сушеный чернослив, экспонируемый Сочинской станцией, получил высшую награду — Большую золотую медаль. В 1913-1914 гг. опытная станция участвовала в трех выставках в Петрограде. Ей были присуждены Большие золотые медали по всем отделам и почетный приз "Серебряное блюдо". Заведующий станцией М.А. Новиков получил Большую золотую медаль "За поднятие деятельности станции на должную научную высоту". В течение ряда лет станция организовывала практические курсы по садоводству для жителей Сочинского и Туапсинского округов. Жители Черноморской губернии получали саженцы по цене со скидкой 50%.