По сравнению с известными курортами Западной Европы Сочи имел достаточно низкий уровень культурного благоустройства и вследствие этого не отличался большими достижениями в области санитарии.
Важнейшим недостатком благоустройства курорта было отсутствие водопровода и канализации, что, в свою очередь, отрицательно влияло на медико-санитарную обстановку в Сочи. В посаде не имелось в достаточном количестве хорошей питьевой воды. Часть населения, проживающая на
прилегающей к реке территории, пользовалась речной водой. В низинных местах были колодцы, которые давали неплохую, но очень жесткую воду. Кроме того, на большинстве дач находились бетонные цистерны, в которых собиралась дождевая вода с крыш. Практиковался также развоз воды в бочках. В разгар сезона, в связи с увеличением числа приезжих, имел место рост цен на воду. Остается добавить, что проблема водопровода и канализации так и не была решена в дореволюционное время.
На начальном этапе своего существования курорт обходился без электричества. Почти полное отсутствие освещения сочинских улиц в этот период создавало определенные неудобства для населения. Проект устройства электрического освещения в посаде был выдвинут, по крайней мере, не позднее 1903 г., при этом в качестве движущей силы предлагалось использовать падение р. Агуа, притока р. Сочи. К началу 1914 г. улицы Сочи уже освещались при помощи электричества.
|
|
Что касается состояния самих улиц, то они не мостились, а только шоссировались. Какие это имело последствия, видно из следующего описания СП. Дороватовского (1911 г.): "Улицы грязны в дожди и пыльны в засуху; канавы грязны, засорены; тротуаров нет — ходят около канав по тропинкам, и после каждого дождя везде стоят лужи целыми часами". Позднее в посаде стали устраиваться бетонные тротуары.
Среди других недостатков курорта, известного в значительной степени благодаря морским купаниям, нужно отметить неухоженный, изрядно загрязненный пляж и отсутствие купален.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
В путеводителе за 1913 г. отмечалось, что городское управление "преподносит в дар приезжему почти полное отсутствие культуры". Столь плачевное положение в области благоустройства объяснялось тем, что Сочинское городское общественное управление располагало ничтожным годовым бюджетом — в 1913 г. он составлял всего 80 тыс. рублей (для сравнения укажем, что бюджет Анапы в 1914 г. превышал 200 тыс. рублей). Этот бюджет почти полностью уходил на различные нужды посада (просвещение, больницы и пр.), а на дело благоустройства, по выражению городского старосты А. Карташе-ва, оставались "жалкие гроши".
|
|
Сочинская управа, повысив процент оценочного сбора почти до нормы, допускаемой городовым положением, введя курортный сбор, обложив налогами лошадей, собак и пр., лишь с трудом покрыла расходы по сбору.
Все это не могло не отразиться на санитарном состоянии курорта, особенно в начальный период его существования. В газете "Донская речь" (1901, № 164) следующим образом характеризовалась санитарная обстановка в Сочи: "В обывательских дворах по целым годам гниют и заражают воздух кучи навоза, на улицах нередко валяются трупы дохлых кошек, собак и домашней птицы... Мало того, чуть не на глазах местной администрации заваливаются навозом и отбросами такие места, которые могли бы быть превращены в парки, как, например, левый берег р. Сочи. Не существует также в посаде санитарного надзора за мясными и фруктовыми лавками, пекарнями, трактирами, харчевнями, благодаря чему в продажу идут сплошь и рядом недоброкачественные съестные продукты, небезвредные для здоровья потребителей".
В последующие годы городское управление по-прежнему уделяло мало внимания насущным нуждам курорта в области санитарии, хотя обстановка, надо думать, с течением времени менялась в лучшую сторону. Доктор Г.В. Скупенский (1909 г.) уже признавал санитарное состояние Сочи вполне удовлетворительным, однако при этом подчеркивал, что нижняя, базарная часть посада не совсем соответствовала требованиям санитарии.
По утверждению ряда революционных авторов, эта низина, заселенная беднотой, представляла собой очень сырое место и не была свободна от малярии. В то же время верхняя, собственно курортная часть Сочи обычно считалась вполне здоровой и лишенной лихорадок.
Относительно масштабов распространения малярии в Сочи начиная с конца XIX в. и вплоть до 1917 г. в литературе встречаются довольно противоречивые сведения. Вопрос этот требует специ-
ального изучения, поэтому ограничимся лишь отдельными замечаниями.
К моменту зарождения курорта малярия, весьма распространенная на побережье во второй половине XIX в., очевидно, уже не представляла серьезной опасности для населения Сочи. Доктор К.С. Бахутов (1882 г.) отмечал, что на земле посада "нет и не может быть условий для развития болотных миазм". Отдельные случаи заболевания лихорадкой в Сочи он объяснял тем, что заражение происходило вне территории посада, в других селах, где встречаются сырые, низменные и болотистые местности.
Столь же оптимистично отзывался о малярии на побережье и член комиссии 1898 г. профессор А.И. Лебедев. Говоря об оздоровлении малярийных мест в этом районе, он привел в качестве примера Лазаревское и Адлер, где "убийственные лихорадки, стоившие жизней нашим солдатам, расположенным здесь на постах, исчезли почти бесследно с осушением этих низин посредством искусно проложенных каналов".
Н.Г. Калабухов и Н.И. Яблонский (1904 г.) вообще отрицали существование местных лихорадок в районе Сочи. По мнению этих авторов, живя в Москве или ее окрестностях на даче, пожалуй, было легче схватить настоящую малярийную лихорадку, чем на Черноморском побережье Кавказа. О полном исчезновении лихорадок в Сочи писал и доктор Г.В. Скупенский в 1909 г.
Не увеличивая число подобных примеров, заметим, что ближе к истине, очевидно, стоят те авторы, которые говорят о наличии местной малярии в Сочи, главным образом в нижней части посада, отличавшейся антисанитарными условиями жизни. И хотя это заболевание носило здесь ограниченный, случайный характер, страх перед кавказскими лихорадками, существовавший в русском обществе, в известной степени сдерживал развитие курорта до революции.
|
|
На медико-санитарную обстановку в Сочи в рассматриваемый период влияли, помимо внутренних, и внешние причины. Острой проблемой в это время стало нашествие на курорт в зимнее время безработного люда, в том числе разного рода деклассированных элементов из других местностей. Печальным результатом этого стало занесение сюда сыпного тифа, принявшего эпидемический характер зимой 1912-1913 гг. Борьба с эпидемией тифа обошлась городскому бюджету в 9 тыс. рублей. Сочинский староста А. Карташев, прогнозируя последствия этой угрозы, писал: "Нас не может не тревожить мысль, что Сочи потеряет репутацию не только зимнего, но и летнего курорта, сделавшись приютом российской голытьбы и очагом всяких заразных болезней".
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
4. Транспорт и пути сообщения.
Сильным тормозом в деле развития курорта были несовершенные пути сообщения, соединявшие Сочи с остальной территорией страны. Путешествие сюда основным видом транспорта — морским — было сопряжено с рядом трудностей. Ввиду отсутствия в Сочи удобной для причаливания пароходов пристани, доставка пассажиров и их багажа на берег и обратно совершалась при помощи турецких фелюг. Особые затруднения испытывали пассажиры в штормовую погоду.
Кроме того, в 10-е гг. XX в. появилось более дорогое автомобильное сообщение с Новороссийском.
С открытием в 1913 г. движения по Армавиро-Туапсинской железной дороге сообщение с Сочи стало более удобным, однако главные надежды возлагались на строительство Черноморской железной дороги, которая должна была пройти вдоль побережья от Туапсе до Закавказья. К работам по сооружению этой дороги приступили 15 июня 1914 г. — за 1,5 месяца до начала первой мировой войны. Укладку пути рассчитывали начать в 1916 г., чтобы к концу следующего года открыть движение до станции Ахал-Сенаки. Но сделать это в срок не удалось. До Октябрьской революции временное движение поездов было открыто только там, где успели уложить рельсы, в том числе на участке Туапсе — Сочи.
|
|
Черноморская железная дорога, таким образом, не успела оказать сколько-нибудь заметного влияния на судьбу курортных местностей побережья. Можно только удивляться тому факту, что даже при отсутствии удобных путей сообщения Сочи за сравнительно короткий срок приобрел репутацию известного на всю Россию курорта.