Благоустройство и санитарное состояние

По сравнению с известными курортами Запад­ной Европы Сочи имел достаточно низкий уровень культурного благоустройства и вследствие этого не отличался большими достижениями в области санитарии.

Важнейшим недостатком благоустройства ку­рорта было отсутствие водопровода и канализа­ции, что, в свою очередь, отрицательно влияло на медико-санитарную обстановку в Сочи. В посаде не имелось в достаточном количестве хорошей питьевой воды. Часть населения, проживающая на


прилегающей к реке территории, пользовалась реч­ной водой. В низинных местах были колодцы, ко­торые давали неплохую, но очень жесткую воду. Кроме того, на большинстве дач находились бе­тонные цистерны, в которых собиралась дождевая вода с крыш. Практиковался также развоз воды в бочках. В разгар сезона, в связи с увеличением чис­ла приезжих, имел место рост цен на воду. Остает­ся добавить, что проблема водопровода и канали­зации так и не была решена в дореволюционное время.

На начальном этапе своего существования ку­рорт обходился без электричества. Почти полное отсутствие освещения сочинских улиц в этот пери­од создавало определенные неудобства для насе­ления. Проект устройства электрического освеще­ния в посаде был выдвинут, по крайней мере, не позднее 1903 г., при этом в качестве движущей силы предлагалось использовать падение р. Агуа, при­тока р. Сочи. К началу 1914 г. улицы Сочи уже ос­вещались при помощи электричества.

Что касается состояния самих улиц, то они не мостились, а только шоссировались. Какие это имело последствия, видно из следующего описа­ния СП. Дороватовского (1911 г.): "Улицы гряз­ны в дожди и пыльны в засуху; канавы грязны, за­сорены; тротуаров нет — ходят около канав по тропинкам, и после каждого дождя везде стоят лужи целыми часами". Позднее в посаде стали ус­траиваться бетонные тротуары.

Среди других недостатков курорта, известного в значительной степени благодаря морским купа­ниям, нужно отметить неухоженный, изрядно заг­рязненный пляж и отсутствие купален.





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В путеводителе за 1913 г. отмечалось, что город­ское управление "преподносит в дар приезжему по­чти полное отсутствие культуры". Столь плачевное положение в области благоустройства объяснялось тем, что Сочинское городское общественное управ­ление располагало ничтожным годовым бюджетом — в 1913 г. он составлял всего 80 тыс. рублей (для сравнения укажем, что бюджет Анапы в 1914 г. пре­вышал 200 тыс. рублей). Этот бюджет почти полно­стью уходил на различные нужды посада (просве­щение, больницы и пр.), а на дело благоустройства, по выражению городского старосты А. Карташе-ва, оставались "жалкие гроши".

Сочинская управа, повысив процент оценочно­го сбора почти до нормы, допускаемой городовым положением, введя курортный сбор, обложив на­логами лошадей, собак и пр., лишь с трудом по­крыла расходы по сбору.

Все это не могло не отразиться на санитарном состоянии курорта, особенно в начальный период его существования. В газете "Донская речь" (1901, № 164) следующим образом характеризовалась санитарная обстановка в Сочи: "В обывательских дворах по целым годам гниют и заражают воздух кучи навоза, на улицах нередко валяются трупы дохлых кошек, собак и домашней птицы... Мало того, чуть не на глазах местной администрации заваливаются навозом и отбросами такие места, которые могли бы быть превращены в парки, как, например, левый берег р. Сочи. Не существует так­же в посаде санитарного надзора за мясными и фруктовыми лавками, пекарнями, трактирами, харчевнями, благодаря чему в продажу идут сплошь и рядом недоброкачественные съестные продукты, небезвредные для здоровья потребите­лей".

В последующие годы городское управление по-прежнему уделяло мало внимания насущным нуж­дам курорта в области санитарии, хотя обстанов­ка, надо думать, с течением времени менялась в луч­шую сторону. Доктор Г.В. Скупенский (1909 г.) уже признавал санитарное состояние Сочи вполне удовлетворительным, однако при этом подчерки­вал, что нижняя, базарная часть посада не совсем соответствовала требованиям санитарии.

По утверждению ряда революционных авторов, эта низина, заселенная беднотой, представляла со­бой очень сырое место и не была свободна от ма­лярии. В то же время верхняя, собственно курорт­ная часть Сочи обычно считалась вполне здоро­вой и лишенной лихорадок.

Относительно масштабов распространения ма­лярии в Сочи начиная с конца XIX в. и вплоть до 1917 г. в литературе встречаются довольно проти­воречивые сведения. Вопрос этот требует специ-


ального изучения, поэтому ограничимся лишь от­дельными замечаниями.

К моменту зарождения курорта малярия, весьма распространенная на побережье во второй полови­не XIX в., очевидно, уже не представляла серьезной опасности для населения Сочи. Доктор К.С. Бахутов (1882 г.) отмечал, что на земле посада "нет и не мо­жет быть условий для развития болотных миазм". Отдельные случаи заболевания лихорадкой в Сочи он объяснял тем, что заражение происходило вне тер­ритории посада, в других селах, где встречаются сы­рые, низменные и болотистые местности.

Столь же оптимистично отзывался о малярии на побережье и член комиссии 1898 г. профессор А.И. Лебедев. Говоря об оздоровлении малярий­ных мест в этом районе, он привел в качестве при­мера Лазаревское и Адлер, где "убийственные лихорадки, стоившие жизней нашим солдатам, расположенным здесь на постах, исчезли почти бесследно с осушением этих низин посредством искусно проложенных каналов".

Н.Г. Калабухов и Н.И. Яблонский (1904 г.) во­обще отрицали существование местных лихорадок в районе Сочи. По мнению этих авторов, живя в Москве или ее окрестностях на даче, пожалуй, было легче схватить настоящую малярийную лихорад­ку, чем на Черноморском побережье Кавказа. О полном исчезновении лихорадок в Сочи писал и доктор Г.В. Скупенский в 1909 г.

Не увеличивая число подобных примеров, заме­тим, что ближе к истине, очевидно, стоят те авто­ры, которые говорят о наличии местной малярии в Сочи, главным образом в нижней части посада, отличавшейся антисанитарными условиями жиз­ни. И хотя это заболевание носило здесь ограни­ченный, случайный характер, страх перед кавказс­кими лихорадками, существовавший в русском обществе, в известной степени сдерживал развитие курорта до революции.

На медико-санитарную обстановку в Сочи в рассматриваемый период влияли, помимо внутрен­них, и внешние причины. Острой проблемой в это время стало нашествие на курорт в зимнее время безработного люда, в том числе разного рода дек­лассированных элементов из других местностей. Печальным результатом этого стало занесение сюда сыпного тифа, принявшего эпидемический характер зимой 1912-1913 гг. Борьба с эпидемией тифа обошлась городскому бюджету в 9 тыс. руб­лей. Сочинский староста А. Карташев, прогнози­руя последствия этой угрозы, писал: "Нас не мо­жет не тревожить мысль, что Сочи потеряет репу­тацию не только зимнего, но и летнего курорта, сделавшись приютом российской голытьбы и оча­гом всяких заразных болезней".


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


4. Транспорт и пути сообщения.

Сильным тормозом в деле развития курорта были несовершенные пути сообщения, соеди­нявшие Сочи с остальной территорией страны. Путешествие сюда основным видом транспор­та — морским — было сопряжено с рядом труд­ностей. Ввиду отсутствия в Сочи удобной для причаливания пароходов пристани, доставка пассажиров и их багажа на берег и обратно со­вершалась при помощи турецких фелюг. Осо­бые затруднения испытывали пассажиры в штормовую погоду.

Кроме того, в 10-е гг. XX в. появилось более дорогое автомобильное сообщение с Новороссий­ском.

С открытием в 1913 г. движения по Армавиро-Туапсинской железной дороге сообщение с Сочи стало более удобным, однако главные надежды возлагались на строительство Черноморской же­лезной дороги, которая должна была пройти вдоль побережья от Туапсе до Закавказья. К работам по сооружению этой дороги приступили 15 июня 1914 г. — за 1,5 месяца до начала первой мировой вой­ны. Укладку пути рассчитывали начать в 1916 г., чтобы к концу следующего года открыть движе­ние до станции Ахал-Сенаки. Но сделать это в срок не удалось. До Октябрьской революции временное движение поездов было открыто только там, где успели уложить рельсы, в том числе на участке Туапсе — Сочи.

Черноморская железная дорога, таким образом, не успела оказать сколько-нибудь заметного влия­ния на судьбу курортных местностей побережья. Можно только удивляться тому факту, что даже при отсутствии удобных путей сообщения Сочи за сравнительно короткий срок приобрел репутацию известного на всю Россию курорта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: