СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В

Сочи, в цитрусовом саду Научно-ис следовательского института цвето водства и субтропических культур, ра­стет Дерево Дружбы — уникальный памятник природы и истории, символ мира и дружбы меж­ду народами.

В марте 1934 г. се­лекционер, кандидат сельскохозяйствен­ных наук Федор Ми­хайлович Зорин для получения новых мо­розоустойчивых сор­тов цитрусовых по­садил небольшое де­ревцо дикого лимона — понцирус трифо-лиата. В его крону ученый привил ман­дарины, лимоны, грейпфруты, апель­сины, кинканы — всего 45 видов и сор­тов цитрусовых.

В октябре 1940 г. цитрусовый сад посетил из­вестный советский полярный исследователь, академик О.Ю. Шмидт. Он сделал первую па­мятную прививку на опытном деревце. В 1957 г. вьетнамские врачи Данг Хань Хой, By Та Кук, Нгуен Тьюк May предложили назвать цитрусо­вое растение Деревом Дружбы.

Всего на Дереве Дружбы сделано 640 прививок представителями 167 стран: главами государств, руководителями политических партий, парламен­тариями, общественными деятелями, известными представителями науки и культуры. В числе сде­лавших прививки А.Н. Косыгин, К.Е. Ворошилов, Б.Н. Ельцин, Д.Ф. Устинов, президент Вьетнама Хо Ши Мин, художник Д. Сикейрос, певец Поль Робсон, космонавт Ю.А. Гагарин, король Иорда­нии Хусейн Бен Талал.

На Дереве Дружбы сделаны прививки в па­мять ученого М.В. Ломоносова, писателя Н.А. Островского, поэта С.А. Есенина, президента Индии Д. Неру, советского разведчика Р. Зор­ге, маршала Г.К. Жукова, президента США Д. Кеннеди и др.


Рядом с Деревом Дружбы посажено 62 анало­гичных цитрусовых дерева, на которых также делаются прививки в честь видных личностей и знаменательных событий в истории человече­ства. Среди деревьев дружбы есть дерево летчи­ков-испытателей, строителей, медицинских ра­ботников, работников сельского хозяйства, куль­туры и искусства, музыкантов, спортсменов, по­слов Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Кубы, Мон­голии, Польши, Румынии, Чехословакии, Юго­славии, Финляндии, Индии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, США, Австрии, Ка­нады, Японии, стран Латинской Америки, Аф­рики, арабских стран, а также интернациональ­ные деревья. В 1994 г. представители националь­но-культурных объединений г. Сочи посадили Дерево Согласия. На каждую привитую ветку прикрепляется этикетка с датой прививки и ее посвящением, именами сделавших прививку.

У Дерева Дружбы отмечаются национальные праздники, проводятся встречи представителей разных народов и стран.

После знакомства с Деревом Дружбы гости пишут о своих впечатлениях в книге посетите­лей. Космонавт Г.С. Титов записал: "Дерево Дружбы. Вот так и народы на Земле должны жить одними идеями, одними стремлениями, в единой братской семье". Пастор из Германии М. Нимеллер: "У Дерева Дружбы выражаю надеж­ду, которая будет определять мою деятельность: чтобы мир между государствами, между наро­дами, между расами укреплялся и давал плоды для всего человечества". Таких записей — ты­сячи. К 1998 г. были заполнены 63 книги посе­тителей. На каждой странице наклеены марки и открытки страны, представителем которой сде­лана запись.

Сложилась тра­диция подарков Дереву Дружбы. Их фонд насчиты­вает более 10 тыс. единиц. Кроме книг, фотографий, значков, открыток, сувениров, есть много реликвий. Среди них земля с мест, связанных с жизнью и деятель­ностью Л.Н. Тол­стого, П.И. Чай­ковского, Т.Г. Шевченко, И.Г.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


 
 


Чавчавадзе, Я. Райниса, К.Э. Циолковского, Я. Сибелиуса, Э. Грига, Х.К. Андерсена, В. Мо­царта, И. Гете, М. Ганди, А. Линкольна, С. Бо­ливара, Р. Бернса, земля с могилы Неизвестного солдата от стены Кремля, с Пискаревского клад­бища г. Санкт-Петербурга, земля Мамаева кур­гана в Волгограде, Брестской крепости, Освен­цима, Бухенвальда, Хатыни, Лидице.

Часть земли вносится под Дерево Дружбы, а часть сохраняется и экспонируется на выставке подарков Дереву Дружбы, которая развернута в здании музея, расположенном на территории Сада Дружбы. Выставка подарков открылась в 1981 г.

О Дереве Дружбы изданы книги, написаны стихи и песни, благодаря средствам массовой информации о нем знают во многих уголках на­шей планеты.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


И

ван Александрович Шмелев был од­ним из тех редких людей, которые способны всю свою жизнь отдать любимому делу. Более шестидесяти лет он пре­подавал музыку и пение, из них пятьдесят лет — в школах Сочи.

В начале прошлого века он блестяще окончил Воронежскую учительскую семинарию, а затем Московскую консерваторию, и был направлен преподавателем музыки и пения в Сочинскую мужскую прогимназию и городское двухклассное училище.

Иван Александрович создал детский струнный оркестр и хор, в котором участвовали многие жители посада. Проводил благотворительные концерты в пользу бедных учеников гимназии, учил бесплатно сельских детей музыке и пению,


читал лекции и давал сольные концерты. В 1910 г. И.А. Шмелев получил диплом об откры­тии в Сочи отделения русского хорового обще­ства. В 1921 г. музыкант хлопочет перед руко­водством города об открытии музыкальной шко­лы для "даровитых учеников сочинских школ и других лиц, которым негде развивать свои музы­кальные способности...". Так на квартире Шмеле­вых была открыта музы­кальная школа. В 20-е гг. по инициативе И.А. Шмелева в го­роде стали регулярно проводиться празд­ники песни.

В годы Великой Отечественной вой­ны хор И.А. Шмеле­ва выступал в госпи­талях.

С 1965 г. музы­кальная школа № 1 г. Сочи носит имя И.А. Шмелева.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего






 
 

С

1947 по 1967 г. в Сочи проживала великая русская певица Валерия Вла-димировна Барсова, чье творчество составило славу Большого театра. Ее дивный голос, удивительный талант актрисы, огромная музыкальная культура и преданность творчеству вошли в историю отечественного искусства.

Народный артист СССР С.Я. Лемешев писал о ней: "Барсова была для меня первой по хроноло-гии и по значимости сценического мастерства. Она владела всем, что необходимо было иметь первоклассной певице...".

Концертный репер­туар певицы насчиты­вал более 600 произве­дений мирового во­кального искусства. Она выступала в луч­ших концертных за­лах СССР и Европы.

Сочинцы поколе­ния 60-х гг. прекрасно помнят Валерию Бар­сову. Ее дом по ул. Черноморской, 8 всегда был от­крыт для гостей.

"Дом я завещаю городу, желательно для орга­низации музыкальной школы одаренных детей или какого-нибудь учреждения культуры" — так было написано в завещании В.В. Барсовой. И дом этот стал прекрасной музыкальной гостиной, ме­стом встреч поэтов, актеров, певцов. Здесь рас­полагается Музей "Дача певицы В. Барисовой" — отдел Музея истории города-курорта Сочи.


Г

еоргий Иванович Курнин родился 26 но­ября 1915 г. в г. Ташкенте в семье рабочего-маляра. Закончил Ташкентское художе­ственное училище. Преподавал историю искусства.

В 1949 г. переезжает в Сочи на постоянное место жительства, работает в Художественном фонде, ве­черами читает лекции по истории искусства. В 1955 г. написал первую картину о космосе "Пейзаж Луны, освещенный Землей". К 1970 г. написал 24 картины.

В 1974 г. шесть картин художника были ото­браны для участия в международном конкурсе "Мир 2000 года". Три картины — "Планета с пя­тью Лунами", "Первый контакт", "Рождение пла­неты" — стали победителями конкурса. Тогда же пришла известность, поступило приглашение на участие в выставках в Москве и за рубежом.

К 1978 г. творческое наследие Г.И. Курнина со­ставило 30 картин о космосе, 25 на земные сюжеты.

Умер Г.И. Курнин 14 апреля 1988 г. Похоро­нен в Сочи.

Архив и картины художника хранятся в Му­зее истории города-курорта Сочи.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Д

важды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 г. в Красноуральске Свер­дловской области.

В 1947 г. семья Севастьяновых переезжает в Сочи. В 1953 г., окончив среднюю школу № 9 с золотой медалью, он поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. В 1959 г., окончив институт, получил квалифи-

кацию инженера-механика по проектированию летательных аппаратов. Работал в конструктор­ском бюро. С 1960 г. читал в отряде космонав­тов курс лекций по механике космического по­лета. В 1965 г. закончил аспирантуру МАИ и защитил кандидатскую диссертацию по систе­мам ориентации космических кораблей.


В 1967 г. В.И. Севастьянов зачислен в отряд космонавтов. С 1 по 19 июня 1970 г. совершил свой первый полет в качестве бортинженера на космическом корабле "Союз-9" (командир ко­рабля — А.Г. Нико­лаев). С 24 мая по 26 июля 1975 г. совмес­тно с летчиком-кос­монавтом П.И. Кли-муком совершил вто­рой полет на косми­ческом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 г. "Союз-18" произвел стыков­ку с находящейся на орбите научной стан­цией "Салют-4". Об­щее время второго полета в космосе -около 63 суток. На­ходясь в космических

полетах, В.И. Севастьянов выполнил програм­му научно-технических и медико-биологических исследований и прикладных работ по исследо­ванию природных ресурсов Земли.

Действительный член Международной ака­демии астронавтики, лауреат премии Между­народной академии астронавтики. Имеет ряд научных работ в области баллистики, систем ориентации и общего проектирования косми­ческих кораблей. Член Союза журналистов, автор свыше 100 публикаций в журналах "Огонек", "Техника — молодежи", "Наука и человечество", "Юность" и др. Лауреат пре­мии Союза журналистов СССР за 1975 г. В 1978 г. В.И. Севастьянов удостоен Государ­ственной премии СССР в области науки за участие в разработке профилактического на­грузочного костюма.

Решением исполкома Сочинского городского Совета депутатов трудящихся № 253 от 30 июля 1970 г. космонавту присвоено звание "Почет­ный гражданин города Сочи".

В.И. Севастьянов — депутат Государствен­ной Думы, член Центрального Комитета Ком­мунистической партии Российской Федерации. При содействии В.И. Севастьянова в Музей истории города-курорта Сочи поступили бо­лее 100 предметов системы жизнеобеспечения космонавтов и спускаемый аппарат космичес­кого корабля "Союз-9".


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Х

удожники Туапсе и Новороссийска: "Потрясены красотой чудного угол- ка. Это одно из тех немногих мест, где можно по-настоящему отдохнуть, оказавшись наедине с природой. Восхищает неожиданное со­четание растений, цветов. Огромное спасибо со­здателям этого дива. Мы cюда еще обязательно придем".

Таня и Лена Ельци­ны: "Огромное спаси­бо, Сергей Ильич, за благородное дело, которому вы отдаете свои силы. Прекрас­ные цветы и компози­ции согревают душу. Спасибо за радость и теплоту. Дай Вам Бог сил и удачи".

Две эти записи, ока­завшиеся по соседству, — крохотная частица отзывов, что оставляют посетители "Фитофантазии".

Дипломированный агроном, выпускник знаме­нитой Тимирязевской академии, участник многих международных выставок, он ушел из жизни слишком рано, не дожив до своего 70-летия. Тя­жело больной Сергей Ильич Венчагов работал до последних дней. Ветеран "Зеленстроя" обладал даром художника и руками мастера, во всем, что делал, он достиг истинных высот.

Художественному переосмыслению подвергся весь растительный арсенал. Он вынес в парки, скверы, на улицы нашего города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысло­ватыми мостиками. Под руками Сергея Ильича ожили бетон и ракушечник, сланец и керамзит.

В теории и на практике Венчагов создал новое на­правление городского паркового дизайна, споря с мировым опытом садового строительства. В ландшаф­тном стиле он смело вводил ковровые культуры, ко­торые раньше считались принадлежностью клумб.

Горожане и бесчисленные гости любуются вы­ставкой "Фитофантазия", японским садом, кус­тами цветущих азалий, замшелыми кувшинами и прочими декоративными нововведениями, кото-


рые органично вписываются в атмосферу курор­та, в окружающую природу.

Заглянем еще раз в неповторимый зеленый уго­лок "Фитофантазия" у Зимнего театра.

Как выставка он был открыт в 1990 г. Здесь поса­жено более 420 видов растений. В отличие от парка "Дендрарий" с его правильной садовой планиров­кой, здесь клумбы стали именно фантазиями—цве­ты и сезонные растения прихотливо сочетаются с разнообразными вазами, корнями деревьев, керам­зитом, глыбами стекла, створками раковин, между которыми в живописном соседстве растут пассиф­лора и калистемон, ценаерария и аукуба.

Сергей Ильич считал, что для композиций из цве­тов и растений можно применять битую посуду, ке­рамику, гальку и другие неожиданные материалы. Так, на одной из причудливых стен выставки висит старый кофейник, из которого как бы струйкой воды свисает кактус-очиток Моргана. Есть тут и малень­кий пруд, где плавают экзотические рыбы — золо­тые декоративные карасики, гамбузии.

Сергей Ильич создал уникальный венчаговский стиль, который впоследствии получил название сочин­ского. Он основал нашу школу декораторов, научил своему мастерству десятки людей. В 1979 г. за художе­ственное оформление зеленых уголков города-курор-та он был удостоен Государственной премии РСФСР.

Зеленые фантазии СИ. Венчагова всегда отли­чала необыкновенная одухотворенность. Он пер­вым стал делать композиции на темы высокой по­эзии. И невозможно забыть его поэтически вдох­новенные, волнующие аранжировки на тему Вели­кой Отечественной войны.

Сергей Ильич Венчагов жил до аскетизма скром­но в маленькой квартирке на Инжирной улице, у него было только два сокровища — книги и ко­робки слайдов с приемами цветочного декора.

Низкий ему поклон от всех, кому он оставил в наследство красоту. Сберечь бы ее, не потерять по недомыслию...


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


       
 
 
   





зыков Виктор Аркадьевич родился в 1948 г. в пос. Лазаревское. Трудовую деятельность мал в 14 лет на Лазаревской судоверфи, где стал заниматься в яхт-клубе. Одновременно стро­ил парусные лодки в домашних условиях.

После службы в ар­мии и учебы в мореход­ном училище работал на рыболовецких судах в Тихом океане. Воз­главлял яхт-клуб в На­ходке, участвовал в па­русных регатах.

После возвращения в Лазаревское в 1983 г. построил из древесины каштана яхту "Лагуна", на которой в 1992 г. пер­вым из отечественных яхтсменов пересек Ат­лантический океан, участвуя в 9-й Международ­ной трансатлантической парусной гонке яхт-одиночек.

На построенной собственноручно яхте "Ве­тер перемен" В.А. Языков в 1998-1999 гг. при­нял участие в 5-й Международной кругосветной парусной гонке яхт-одиночек, заняв 4-е место в своем классе яхт.

Почетный гражданин г. Сочи.


К

афельников Евгений Александрович родился в г. Сочи 18 февраля 1974 г. Окончил среднюю школу № 9.

С 1980 г. обучался в специализированной дет­ско-юношеской школе олимпийского резерва по теннису у тренера В.В. Шишкина. Победитель чемпионатов СССР, Российской Федерации, Европы, обладатель Кубка мира среди юношей.

Профессиональную карьеру начал в 18 лет. Нео­днократный победитель турниров Ассоциации тен­нисистов-профессионалов. Первый российский теннисист-победитель турниров "Большого шле­ма" в одиночном разряде: "Роллан Гаросс" в Париже (1996 г.) и открыто­го чемпионата Ав­стралии в Мель­бурне (1999 г.)

3 мая 1999 г.

стал первой ракет­кой мира в рей­тинге Ассоциации теннисистов-про­фессионалов. Чемпион XXVII Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.).

Заслуженный мастер спорта.

Почетный гражданин г. Сочи.





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего






       
   

К

урортный проспект — центральная автомагистраль города-курорта Сочи. Общая протяженность от Ривь­ерского виадука до туристского центра "Спут­ник" составляет 9 км, ширина проезжей части — 12 м.

Начало проспекту положило строительство в 1890-х гг. Новороссийско-Сухумского шос­се. В его состав вошли расположенные в гра­ницах посада Сочи пер. Ремесленный (Плата­новая аллея), Мамонтовский спуск (Пролетар­ский подъем), ул. Подгорная (часть Курортного проспекта) и ул. Пограничная (Те­атральная). В 1911-1912 гг. по Мамонтовско-му спуску был устроен железобетонный тро­туар. В 1913 г. вдоль Ремесленного переулка была заложена Платановая аллея. В 1914 г.

впервые установлено электрическое освеще­ние. В 1934-1936 гг. центральные улицы горо­да были реконструированы и собраны в еди­ную автомагистраль — проспект им. Сталина. В 1935-1938 гг. построены виадуки: Ривьерс-кий, Верещагинский, Мацестинский. В 1957 г. главная автомагистраль Сочи получила назва­ние Курортный проспект. Современный Ку­рортный проспект — средоточие санаторно-курортной, культурной, спортивной и обще­ственно-политической жизни города.


М

узей истории города-курорта Сочи (до 1980 г. — краеведческий музей) создан в июле 1920 г. Его основой послужили коллекции Сочинского отделения Кав­казского горного клуба, существовавшего с 1902

по 1917 г. В сферу на­учных интересов клу­ба входило изучение флоры и фауны, архе­ологии и палеонтоло­гии, быта народов Кавказа. Сочинское отделение Кавказско­го горного клуба воз­главлял инженер В.К. Константинов. В доме его матери Е.П. Майковой размеща­лись коллекции рас­тений, насекомых и минералов, собран­ные членами клуба.

После смерти в 1920

г. Е.П. Майковой и В.К. Константинова коллекции горного клуба становятся собственностью государ­ства. Сочинский районный исполнительный комитет 9 июля 1920 г. принимает решение о создании крае­ведческого музея: "Внешкольный подотдел [отдела народного образования] организует в доме скончав­шейся Майковой, на Михайловской улице в г. Сочи, музей и библиотеку краеведения". Отдельный дом, в котором находился музей со дня основания до 15 ап­реля 1926 г., состоял из 6 комнат и 2 флигелей. (В на­стоящее время на месте дома располагается гостини­ца "Приморская"). Музей ставил перед собой задачи по изучению флоры, фауны и этнографии местного края, являясь вместе с тем учебно-вспомогательным учреждением для школ и внешкольного образования. Для посетителей музей был открыт 15 февраля 1921 г. Его штат состоял из 5 работников. В состав фон­дов входили: минералогическая коллекция (до 200 еди­ниц хранения), коллекция уральских яшм (40 единиц), палеонтологическая коллекция (до 60 единиц), гер­барий (273 вида растений), энтомологическая кол­лекция (1500 видов), небольшие зоологическая и ху­дожественная коллекции. Собственная библиотека на-


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


считывала около 450 книг. В 1922 г. количество посе­тителей достигло 712 человек.

В середине 20-х гг. музей стал центром организа­ции и проведения экскурсионных маршрутов в райо­не. По его инициативе в 1924 г. было создано обще­ство краеведения. Становление шло в очень сложных условиях - не было постоянного помещения, средств. С 1926 по 1932 г. главная задача состояла не в том, чтобы пополнять, расширять и развивать экспозиции, — необходимо было хотя бы сохранить их.

В апреле 1926 г. имущество и фонды музея были переведены из дома по ул. Музейной, 9 (бывшая ул. Михайловская, ныне ул. Соколова) в здание, находив-шееся в ведении Сочинской сельскохозяйственной опытной станции (ныне территория парка "Дендра-рий"). После неудачной попытки руководства опыт-ной станции переподчинить себе музей, его имуще-ство в 1928 г. было перевезено в ящиках в школу № 1 (ул. Московская, 9, ныне ул. Орджоникидзе, 25), где в июне 1928 г. была развернута экспозиция. Однако к июню 1929 г. коллекции музея были опять свернуты и размещены в ящиках на чердаке и в кладовых поме­щениях школы. Вследствие этого музейная мебель была повреждена, а часть коллекции растеряна. Не удалось развернуть в 1930 г. экспозицию и в одной из комнат гостеатра.

Только в 1932 г. музею было предоставлено здание по ул. Московской, 30 (ул. Орджоникидзе, 29), пост-роенное в 1910г.для Общественного собрания. В пер-вые годы Советской власти в нем размещался госте-атр, а впоследствии проектная контора, склад и об-щежитие. В довоенное время штат музея был неболь-шим. К 1940 г. он составлял всего 16 человек.

В 30-е гг. произошли значительные изменения в экспозиционно-выставочной работе музея. В 1937 г. открылась стационарная экспозиция из трех отделов: природы, истории, социалистического строительства. В основу экспозиции отдела природы был поло-жен ландшафтный ме-тод. Экспозиционным центром каждого ланд-шафта стала диорама, вокруг которой распо-лагались гербарий, об-разцы почв, горных по-род, фотографии, схе-мы, картины.

В отделе истории эк-спонировались матери-алы о развитии жизни на Земле и истории мес-тного края, а в отделе социалистического строительства-экспо-наты, связанные с ре-


конструкцией Сочи-Мацестинского курорта. Всего фонд музея составлял 6425 единиц.

Деятельность музея в ЗО-е гг. была подчинена вы­полнению целей, поставленных государством перед музеями страны, — обеспечение участия масс в соци­алистическом строительстве, воспитание их на при­мере утвержденных идеологических образцов.

В годы Великой Отечественной войны музей стал важным общественно-политическим центром горо­да. В нем собирались члены истребительного баталь­она и партизанского отряда, организованных из мес­тных жителей для охраны важных объектов города и боевых действий в тылу врага.

В начале войны все сотрудники музея, кроме сто­рожа, были уволены. Однако в 1942 г. его штат на­считывал уже 4 человека. Работники музея соста­вили специальные карты, которыми снабжались воинские части и местные военные формирования. В госпиталях экспонировались передвижные выс­тавки "Победа будет за нами", "Русский народ непобедим", "Все для фронта!"

Летом 1942 г. Сочи стал прифронтовым городом. Часть экспонатов музея эвакуировали в глубь гор, часть была закопана в пещерах, часть-под зданием музея. Когда угроза оккупации миновала, музей вновь был открыт для посетителей. В фонды музея за годы войны поступило более 3 тыс. различных предметов, рассказывающих об участии сочинцев в боевых дей­ствиях на фронтах и их самоотверженной работе в госпиталях.

Деятельность учреждения во второй половине 40-х — 80-х гг. полностью соответствовала государствен­ной политике в области музейного дела. В 1945 г. ру­ководство музеями перешло от органов народного просвещения к органам культуры.

В первое послевоенное десятилетие музей яв­лял собой сугубо пропагандистское учреждение, выполнявшее определенные идеологические уста­новки, его работа строго регламентировалась, структура экспозиционных отделов и тематичес-


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


кая структура экспозиций соответствовала обще­принятому стандарту.

В 1949 г. имелось три экспозиционных отдела: природы, дореволюционного прошлого, советс­кого периода. Отдел природы дополнял живой уголок местной фауны, который размещался во внутреннем дворике музея. В уголке имелись мед­ведь, серна, барсук, косуля, шакал, лисица, куни­ца, еж, черепаха. В 1955 г. Кавказский заповед­ник передал в дар музею 20 шкур диких живот­ных. Из них были изготовлены чучела, в том чис­ле — зубробизона и двух оленей. Выставочную работу характеризует перечень выставок, подго­товленных в 1949 и 1951 гг.: "Сталинская Кон­ституция", "Борьба за мир", "Жизнь и деятель­ность И.В. Сталина", выставка проектов по ре­конструкции курорта.

С середины 50-х до середины 60-х гг. главным на­правлением в работе музея становится сбор материа­лов по истории советского общества и их использо­вание в экспозиционной и научно-просветительной деятельности. В музейную орбиту входит тема, свя­занная с реабилитацией многих участников истори­ческих событий, наблюдается рост общественной ак­тивности и интереса к историко-культурному насле-


дию, что вызывает к жизни новые формы научно-про­светительной работы.

Характерной особенностью научно-исследова­тельской деятельности стали изыскания работников музея по истории города в архивах Москвы, Ленин­града, Ростова-на-Дону, Краснодара. Активизиро­валась работа с ведущими научно-исследовательс­кими учреждениями и музеями страны. Музей регу-лярно проводил совместные археологические и ес-тественноисторические экспедиции, результатом которых явилось значительное пополнение основ­ного фонда разнообразными материалами. Так, были проведены совместные археологические экс­педиции с Ленинградским отделением Института археологии АН СССР в Малую Воронцовскую пе­щеру и ряд пещер Адлерского района, а с археоло­гами Эрмитажа — на палеолитическую стоянку в урочище Агуа. В 1960 г. в районе Лоо было найдено богатое женское погребение II-Ш вв. н.э. с золоты­ми украшениями. В 1962 г. спелеологическая секция музея и Сочинского отдела Географического обще­ства обследовала пещеры Большого Ахуна и тем самым положила начало изучению пещер Сочи.

Особенность экспозиционной деятельности заклю­чалась в том, что в экспозиции превалировали науч-



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего






но-вспомогательные материалы, современные карти­ны на исторические темы, копии общесоюзных мате­риалов, тексты. Все это приводило к чрезмерной ил­люстративности экспозиций.

В 1964 г. музей посетило свыше 100 тыс. человек, в том числе 119 иностранных групп из 59 стран. Новы­ми формами массовой работы стали пионерские сбо­ры, встречи ветеранов революции, войны и труда с молодежью, семинары преподавателей школ, инст­рукторов по туризму, экскурсоводов, занятия полит­кружков системы партийного и комсомольского про­свещения, дни открытых дверей, выступления сотруд­ников на телевидении. В учреждении работали музей­ный совет и военно-историческая секция.


С середины 60-х до середины 80-х гг. главным на­правлением в деятельности была пропаганда "разви­того социализма" музейными средствами. Дальней­шая политизация музейного дела привела к сохране­нию и упрочению взгляда на музей как на преимуще­ственно культурно-просветительное учреждение, что пагубно сказывалось на научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой работе. Однако, с другой стороны, существенным отличием данного периода стало обновление и активизация всех сторон музей­ной деятельности.

В конце 1980 г. исполком горсовета принял реше­ние о переименовании краеведческого музея в Музей истории города-курорта Сочи. Цель данного реше-






СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


ния—"дальнейшее совершенствование эффективно­сти и качества пропаганды достижений города Сочи в организации санаторно-курортного лечения и от­дыха советского народа".

В конце 70-х — начале 80-х гг. претерпела значи­тельное изменение научно-исследовательская работа. Сотрудники музея стали уделять большое внимание составлению исторических справок по истории горо­да, которые являются начальным этапом подготовки к построению экспозиций и выставок, представляют их научно-теоретическую основу. Экспозиционная ра­бота в этот период характеризовалась новыми экспо­зициями в рамках установленных тематических структур. Выставочная работа отличалась большим количеством подготовленных выставок и их разно­плановостью. Новой формой выставочной работы стали стационарная городская выставка "Сочи-вче-ра, сегодня, завтра" (ежегодно обновляемая фотовыставка на Платановой аллее) и традиционная выставка цветов и музейных предметов, посвященная Великой Отечественной войне (проводилась каждые пять лет с 1975 по 1990 г.). Среди стационарных выс­тавок в музее выделялась выставка "Космонавты в Сочи" с материалами о пребывании космонавтов на курорте и принадлежностями системы жизнеобеспе­чения космонавтов (1979 г.). Здесь же практиковались совместные выставки с обществом книголюбов, клу­бом филателистов, фотоклубом, Сочинским отделом Географического общества. Комплектовался музей


преимущественно за счет сбора документальных ма­териалов по текущим событиям. Из-за нехватки по­мещений фондохранилищ практически не приобре­тались крупногабаритные музейные предметы.

Посещаемость музея в 1985 г. составила рекорд­ное количество — свыше 160 тыс. человек. Бурный рост посещаемости в 70-е — первой половине 80-х гг. объясняется, прежде всего, договорной системой с туристско-экскурсионными и санаторно-курортны-



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


ми учреждениями, а также тем обстоятельством, что посещаемость стала главным показателем работы музеев.

С1973 г. стали практиковаться выезды автомузея в села Краснодарского края и Сочи. При музее работа­ли клуб революционной, боевой и трудовой славы, клуб любителей природы, клуб интересных встреч и коллекционеров. Проводились уроки мужества и тру­дового героизма, устные журналы, дни спецобслужи­вания, тематические вечера, встречи с интересными людьми.

Во второй половине 80-х-начале 90-х гг. в связи с новыми процессами в развитии нашего общества музей пытался преодолеть все то, что лишало его сво-его лица. Положительные изменения коснулись ком­плектования фондов. На смену выборочному доку­ментированию истории, где находили отражение, как правило, только положительные факты и события, пришло время исследовать белые пятна, которые име­ются по всем периодам истории Сочи. Сегодня в фон-дах хранится более 60 тыс. музейных предметов. В составе фондов 19 отделов по видам материалов.

В первой половине 90-х гг. в музее экспонирова­лись выставки из музеев Тбилиси, Краснодара, Май­копа, Калуги, Сухуми, Калуша. Среди научно-про­светительных мероприятий выделяются дни нацио­нальных культур — славянской, адыгской, армянс­кой, грузинской,-проведенные совместно с городс-


кими национально-культурными общественными объединениями.

В 90-е гг. наблюдалась устойчивая тенденция к сни­жению посещаемости из-за нежелания бывших парт­неров заключать договоры на посещение музея, а так­же из-за резкого сокращения числа курортников и туристов, прибывающих в Сочи.

В 1986 г. в состав музея вошли два новых объекта, расположенные в отдельных зданиях: Музей "Дача певицы В. Барсовой" в Центральном районе и Этног­рафический музей в пос. Лазаревское, в которых были построены стационарные экспозиции в соответствии с современными требованиями. Однако собственное здание музея не отвечало типовым музейным нормам: в фондохранилище повышенная влажность, площадь экспозиционных залов не давала возможности развер­нуть полноценную экспозицию, отсутствовали поме­щения для научно-просветительной работы. Поэтому в 1988 г. была начата работа по проектированию при­стройки к музею. Строительство началось в 1992 г., однако вскоре было заморожено. В 2000 г. дом № 29 по ул. Орджоникидзе был снесен, а музей переведен в здание по ул. Воровского, 54/11.

В связи с реконструкцией здания в начале 90-х гг. возникла необходимость разработки научной концеп­ции музея. Учитывая особое место Сочи на карте рекре­ационных местностей России, к научному проектиро­ванию нового музея были приглашены специалисты





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


из сектора музейного проектирования Российского института культурологии. Работая над документом, авторский коллектив сделал попытку радикальной модернизации существовавшей прежде музейной дея-тельности, переосмысления ранее стоявших перед му-зеем задач, формирования системы новых целевых ориентиров, поиска новых видов, способов и средств музейной работы. Главной в музее должна стать рек-реационная функция, а все остальные функции долж-ны играть хотя и важную, но подчиненную роль по отношению к ней. Музей в данном контексте выступа-ет как одно из звеньев системы рекреационных отно-шений. Планируется создать систему экспозиций, ко-торая включает главную и стационарные выставки: "Космос и дети", выставочный зал для сменных тема-тических выставок из коллекции музея, выставочный зал для выставок из других музеев. Музейные экспози-ции должны играть роль фактора психологической разгрузки (релаксации), фактора восстановления ду-шевного равновесия, обретения гармонии внутренне-го мира человека, пробуждения высоких душевных порывов и творческих импульсов, духовного совершен-ствования. При этом главная стационарная экспози-ция должна создаваться как аналог полноценного ху-дожественного текста, но специфическими музейны-ми средствами, где значительная часть экспонируемых музейных предметов выступает в роли знаков-симво-лов того или иного отношения авторов экспозиции к затрагиваемым в ней проблемам. В научной концеп-ции определены основные направления развития и других объектов, входящих в состав Музея истории города-курорта Сочи: Музей "Дача певицы В. Барсо-вой", Этнографический музей в пос. Лазаревское, На-циональный культурный центр "Усадьба причерно-морского шапсуга" в а. Лыготх Лазаревского района.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: