В |
Сочи, в цитрусовом саду Научно-ис следовательского института цвето водства и субтропических культур, растет Дерево Дружбы — уникальный памятник природы и истории, символ мира и дружбы между народами.
В марте 1934 г. селекционер, кандидат сельскохозяйственных наук Федор Михайлович Зорин для получения новых морозоустойчивых сортов цитрусовых посадил небольшое деревцо дикого лимона — понцирус трифо-лиата. В его крону ученый привил мандарины, лимоны, грейпфруты, апельсины, кинканы — всего 45 видов и сортов цитрусовых.
В октябре 1940 г. цитрусовый сад посетил известный советский полярный исследователь, академик О.Ю. Шмидт. Он сделал первую памятную прививку на опытном деревце. В 1957 г. вьетнамские врачи Данг Хань Хой, By Та Кук, Нгуен Тьюк May предложили назвать цитрусовое растение Деревом Дружбы.
Всего на Дереве Дружбы сделано 640 прививок представителями 167 стран: главами государств, руководителями политических партий, парламентариями, общественными деятелями, известными представителями науки и культуры. В числе сделавших прививки А.Н. Косыгин, К.Е. Ворошилов, Б.Н. Ельцин, Д.Ф. Устинов, президент Вьетнама Хо Ши Мин, художник Д. Сикейрос, певец Поль Робсон, космонавт Ю.А. Гагарин, король Иордании Хусейн Бен Талал.
На Дереве Дружбы сделаны прививки в память ученого М.В. Ломоносова, писателя Н.А. Островского, поэта С.А. Есенина, президента Индии Д. Неру, советского разведчика Р. Зорге, маршала Г.К. Жукова, президента США Д. Кеннеди и др.
Рядом с Деревом Дружбы посажено 62 аналогичных цитрусовых дерева, на которых также делаются прививки в честь видных личностей и знаменательных событий в истории человечества. Среди деревьев дружбы есть дерево летчиков-испытателей, строителей, медицинских работников, работников сельского хозяйства, культуры и искусства, музыкантов, спортсменов, послов Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Финляндии, Индии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, США, Австрии, Канады, Японии, стран Латинской Америки, Африки, арабских стран, а также интернациональные деревья. В 1994 г. представители национально-культурных объединений г. Сочи посадили Дерево Согласия. На каждую привитую ветку прикрепляется этикетка с датой прививки и ее посвящением, именами сделавших прививку.
У Дерева Дружбы отмечаются национальные праздники, проводятся встречи представителей разных народов и стран.
После знакомства с Деревом Дружбы гости пишут о своих впечатлениях в книге посетителей. Космонавт Г.С. Титов записал: "Дерево Дружбы. Вот так и народы на Земле должны жить одними идеями, одними стремлениями, в единой братской семье". Пастор из Германии М. Нимеллер: "У Дерева Дружбы выражаю надежду, которая будет определять мою деятельность: чтобы мир между государствами, между народами, между расами укреплялся и давал плоды для всего человечества". Таких записей — тысячи. К 1998 г. были заполнены 63 книги посетителей. На каждой странице наклеены марки и открытки страны, представителем которой сделана запись.
Сложилась традиция подарков Дереву Дружбы. Их фонд насчитывает более 10 тыс. единиц. Кроме книг, фотографий, значков, открыток, сувениров, есть много реликвий. Среди них земля с мест, связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, Т.Г. Шевченко, И.Г.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Чавчавадзе, Я. Райниса, К.Э. Циолковского, Я. Сибелиуса, Э. Грига, Х.К. Андерсена, В. Моцарта, И. Гете, М. Ганди, А. Линкольна, С. Боливара, Р. Бернса, земля с могилы Неизвестного солдата от стены Кремля, с Пискаревского кладбища г. Санкт-Петербурга, земля Мамаева кургана в Волгограде, Брестской крепости, Освенцима, Бухенвальда, Хатыни, Лидице.
Часть земли вносится под Дерево Дружбы, а часть сохраняется и экспонируется на выставке подарков Дереву Дружбы, которая развернута в здании музея, расположенном на территории Сада Дружбы. Выставка подарков открылась в 1981 г.
О Дереве Дружбы изданы книги, написаны стихи и песни, благодаря средствам массовой информации о нем знают во многих уголках нашей планеты.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
И |
ван Александрович Шмелев был одним из тех редких людей, которые способны всю свою жизнь отдать любимому делу. Более шестидесяти лет он преподавал музыку и пение, из них пятьдесят лет — в школах Сочи.
В начале прошлого века он блестяще окончил Воронежскую учительскую семинарию, а затем Московскую консерваторию, и был направлен преподавателем музыки и пения в Сочинскую мужскую прогимназию и городское двухклассное училище.
Иван Александрович создал детский струнный оркестр и хор, в котором участвовали многие жители посада. Проводил благотворительные концерты в пользу бедных учеников гимназии, учил бесплатно сельских детей музыке и пению,
читал лекции и давал сольные концерты. В 1910 г. И.А. Шмелев получил диплом об открытии в Сочи отделения русского хорового общества. В 1921 г. музыкант хлопочет перед руководством города об открытии музыкальной школы для "даровитых учеников сочинских школ и других лиц, которым негде развивать свои музыкальные способности...". Так на квартире Шмелевых была открыта музыкальная школа. В 20-е гг. по инициативе И.А. Шмелева в городе стали регулярно проводиться праздники песни.
В годы Великой Отечественной войны хор И.А. Шмелева выступал в госпиталях.
С 1965 г. музыкальная школа № 1 г. Сочи носит имя И.А. Шмелева.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
С |
1947 по 1967 г. в Сочи проживала великая русская певица Валерия Вла-димировна Барсова, чье творчество составило славу Большого театра. Ее дивный голос, удивительный талант актрисы, огромная музыкальная культура и преданность творчеству вошли в историю отечественного искусства.
Народный артист СССР С.Я. Лемешев писал о ней: "Барсова была для меня первой по хроноло-гии и по значимости сценического мастерства. Она владела всем, что необходимо было иметь первоклассной певице...".
Концертный репертуар певицы насчитывал более 600 произведений мирового вокального искусства. Она выступала в лучших концертных залах СССР и Европы.
Сочинцы поколения 60-х гг. прекрасно помнят Валерию Барсову. Ее дом по ул. Черноморской, 8 всегда был открыт для гостей.
"Дом я завещаю городу, желательно для организации музыкальной школы одаренных детей или какого-нибудь учреждения культуры" — так было написано в завещании В.В. Барсовой. И дом этот стал прекрасной музыкальной гостиной, местом встреч поэтов, актеров, певцов. Здесь располагается Музей "Дача певицы В. Барисовой" — отдел Музея истории города-курорта Сочи.
Г |
еоргий Иванович Курнин родился 26 ноября 1915 г. в г. Ташкенте в семье рабочего-маляра. Закончил Ташкентское художественное училище. Преподавал историю искусства.
В 1949 г. переезжает в Сочи на постоянное место жительства, работает в Художественном фонде, вечерами читает лекции по истории искусства. В 1955 г. написал первую картину о космосе "Пейзаж Луны, освещенный Землей". К 1970 г. написал 24 картины.
В 1974 г. шесть картин художника были отобраны для участия в международном конкурсе "Мир 2000 года". Три картины — "Планета с пятью Лунами", "Первый контакт", "Рождение планеты" — стали победителями конкурса. Тогда же пришла известность, поступило приглашение на участие в выставках в Москве и за рубежом.
К 1978 г. творческое наследие Г.И. Курнина составило 30 картин о космосе, 25 на земные сюжеты.
Умер Г.И. Курнин 14 апреля 1988 г. Похоронен в Сочи.
Архив и картины художника хранятся в Музее истории города-курорта Сочи.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Д |
важды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 г. в Красноуральске Свердловской области.
В 1947 г. семья Севастьяновых переезжает в Сочи. В 1953 г., окончив среднюю школу № 9 с золотой медалью, он поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. В 1959 г., окончив институт, получил квалифи-
кацию инженера-механика по проектированию летательных аппаратов. Работал в конструкторском бюро. С 1960 г. читал в отряде космонавтов курс лекций по механике космического полета. В 1965 г. закончил аспирантуру МАИ и защитил кандидатскую диссертацию по системам ориентации космических кораблей.
В 1967 г. В.И. Севастьянов зачислен в отряд космонавтов. С 1 по 19 июня 1970 г. совершил свой первый полет в качестве бортинженера на космическом корабле "Союз-9" (командир корабля — А.Г. Николаев). С 24 мая по 26 июля 1975 г. совместно с летчиком-космонавтом П.И. Кли-муком совершил второй полет на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 г. "Союз-18" произвел стыковку с находящейся на орбите научной станцией "Салют-4". Общее время второго полета в космосе -около 63 суток. Находясь в космических
полетах, В.И. Севастьянов выполнил программу научно-технических и медико-биологических исследований и прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли.
Действительный член Международной академии астронавтики, лауреат премии Международной академии астронавтики. Имеет ряд научных работ в области баллистики, систем ориентации и общего проектирования космических кораблей. Член Союза журналистов, автор свыше 100 публикаций в журналах "Огонек", "Техника — молодежи", "Наука и человечество", "Юность" и др. Лауреат премии Союза журналистов СССР за 1975 г. В 1978 г. В.И. Севастьянов удостоен Государственной премии СССР в области науки за участие в разработке профилактического нагрузочного костюма.
Решением исполкома Сочинского городского Совета депутатов трудящихся № 253 от 30 июля 1970 г. космонавту присвоено звание "Почетный гражданин города Сочи".
В.И. Севастьянов — депутат Государственной Думы, член Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации. При содействии В.И. Севастьянова в Музей истории города-курорта Сочи поступили более 100 предметов системы жизнеобеспечения космонавтов и спускаемый аппарат космического корабля "Союз-9".
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Х |
удожники Туапсе и Новороссийска: "Потрясены красотой чудного угол- ка. Это одно из тех немногих мест, где можно по-настоящему отдохнуть, оказавшись наедине с природой. Восхищает неожиданное сочетание растений, цветов. Огромное спасибо создателям этого дива. Мы cюда еще обязательно придем".
Таня и Лена Ельцины: "Огромное спасибо, Сергей Ильич, за благородное дело, которому вы отдаете свои силы. Прекрасные цветы и композиции согревают душу. Спасибо за радость и теплоту. Дай Вам Бог сил и удачи".
Две эти записи, оказавшиеся по соседству, — крохотная частица отзывов, что оставляют посетители "Фитофантазии".
Дипломированный агроном, выпускник знаменитой Тимирязевской академии, участник многих международных выставок, он ушел из жизни слишком рано, не дожив до своего 70-летия. Тяжело больной Сергей Ильич Венчагов работал до последних дней. Ветеран "Зеленстроя" обладал даром художника и руками мастера, во всем, что делал, он достиг истинных высот.
Художественному переосмыслению подвергся весь растительный арсенал. Он вынес в парки, скверы, на улицы нашего города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками. Под руками Сергея Ильича ожили бетон и ракушечник, сланец и керамзит.
В теории и на практике Венчагов создал новое направление городского паркового дизайна, споря с мировым опытом садового строительства. В ландшафтном стиле он смело вводил ковровые культуры, которые раньше считались принадлежностью клумб.
Горожане и бесчисленные гости любуются выставкой "Фитофантазия", японским садом, кустами цветущих азалий, замшелыми кувшинами и прочими декоративными нововведениями, кото-
рые органично вписываются в атмосферу курорта, в окружающую природу.
Заглянем еще раз в неповторимый зеленый уголок "Фитофантазия" у Зимнего театра.
Как выставка он был открыт в 1990 г. Здесь посажено более 420 видов растений. В отличие от парка "Дендрарий" с его правильной садовой планировкой, здесь клумбы стали именно фантазиями—цветы и сезонные растения прихотливо сочетаются с разнообразными вазами, корнями деревьев, керамзитом, глыбами стекла, створками раковин, между которыми в живописном соседстве растут пассифлора и калистемон, ценаерария и аукуба.
Сергей Ильич считал, что для композиций из цветов и растений можно применять битую посуду, керамику, гальку и другие неожиданные материалы. Так, на одной из причудливых стен выставки висит старый кофейник, из которого как бы струйкой воды свисает кактус-очиток Моргана. Есть тут и маленький пруд, где плавают экзотические рыбы — золотые декоративные карасики, гамбузии.
Сергей Ильич создал уникальный венчаговский стиль, который впоследствии получил название сочинского. Он основал нашу школу декораторов, научил своему мастерству десятки людей. В 1979 г. за художественное оформление зеленых уголков города-курор-та он был удостоен Государственной премии РСФСР.
Зеленые фантазии СИ. Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность. Он первым стал делать композиции на темы высокой поэзии. И невозможно забыть его поэтически вдохновенные, волнующие аранжировки на тему Великой Отечественной войны.
Сергей Ильич Венчагов жил до аскетизма скромно в маленькой квартирке на Инжирной улице, у него было только два сокровища — книги и коробки слайдов с приемами цветочного декора.
Низкий ему поклон от всех, кому он оставил в наследство красоту. Сберечь бы ее, не потерять по недомыслию...
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
зыков Виктор Аркадьевич родился в 1948 г. в пос. Лазаревское. Трудовую деятельность мал в 14 лет на Лазаревской судоверфи, где стал заниматься в яхт-клубе. Одновременно строил парусные лодки в домашних условиях.
После службы в армии и учебы в мореходном училище работал на рыболовецких судах в Тихом океане. Возглавлял яхт-клуб в Находке, участвовал в парусных регатах.
После возвращения в Лазаревское в 1983 г. построил из древесины каштана яхту "Лагуна", на которой в 1992 г. первым из отечественных яхтсменов пересек Атлантический океан, участвуя в 9-й Международной трансатлантической парусной гонке яхт-одиночек.
На построенной собственноручно яхте "Ветер перемен" В.А. Языков в 1998-1999 гг. принял участие в 5-й Международной кругосветной парусной гонке яхт-одиночек, заняв 4-е место в своем классе яхт.
Почетный гражданин г. Сочи.
К |
афельников Евгений Александрович родился в г. Сочи 18 февраля 1974 г. Окончил среднюю школу № 9.
С 1980 г. обучался в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по теннису у тренера В.В. Шишкина. Победитель чемпионатов СССР, Российской Федерации, Европы, обладатель Кубка мира среди юношей.
Профессиональную карьеру начал в 18 лет. Неоднократный победитель турниров Ассоциации теннисистов-профессионалов. Первый российский теннисист-победитель турниров "Большого шлема" в одиночном разряде: "Роллан Гаросс" в Париже (1996 г.) и открытого чемпионата Австралии в Мельбурне (1999 г.)
3 мая 1999 г.
стал первой ракеткой мира в рейтинге Ассоциации теннисистов-профессионалов. Чемпион XXVII Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.).
Заслуженный мастер спорта.
Почетный гражданин г. Сочи.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
К |
урортный проспект — центральная автомагистраль города-курорта Сочи. Общая протяженность от Ривьерского виадука до туристского центра "Спутник" составляет 9 км, ширина проезжей части — 12 м.
Начало проспекту положило строительство в 1890-х гг. Новороссийско-Сухумского шоссе. В его состав вошли расположенные в границах посада Сочи пер. Ремесленный (Платановая аллея), Мамонтовский спуск (Пролетарский подъем), ул. Подгорная (часть Курортного проспекта) и ул. Пограничная (Театральная). В 1911-1912 гг. по Мамонтовско-му спуску был устроен железобетонный тротуар. В 1913 г. вдоль Ремесленного переулка была заложена Платановая аллея. В 1914 г.
впервые установлено электрическое освещение. В 1934-1936 гг. центральные улицы города были реконструированы и собраны в единую автомагистраль — проспект им. Сталина. В 1935-1938 гг. построены виадуки: Ривьерс-кий, Верещагинский, Мацестинский. В 1957 г. главная автомагистраль Сочи получила название Курортный проспект. Современный Курортный проспект — средоточие санаторно-курортной, культурной, спортивной и общественно-политической жизни города.
М |
узей истории города-курорта Сочи (до 1980 г. — краеведческий музей) создан в июле 1920 г. Его основой послужили коллекции Сочинского отделения Кавказского горного клуба, существовавшего с 1902
по 1917 г. В сферу научных интересов клуба входило изучение флоры и фауны, археологии и палеонтологии, быта народов Кавказа. Сочинское отделение Кавказского горного клуба возглавлял инженер В.К. Константинов. В доме его матери Е.П. Майковой размещались коллекции растений, насекомых и минералов, собранные членами клуба.
После смерти в 1920
г. Е.П. Майковой и В.К. Константинова коллекции горного клуба становятся собственностью государства. Сочинский районный исполнительный комитет 9 июля 1920 г. принимает решение о создании краеведческого музея: "Внешкольный подотдел [отдела народного образования] организует в доме скончавшейся Майковой, на Михайловской улице в г. Сочи, музей и библиотеку краеведения". Отдельный дом, в котором находился музей со дня основания до 15 апреля 1926 г., состоял из 6 комнат и 2 флигелей. (В настоящее время на месте дома располагается гостиница "Приморская"). Музей ставил перед собой задачи по изучению флоры, фауны и этнографии местного края, являясь вместе с тем учебно-вспомогательным учреждением для школ и внешкольного образования. Для посетителей музей был открыт 15 февраля 1921 г. Его штат состоял из 5 работников. В состав фондов входили: минералогическая коллекция (до 200 единиц хранения), коллекция уральских яшм (40 единиц), палеонтологическая коллекция (до 60 единиц), гербарий (273 вида растений), энтомологическая коллекция (1500 видов), небольшие зоологическая и художественная коллекции. Собственная библиотека на-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
считывала около 450 книг. В 1922 г. количество посетителей достигло 712 человек.
В середине 20-х гг. музей стал центром организации и проведения экскурсионных маршрутов в районе. По его инициативе в 1924 г. было создано общество краеведения. Становление шло в очень сложных условиях - не было постоянного помещения, средств. С 1926 по 1932 г. главная задача состояла не в том, чтобы пополнять, расширять и развивать экспозиции, — необходимо было хотя бы сохранить их.
В апреле 1926 г. имущество и фонды музея были переведены из дома по ул. Музейной, 9 (бывшая ул. Михайловская, ныне ул. Соколова) в здание, находив-шееся в ведении Сочинской сельскохозяйственной опытной станции (ныне территория парка "Дендра-рий"). После неудачной попытки руководства опыт-ной станции переподчинить себе музей, его имуще-ство в 1928 г. было перевезено в ящиках в школу № 1 (ул. Московская, 9, ныне ул. Орджоникидзе, 25), где в июне 1928 г. была развернута экспозиция. Однако к июню 1929 г. коллекции музея были опять свернуты и размещены в ящиках на чердаке и в кладовых помещениях школы. Вследствие этого музейная мебель была повреждена, а часть коллекции растеряна. Не удалось развернуть в 1930 г. экспозицию и в одной из комнат гостеатра.
Только в 1932 г. музею было предоставлено здание по ул. Московской, 30 (ул. Орджоникидзе, 29), пост-роенное в 1910г.для Общественного собрания. В пер-вые годы Советской власти в нем размещался госте-атр, а впоследствии проектная контора, склад и об-щежитие. В довоенное время штат музея был неболь-шим. К 1940 г. он составлял всего 16 человек.
В 30-е гг. произошли значительные изменения в экспозиционно-выставочной работе музея. В 1937 г. открылась стационарная экспозиция из трех отделов: природы, истории, социалистического строительства. В основу экспозиции отдела природы был поло-жен ландшафтный ме-тод. Экспозиционным центром каждого ланд-шафта стала диорама, вокруг которой распо-лагались гербарий, об-разцы почв, горных по-род, фотографии, схе-мы, картины.
В отделе истории эк-спонировались матери-алы о развитии жизни на Земле и истории мес-тного края, а в отделе социалистического строительства-экспо-наты, связанные с ре-
конструкцией Сочи-Мацестинского курорта. Всего фонд музея составлял 6425 единиц.
Деятельность музея в ЗО-е гг. была подчинена выполнению целей, поставленных государством перед музеями страны, — обеспечение участия масс в социалистическом строительстве, воспитание их на примере утвержденных идеологических образцов.
В годы Великой Отечественной войны музей стал важным общественно-политическим центром города. В нем собирались члены истребительного батальона и партизанского отряда, организованных из местных жителей для охраны важных объектов города и боевых действий в тылу врага.
В начале войны все сотрудники музея, кроме сторожа, были уволены. Однако в 1942 г. его штат насчитывал уже 4 человека. Работники музея составили специальные карты, которыми снабжались воинские части и местные военные формирования. В госпиталях экспонировались передвижные выставки "Победа будет за нами", "Русский народ непобедим", "Все для фронта!"
Летом 1942 г. Сочи стал прифронтовым городом. Часть экспонатов музея эвакуировали в глубь гор, часть была закопана в пещерах, часть-под зданием музея. Когда угроза оккупации миновала, музей вновь был открыт для посетителей. В фонды музея за годы войны поступило более 3 тыс. различных предметов, рассказывающих об участии сочинцев в боевых действиях на фронтах и их самоотверженной работе в госпиталях.
Деятельность учреждения во второй половине 40-х — 80-х гг. полностью соответствовала государственной политике в области музейного дела. В 1945 г. руководство музеями перешло от органов народного просвещения к органам культуры.
В первое послевоенное десятилетие музей являл собой сугубо пропагандистское учреждение, выполнявшее определенные идеологические установки, его работа строго регламентировалась, структура экспозиционных отделов и тематичес-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
кая структура экспозиций соответствовала общепринятому стандарту.
В 1949 г. имелось три экспозиционных отдела: природы, дореволюционного прошлого, советского периода. Отдел природы дополнял живой уголок местной фауны, который размещался во внутреннем дворике музея. В уголке имелись медведь, серна, барсук, косуля, шакал, лисица, куница, еж, черепаха. В 1955 г. Кавказский заповедник передал в дар музею 20 шкур диких животных. Из них были изготовлены чучела, в том числе — зубробизона и двух оленей. Выставочную работу характеризует перечень выставок, подготовленных в 1949 и 1951 гг.: "Сталинская Конституция", "Борьба за мир", "Жизнь и деятельность И.В. Сталина", выставка проектов по реконструкции курорта.
С середины 50-х до середины 60-х гг. главным направлением в работе музея становится сбор материалов по истории советского общества и их использование в экспозиционной и научно-просветительной деятельности. В музейную орбиту входит тема, связанная с реабилитацией многих участников исторических событий, наблюдается рост общественной активности и интереса к историко-культурному насле-
дию, что вызывает к жизни новые формы научно-просветительной работы.
Характерной особенностью научно-исследовательской деятельности стали изыскания работников музея по истории города в архивах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Краснодара. Активизировалась работа с ведущими научно-исследовательскими учреждениями и музеями страны. Музей регу-лярно проводил совместные археологические и ес-тественноисторические экспедиции, результатом которых явилось значительное пополнение основного фонда разнообразными материалами. Так, были проведены совместные археологические экспедиции с Ленинградским отделением Института археологии АН СССР в Малую Воронцовскую пещеру и ряд пещер Адлерского района, а с археологами Эрмитажа — на палеолитическую стоянку в урочище Агуа. В 1960 г. в районе Лоо было найдено богатое женское погребение II-Ш вв. н.э. с золотыми украшениями. В 1962 г. спелеологическая секция музея и Сочинского отдела Географического общества обследовала пещеры Большого Ахуна и тем самым положила начало изучению пещер Сочи.
Особенность экспозиционной деятельности заключалась в том, что в экспозиции превалировали науч-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
но-вспомогательные материалы, современные картины на исторические темы, копии общесоюзных материалов, тексты. Все это приводило к чрезмерной иллюстративности экспозиций.
В 1964 г. музей посетило свыше 100 тыс. человек, в том числе 119 иностранных групп из 59 стран. Новыми формами массовой работы стали пионерские сборы, встречи ветеранов революции, войны и труда с молодежью, семинары преподавателей школ, инструкторов по туризму, экскурсоводов, занятия политкружков системы партийного и комсомольского просвещения, дни открытых дверей, выступления сотрудников на телевидении. В учреждении работали музейный совет и военно-историческая секция.
С середины 60-х до середины 80-х гг. главным направлением в деятельности была пропаганда "развитого социализма" музейными средствами. Дальнейшая политизация музейного дела привела к сохранению и упрочению взгляда на музей как на преимущественно культурно-просветительное учреждение, что пагубно сказывалось на научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой работе. Однако, с другой стороны, существенным отличием данного периода стало обновление и активизация всех сторон музейной деятельности.
В конце 1980 г. исполком горсовета принял решение о переименовании краеведческого музея в Музей истории города-курорта Сочи. Цель данного реше-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
ния—"дальнейшее совершенствование эффективности и качества пропаганды достижений города Сочи в организации санаторно-курортного лечения и отдыха советского народа".
В конце 70-х — начале 80-х гг. претерпела значительное изменение научно-исследовательская работа. Сотрудники музея стали уделять большое внимание составлению исторических справок по истории города, которые являются начальным этапом подготовки к построению экспозиций и выставок, представляют их научно-теоретическую основу. Экспозиционная работа в этот период характеризовалась новыми экспозициями в рамках установленных тематических структур. Выставочная работа отличалась большим количеством подготовленных выставок и их разноплановостью. Новой формой выставочной работы стали стационарная городская выставка "Сочи-вче-ра, сегодня, завтра" (ежегодно обновляемая фотовыставка на Платановой аллее) и традиционная выставка цветов и музейных предметов, посвященная Великой Отечественной войне (проводилась каждые пять лет с 1975 по 1990 г.). Среди стационарных выставок в музее выделялась выставка "Космонавты в Сочи" с материалами о пребывании космонавтов на курорте и принадлежностями системы жизнеобеспечения космонавтов (1979 г.). Здесь же практиковались совместные выставки с обществом книголюбов, клубом филателистов, фотоклубом, Сочинским отделом Географического общества. Комплектовался музей
преимущественно за счет сбора документальных материалов по текущим событиям. Из-за нехватки помещений фондохранилищ практически не приобретались крупногабаритные музейные предметы.
Посещаемость музея в 1985 г. составила рекордное количество — свыше 160 тыс. человек. Бурный рост посещаемости в 70-е — первой половине 80-х гг. объясняется, прежде всего, договорной системой с туристско-экскурсионными и санаторно-курортны-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
ми учреждениями, а также тем обстоятельством, что посещаемость стала главным показателем работы музеев.
С1973 г. стали практиковаться выезды автомузея в села Краснодарского края и Сочи. При музее работали клуб революционной, боевой и трудовой славы, клуб любителей природы, клуб интересных встреч и коллекционеров. Проводились уроки мужества и трудового героизма, устные журналы, дни спецобслуживания, тематические вечера, встречи с интересными людьми.
Во второй половине 80-х-начале 90-х гг. в связи с новыми процессами в развитии нашего общества музей пытался преодолеть все то, что лишало его сво-его лица. Положительные изменения коснулись комплектования фондов. На смену выборочному документированию истории, где находили отражение, как правило, только положительные факты и события, пришло время исследовать белые пятна, которые имеются по всем периодам истории Сочи. Сегодня в фон-дах хранится более 60 тыс. музейных предметов. В составе фондов 19 отделов по видам материалов.
В первой половине 90-х гг. в музее экспонировались выставки из музеев Тбилиси, Краснодара, Майкопа, Калуги, Сухуми, Калуша. Среди научно-просветительных мероприятий выделяются дни национальных культур — славянской, адыгской, армянской, грузинской,-проведенные совместно с городс-
кими национально-культурными общественными объединениями.
В 90-е гг. наблюдалась устойчивая тенденция к снижению посещаемости из-за нежелания бывших партнеров заключать договоры на посещение музея, а также из-за резкого сокращения числа курортников и туристов, прибывающих в Сочи.
В 1986 г. в состав музея вошли два новых объекта, расположенные в отдельных зданиях: Музей "Дача певицы В. Барсовой" в Центральном районе и Этнографический музей в пос. Лазаревское, в которых были построены стационарные экспозиции в соответствии с современными требованиями. Однако собственное здание музея не отвечало типовым музейным нормам: в фондохранилище повышенная влажность, площадь экспозиционных залов не давала возможности развернуть полноценную экспозицию, отсутствовали помещения для научно-просветительной работы. Поэтому в 1988 г. была начата работа по проектированию пристройки к музею. Строительство началось в 1992 г., однако вскоре было заморожено. В 2000 г. дом № 29 по ул. Орджоникидзе был снесен, а музей переведен в здание по ул. Воровского, 54/11.
В связи с реконструкцией здания в начале 90-х гг. возникла необходимость разработки научной концепции музея. Учитывая особое место Сочи на карте рекреационных местностей России, к научному проектированию нового музея были приглашены специалисты
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
из сектора музейного проектирования Российского института культурологии. Работая над документом, авторский коллектив сделал попытку радикальной модернизации существовавшей прежде музейной дея-тельности, переосмысления ранее стоявших перед му-зеем задач, формирования системы новых целевых ориентиров, поиска новых видов, способов и средств музейной работы. Главной в музее должна стать рек-реационная функция, а все остальные функции долж-ны играть хотя и важную, но подчиненную роль по отношению к ней. Музей в данном контексте выступа-ет как одно из звеньев системы рекреационных отно-шений. Планируется создать систему экспозиций, ко-торая включает главную и стационарные выставки: "Космос и дети", выставочный зал для сменных тема-тических выставок из коллекции музея, выставочный зал для выставок из других музеев. Музейные экспози-ции должны играть роль фактора психологической разгрузки (релаксации), фактора восстановления ду-шевного равновесия, обретения гармонии внутренне-го мира человека, пробуждения высоких душевных порывов и творческих импульсов, духовного совершен-ствования. При этом главная стационарная экспози-ция должна создаваться как аналог полноценного ху-дожественного текста, но специфическими музейны-ми средствами, где значительная часть экспонируемых музейных предметов выступает в роли знаков-симво-лов того или иного отношения авторов экспозиции к затрагиваемым в ней проблемам. В научной концеп-ции определены основные направления развития и других объектов, входящих в состав Музея истории города-курорта Сочи: Музей "Дача певицы В. Барсо-вой", Этнографический музей в пос. Лазаревское, На-циональный культурный центр "Усадьба причерно-морского шапсуга" в а. Лыготх Лазаревского района.