Принцип построения слога по возрастающей звучности

  Принцип построения слога по возрастающей звучности оказал влияние не только на сочетания ГЛ.+ СОГЛ., но и на сочетания СОГЛ. + СОГЛ. В соответствии с принципом построения слога по возрастающей звучности: 1. фрикативный согл. мог находиться перед любым по способу образования согласным, кр. фрикативного. 2. смычный согл. мог находиться только после фрикативного, но не после смычного или плавного В эпоху действия в праслав. яз. тенденции к построению слога по возрастающей звучности, многие сочетания согласных, унаследованные из и-е яз. подверглись изменениям, если они не соответствовали этой тенденции: 1. фрикативный + фрикативный = 1 фрикативный (упрощение согласных, если они находятся в пределе одного слова) * nĕssъ ® * nēsъ ® NьCЪ 2. смычный + фрикативный S = SS = S а) сначала смычный изменяется во фрикативный = SS б) SS сливаются при упрощение в S * ts ® *ss® s - звук (c - буква) *ds ® *ts ®*ss ® s (c) * ps ® *ss ® s *OPSA® *OSSA® оса * bs ® *ps ® *ss ® s (c) * ks ® *kch ® *х 3. Смычные согл. одного места образования + смычн.согл. др. места обр-я = упрощение 2-го смыч. согл. *pn (p + n ® *n) *bn (b + n ®*n) VENDNONTI ® В Н ТИ ®вянуть *tn (t + n ®*n) *dn (d + n ®*n) (Видим 2 смычных согл. разных мест образования. По закону посторения сорга по возрастающей звучности происходит упрощение во 2 смыч. согл. N.; 2 дифтонга с ноыовыми, стоящий перед согл., по закону возрастающей звучности en ®e, on (даст)® o, в дальнейшем они, утратив нозальность, лабиализуются) *bt (b + t ® *t) *pt (p + t ® *t) *tm (t + m ® *m) *ŎBVŎLKŎN *dm (d + m ® *m) *skn ® *sn О Б ЛА КО (оболочка) *bv ® *bb ® *b 4. В юж. и вост. слав. диалектах, в рез-те ассимиляции: *dl ® *l *tl ® *l * MUDLŎ ® мыло 5. Кроме того происходила диссимиляция по способу образования: 2 смычно-взрывных одинаковых по месту образования дают: 1-ый смычный изменяется во фрикативный 2-ой смычный сохраняется *tt ® *st *dt ® *tt ® *st * plĕttī ® плести *mĕttī ® мести *vĕdtī ® vĕttī ® вести Какие явления праслав. яз. дали разные рефлексы в разных группах яз.? (изменение дифтонгов с плавными изменения с j ассимиляция с dl, tl)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: