Принцип построения слога по возрастающей звучности
| Принцип построения слога по возрастающей звучности оказал влияние не только на сочетания ГЛ.+ СОГЛ., но и на сочетания СОГЛ. + СОГЛ.
В соответствии с принципом построения слога по возрастающей звучности:
1. фрикативный согл. мог находиться перед любым по способу образования согласным, кр. фрикативного.
2. смычный согл. мог находиться только после фрикативного, но не после смычного или плавного
В эпоху действия в праслав. яз. тенденции к построению слога по возрастающей звучности, многие сочетания согласных, унаследованные из и-е яз. подверглись изменениям, если они не соответствовали этой тенденции:
1. фрикативный + фрикативный = 1 фрикативный
(упрощение согласных, если они находятся в пределе одного слова)
* nĕssъ ® * nēsъ ® NьCЪ
2. смычный + фрикативный S = SS = S
а) сначала смычный изменяется во фрикативный = SS
б) SS сливаются при упрощение в S
* ts ® *ss® s - звук (c - буква)
*ds ® *ts ®*ss ® s (c)
* ps ® *ss ® s *OPSA® *OSSA® оса
* bs ® *ps ® *ss ® s (c)
* ks ® *kch ® *х
3. Смычные согл. одного места образования + смычн.согл. др. места обр-я = упрощение 2-го смыч. согл.
*pn (p + n ® *n)
*bn (b + n ®*n) VENDNONTI ® В Н ТИ ®вянуть
*tn (t + n ®*n)
*dn (d + n ®*n)
(Видим 2 смычных согл. разных мест образования. По закону посторения сорга по возрастающей звучности происходит упрощение во 2 смыч. согл. N.; 2 дифтонга с ноыовыми, стоящий перед согл., по закону возрастающей звучности en ®e, on (даст)® o, в дальнейшем они, утратив нозальность, лабиализуются)
*bt (b + t ® *t)
*pt (p + t ® *t)
*tm (t + m ® *m) *ŎBVŎLKŎN
*dm (d + m ® *m)
*skn ® *sn О Б ЛА КО (оболочка)
*bv ® *bb ® *b
4. В юж. и вост. слав. диалектах, в рез-те ассимиляции: *dl ® *l
*tl ® *l
* MUDLŎ ® мыло
5. Кроме того происходила диссимиляция по способу образования:
2 смычно-взрывных одинаковых по месту образования дают:
1-ый смычный изменяется во фрикативный
2-ой смычный сохраняется
*tt ® *st
*dt ® *tt ® *st
* plĕttī ® плести
*mĕttī ® мести
*vĕdtī ® vĕttī ® вести
Какие явления праслав. яз. дали разные рефлексы в разных группах яз.?
(изменение дифтонгов с плавными
изменения с j
ассимиляция с dl, tl)
|