Части речи старославянского языка (общая характеристика)

29. Склонение старославянских существительных: индоевропейское наследство и праславянские изменения.

30. Типы склонения (общая характеристика).

31. Склонение существительных на *ā, *jā, *ŏ, *jŏ. Особенности твердого и мягкого вариантов склонения. Индоевропейские и праславянские флексии.

32. Склонение существительных на *ŭ, *ǐ. Взаимодействие с другими типами склонения.

33. Склонение существительных на согласный и *ū. Происхождение славянских флексий. Взаимодействие с другими типами склонения.

34. Прилагательное как часть речи. Именные и местоименные формы (образование, склонение, синтаксические функции).

35. Основные суффиксы прилагательных, их семантико-грамматическое значение

36. Степени сравнения прилагательных (способы образования, синтаксические функции).

37. Местоимение в старославянском языке. Противопоставленность личных и неличных местоимений.

38. Личные местоимения. Особенности склонения. Выражение 3-го лица.

39. Неличные местоимения: разряды, синтаксические функции, особенности склонения. Местоимения къто, чьто, вьсь.

40. «Счетные слова» в системе частей речи старославянского языка.

41. Основные категории старославянского глагола.

42. Две формообразующие глагольные основы. Классификация глаголов в зависимости от формообразующей основы. Классы глаголов.

43. Настоящее и будущее простое время глаголов в старославянском языке. Особенности спряжения глаголов V класса.

44. Сложные будущие времена в старославянском языке.

45. Система прошедших времен старославянского глагола.

46. Аорист как форма прошедшего времени в старославянском тексте.

47. Имперфект и его значение в старославянских текстах. Особенности образования. Формы имперфекта от глагола быти.

48. Аналитические формы прошедшего времени: значение, образование, позднейшие изменения.

49. Ирреальные наклонения в системе старославянского языка.

50. Именные формы глагола. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени: особенности образования и склонения. Становление новой части речи - деепричастия.

51. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

52. Неспрягаемые формы глагола: инфинитив и супин.

53. Наречие в старославянском языке. Классификация наречий.

54. Вопрос о старославянском предложении. Структура текста.

55. Особенности управления в старославянском тексте: основные значения падежей. Функции предлогов.

56. Способы выражения подлежащего и сказуемого в старославянском тексте.

57. Конструкции с «двойными» падежами (синтаксические функции, соответствия в современном русском языке).

58. Особенности сочинения и подчинения в старославянском предложении.

59. Оборот «дательный самостоятельный» и его значения.

60. Способы передачи чужой речи.

5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса

по дисциплине в системе зачетных единиц

Организация учебного процесса осуществляется на основе следующих нормативных документов, размещенных на сайте СФУ:

– Положение об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы;

– Памятка студенту об обучении с использованием зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы;

– Памятка преподавателю об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы.

Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Классический язык: Старославянский язык» представлены в Приложении С.


Приложение А

Пример заполнения графика учебного процесса и самостоятельной работы

ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Классический язык: Старославянский язык» направления 032700.62 Филология Института филологии и языковой коммуникации1 курса на 2 семестр

№ п/п Наименование дисциплины Семестр Число часов аудиторных занятий Форма контроля Часов на самостоятельную работу Недели учебного процесса семестра
Всего По видам Всего По видам                                    
  Классический язык: Старославянский язык     Лекции – 36 экзамен   ТО – 40 ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО  
Практические – 36 КЗ - 8   КЗ         КЗ           КЗ     КЗ    
Лабораторные – 0 КР - 16       ВКР                           СКР
    ДЗ - 8   ДЗ   ДЗ   ДЗ   ДЗ   ДЗ   ДЗ   ДЗ        

Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; КЗ – контрольные задания; КР - контрольная работа; ВКР – выдача контрольной работы; СКР – сдача контрольной работы, ДЗ – выполнение домашних заданий.

Заведующий кафедрой:___________/О.В. Фельде /

Директор института:_____________/Л.В. Куликова/

«_______» _______________________ 201_ г

Приложение В

Перечень модулей дисциплины

№ п/п Наименование модуля, срок его реализации Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.2) Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.3) Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль (Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4) Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение (Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5) Реализуемые компетенции Умения Знания
  Модуль 1 «Введение» 1-ая неделя – 2-ая неделя Тема: 1, 2. Практические занятия: 1, 2 Учебным планом не предусмотрены Выполнение контрольного задания № 1 Домашнее задание к теме 2. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1, 2. ОК-1; ОК -2; ПК-1 Владение навыками чтения и интерпретации старославянских текстов для последующего извлечения из них исторической, культурной и собственно лингвистической информации. Знание основных положений и концепций в области старославянского языка; представление о древнем этапе развития славянских языков, в том числе русского, на разных уровнях;
  Модуль 2 «Фонетическая система» 3-ая неделя – 9-ая неделя. Тема: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Практические занятия: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Учебным планом не предусмотрены Выдача контрольной работы Выполнение контрольного задания №2. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Выполнение домашних заданий к темам: 4, 6, 8. ОК-1; ОК -2; ПК-1 Умение применять полученные знания о славянской фонетической системе дописьменной и ранней письменной эпохи в собственной профессиональной деятельности; проводить научное исследование в русле исторической лингвистики на основе существующих традиционных и новейших методик Знание основных положений в области фонетической системы старославянского языка и праславянского языков; представление об особенностях фонетических изменений в отдельных славянских языках, в том числе русском.
  Модуль 3 «Грамматическая система» 10-я – 18-я неделя Тема: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 Практические занятия: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Учебным планом не предусмотрены Сдача контрольной работы Выполнение контрольных заданий № 3, 4. Выполнение домашних заданий к темам: 10, 12, 14. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. ОК-1; ОК -2; ПК-1 Владение навыками морфологического и синтаксического анализа старославянского текста; умение интерпретировать факты данных языковых уровней в дальнейшей профессиональной деятельности. Знание основных концепций и положений о славянской морфологической и синтаксической системах древних эпох, понимание преемственности последних соответствующим системам русского языка

Приложение С

Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Классический язык: Старославянский язык», Института филологии и языковой коммуникации, курса 1 на 2 семестр 201__/201_ уч. года

№ п/п Название модульной дисциплины Срок реализации модуля Текущая работа (50 %) Аттестация (50 %) Итого
Виды текущей работы Сдача зачета Сдача экзамена
Работа на практических занятиях Выполнение контрольных заданий Выполнение домашних заданий Выполнение итоговой контрольной работы          
                             
1. Всего                          
1.1 Модуль № 1 1 – 2 нед.                        
1.2 Модуль № 2 3 – 9 нед.                        
1.3 Модуль № 3 10 -18 нед.                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: