29. Склонение старославянских существительных: индоевропейское наследство и праславянские изменения.
30. Типы склонения (общая характеристика).
31. Склонение существительных на *ā, *jā, *ŏ, *jŏ. Особенности твердого и мягкого вариантов склонения. Индоевропейские и праславянские флексии.
32. Склонение существительных на *ŭ, *ǐ. Взаимодействие с другими типами склонения.
33. Склонение существительных на согласный и *ū. Происхождение славянских флексий. Взаимодействие с другими типами склонения.
34. Прилагательное как часть речи. Именные и местоименные формы (образование, склонение, синтаксические функции).
35. Основные суффиксы прилагательных, их семантико-грамматическое значение
36. Степени сравнения прилагательных (способы образования, синтаксические функции).
37. Местоимение в старославянском языке. Противопоставленность личных и неличных местоимений.
38. Личные местоимения. Особенности склонения. Выражение 3-го лица.
39. Неличные местоимения: разряды, синтаксические функции, особенности склонения. Местоимения къто, чьто, вьсь.
|
|
40. «Счетные слова» в системе частей речи старославянского языка.
41. Основные категории старославянского глагола.
42. Две формообразующие глагольные основы. Классификация глаголов в зависимости от формообразующей основы. Классы глаголов.
43. Настоящее и будущее простое время глаголов в старославянском языке. Особенности спряжения глаголов V класса.
44. Сложные будущие времена в старославянском языке.
45. Система прошедших времен старославянского глагола.
46. Аорист как форма прошедшего времени в старославянском тексте.
47. Имперфект и его значение в старославянских текстах. Особенности образования. Формы имперфекта от глагола быти.
48. Аналитические формы прошедшего времени: значение, образование, позднейшие изменения.
49. Ирреальные наклонения в системе старославянского языка.
50. Именные формы глагола. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени: особенности образования и склонения. Становление новой части речи - деепричастия.
51. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
52. Неспрягаемые формы глагола: инфинитив и супин.
53. Наречие в старославянском языке. Классификация наречий.
54. Вопрос о старославянском предложении. Структура текста.
55. Особенности управления в старославянском тексте: основные значения падежей. Функции предлогов.
56. Способы выражения подлежащего и сказуемого в старославянском тексте.
57. Конструкции с «двойными» падежами (синтаксические функции, соответствия в современном русском языке).
58. Особенности сочинения и подчинения в старославянском предложении.
|
|
59. Оборот «дательный самостоятельный» и его значения.
60. Способы передачи чужой речи.
5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса
по дисциплине в системе зачетных единиц
Организация учебного процесса осуществляется на основе следующих нормативных документов, размещенных на сайте СФУ:
– Положение об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы;
– Памятка студенту об обучении с использованием зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы;
– Памятка преподавателю об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы.
Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Классический язык: Старославянский язык» представлены в Приложении С.
Приложение А
Пример заполнения графика учебного процесса и самостоятельной работы
ГРАФИК
учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Классический язык: Старославянский язык» направления 032700.62 Филология Института филологии и языковой коммуникации1 курса на 2 семестр
№ п/п | Наименование дисциплины | Семестр | Число часов аудиторных занятий | Форма контроля | Часов на самостоятельную работу | Недели учебного процесса семестра | |||||||||||||||||||
Всего | По видам | Всего | По видам | ||||||||||||||||||||||
Классический язык: Старославянский язык | Лекции – 36 | экзамен | ТО – 40 | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | |||||
Практические – 36 | КЗ - 8 | КЗ | КЗ | КЗ | КЗ | ||||||||||||||||||||
Лабораторные – 0 | КР - 16 | ВКР | СКР | ||||||||||||||||||||||
ДЗ - 8 | ДЗ | ДЗ | ДЗ | ДЗ | ДЗ | ДЗ | ДЗ |
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; КЗ – контрольные задания; КР - контрольная работа; ВКР – выдача контрольной работы; СКР – сдача контрольной работы, ДЗ – выполнение домашних заданий.
Заведующий кафедрой:___________/О.В. Фельде /
Директор института:_____________/Л.В. Куликова/
«_______» _______________________ 201_ г
Приложение В
Перечень модулей дисциплины
№ п/п | Наименование модуля, срок его реализации | Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.2) | Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.3) | Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль (Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4) | Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение (Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5) | Реализуемые компетенции | Умения | Знания |
Модуль 1 «Введение» 1-ая неделя – 2-ая неделя | Тема: 1, 2. | Практические занятия: 1, 2 | Учебным планом не предусмотрены | Выполнение контрольного задания № 1 Домашнее задание к теме 2. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1, 2. | ОК-1; ОК -2; ПК-1 | Владение навыками чтения и интерпретации старославянских текстов для последующего извлечения из них исторической, культурной и собственно лингвистической информации. | Знание основных положений и концепций в области старославянского языка; представление о древнем этапе развития славянских языков, в том числе русского, на разных уровнях; | |
Модуль 2 «Фонетическая система» 3-ая неделя – 9-ая неделя. | Тема: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. | Практические занятия: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. | Учебным планом не предусмотрены | Выдача контрольной работы Выполнение контрольного задания №2. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Выполнение домашних заданий к темам: 4, 6, 8. | ОК-1; ОК -2; ПК-1 | Умение применять полученные знания о славянской фонетической системе дописьменной и ранней письменной эпохи в собственной профессиональной деятельности; проводить научное исследование в русле исторической лингвистики на основе существующих традиционных и новейших методик | Знание основных положений в области фонетической системы старославянского языка и праславянского языков; представление об особенностях фонетических изменений в отдельных славянских языках, в том числе русском. | |
Модуль 3 «Грамматическая система» 10-я – 18-я неделя | Тема: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | Практические занятия: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. | Учебным планом не предусмотрены | Сдача контрольной работы Выполнение контрольных заданий № 3, 4. Выполнение домашних заданий к темам: 10, 12, 14. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. | ОК-1; ОК -2; ПК-1 | Владение навыками морфологического и синтаксического анализа старославянского текста; умение интерпретировать факты данных языковых уровней в дальнейшей профессиональной деятельности. | Знание основных концепций и положений о славянской морфологической и синтаксической системах древних эпох, понимание преемственности последних соответствующим системам русского языка |
Приложение С
|
|
Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Классический язык: Старославянский язык», Института филологии и языковой коммуникации, курса 1 на 2 семестр 201__/201_ уч. года
№ п/п | Название модульной дисциплины | Срок реализации модуля | Текущая работа (50 %) | Аттестация (50 %) | Итого | |||||||||
Виды текущей работы | Сдача зачета | Сдача экзамена | ||||||||||||
Работа на практических занятиях | Выполнение контрольных заданий | Выполнение домашних заданий | Выполнение итоговой контрольной работы | |||||||||||
1. | Всего | |||||||||||||
1.1 | Модуль № 1 | 1 – 2 нед. | ||||||||||||
1.2 | Модуль № 2 | 3 – 9 нед. | ||||||||||||
1.3 | Модуль № 3 | 10 -18 нед. |
|
|