Предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь

Предварительное следствие по уголовным делам производят следователи прокуратуры в соответствии с подследственностью уголовных дел, установленной ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – УПК). Вместе с тем, прокурор вправе принять к своему производству любое уголовное дело независимо от подследственности и расследовать его самостоятельно в полном объеме (ст.ст. 34, 180 УПК).

Участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддержание государственного обвинения по уголовным делам, участие в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст. 45 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», при наличии письменного поручения вышестоящего прокурора нижестоящий прокурор принимает участие в рассмотрении гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по первой инстанции Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, областными и Минским городским судами, Белорусским военным судом, хозяйственными судами областей и города Минска, специализированными хозяйственными судами.

Статья 81 ГПК называет две формы участия прокурора в гражданском процессе:

1) предъявление иска или подача заявления в суд;

2) вступление в дело, начатое по инициативе других лиц.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 29 ноября 2001 г. № 38 с изменениями от 06 апреля 2005 г. «Об организации надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам», прокуроры должны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел, если такое участие предусмотрено законом, признано необходимым судом, а также дел о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества от ареста (исключении из акта описи), и дел, возбужденных по инициативе прокурора. Названным приказом закреплена обязанность принимать участие и по делам иных категорий, исходя из их актуальности, сложности, общественной и социальной значимости, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

В отличие от гражданского судопроизводства в хозяйственном процессе прокурор участвует лишь в случае предъявления им иска или подачи заявления.

В уголовном процессе прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде, выступая в качестве стороны обвинения – государственного обвинителя (ч. 1 ст. 34 УПК, ч. 1 ст. 46 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»). Прокурор оглашает в суде обвинение, предъявляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания, предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск.

В суде кассационной инстанции прокурор поддерживает принесенный протест, высказывает мнение о законности и обоснованности поданных жалоб, а также о законности и обоснованности приговора, решения.

В суде надзорной инстанции прокурор поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест, или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Наряду с направлениями, в деятельности органов прокуратуры организационно обособлена работа по рассмотрению обращений граждан и организаций.

В порядке, установленном законодательством, Генеральная прокуратура Республики Беларусь принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Генеральная прокуратура Республики Беларусь в пределах своей компетенции участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора (ст. 5 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).

1. Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность на основе законности, руководствуясь Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных полномочий. Прокурор принимает предусмотренные законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

Законность – общеправовой, универсальный принцип, под которым традиционно понимается строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов всеми субъектами права, включающий также требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам. Вместе с тем, законность - не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическую сущность общественного строя.

2. Принцип равенства всех граждан перед законом заключается в том, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств (ст. 7 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).

3. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» какое-либо вмешательство в деятельность прокурора недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Независимость органов прокуратуры обеспечивается и запретом прокурорским работникам оказывать платные юридические услуги, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать службу в органах прокуратуры с работой в учреждениях и организациях. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

Независимость органов прокуратуры от местных органов власти обеспечивается следующими условиями: 1) единством и централизацией системы органов прокуратуры; 2) порядком подбора и расстановки кадров прокуроров и следователей; 3) подотчетностью Генерального прокурора Президенту Республики Беларусь; 4) материально-техническим обеспечением.

Единство системы органов прокуратуры означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему. В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации.

Централизация означает, что органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания. Централизация означает, что принципом руководства в системе органов прокуратуры является единоначалие. Соответствующий прокурор разрешает все вопросы, относящиеся к его компетенции, единолично, и все единоличные приказы и распоряжения вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Единоначалие проявляется и в том, что единым руководителем прокуратуры Республики Беларусь является Генеральный прокурор Республики Беларусь. Централизация органов прокуратуры предусматривает назначаемость Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

4. Органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Важным условием обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций является запрещение разглашения прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решения или действия прокурора, ущемляющие права и законные интересы граждан и организаций, могут быть обжалованы вышестоящему прокурору и (или) в суд.

5. Принцип обязательности требований прокурора означает, что требования прокурора, предъявленные в соответствии с законодательными актами в пределах его полномочий, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: