Прокуратура Республики Беларусь: понятие, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).

Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь закреплены в главе 7 Основного Закона. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определены Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».

На Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. В случаях, предусмотренных законом, прокуратура также проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел (ст. 125 Конституции Республики Беларусь).

Задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).

Направления деятельности прокуратуры – это пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи [12, с.250].

Направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем видам:

1. Отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства);

2) надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

3) надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

4) надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

5) надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», которым устанавливаются правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, Генеральная Прокуратура Республики Беларусь определена государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией. Как отмечает А.Г.Макаревич, начальник отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, «данный Закон … не устанавливает ответственности и не направлен на борьбу с конкретными коррупционными проявлениями, а носит системообразующий "рамочный характер" и в большей степени регулирует вопросы предупреждения коррупции» [17, с. 37].

Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» дано новое правовое определение коррупции; очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений; на законодательном уровне определены меры борьбы с коррупцией и меры по предупреждению коррупции, а также перечень правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией органы прокуратуры Республики Беларусь наделяются специальными полномочиями, перечисленными в ст. 12 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», ст. 7 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в основном по сбору и анализу информации о коррупционных проявлениях, координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, подготовке предложений по совершенствованию законодательства.





Подборка статей по вашей теме: