Понятие правового статуса судей

Статья 84 Кодекса

Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующем правовым статусом, закрепленным в Кодексе Республики Беларусь О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь и других правовых источниках.

Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:

Ø требования, предъявляемые к судьям и совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;

Ø гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;

Ø ответственность судей

Таким образом, под статусом судей понимают правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.

Судьи всех судов обладают единым статусом. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей. Независимость судей является основной чертой статуса судей. Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий:

Ë политической нейтральности судей и запретом. осуществлять иную оплачиваемую деятельность

Ë - несменяемостью судей;

Ë неприкосновенностью судей;

Ë материальным и социальным обеспечением судей правовой защитой судей.

Требования, предъявляемые к судьям. Права и обязанности судей.

Требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности закреплены в Кодексе Республики Беларусь О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь (статьи 89, 91,94,95) и в Кодексе чести судьи Республики Беларусь.

При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и иные нор­мативные правовые акты, быть справедливыми и беспристрастными. Помимо этого, при исполнении служебных обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет служебной власти и достоинство судьи.

Для осуществления правосудия судьи наделены властными полномочиями. Они вправе:

­ требовать от должностных лиц и граждан испол­нения своих законных распоряжений;

­ вносить представления об устранении нарушений закона или причин и условий, способство­вавших совершению правонарушений;

­ ставить вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного правового акта;

­ запрашивать необходимую информацию у субъ­ектов правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: