Орг-ия и технология делопроиз-ва в центральных и местных учр-иях России XVIII века

Петром 1 была начата реформаторская деят-ть, кот. затронула различные стороны гос. жизни России. Видное место заняли административные реформы, кот. привели к ликвидации старых гос. учр-ий и созданию нового типа учр-ий со строгой регламентацией их деят-ти. С 1721г. император стал носителем зак-ой и исп. вл. Прекратила существовать Боярская Дума, вместо нее – Сенат, как высший орган упр-ия. Главную роль в Сенате играло присутствие (общее собрание сенаторов, их было 9).Большое внимание Петр уделил сенатской канцелярии, где было сосредоточено ДП. Во главе канцелярии – обер-секретарь, а для занятия канцелярских должностей стали приглашать иностр. спец-тов. Состав канцелярии: обер-секретарь, секретари, переводчик, нотариус, актуариус, канцелярист, переплетчик, вахмистр. Коренным преобразованиям подвергся центральный аппарат. Его реформа готовилась в Сенате. Ликвидация Приказов сопровождалась созданием Коллегий. К концу первой четверти 18в. создано 12 Коллегий. Коллегии получили право издания указа по вопросам, входящим в их ведение. Им подчинялись местные органы власти в губерниях. Вводя коллегиальное упр-ие, Петр решал вопросы обеспечения более высокой работоспособности учр-ий, повышения ответственности каждого и ограничения злоупотребления чиновничества. Преимущества Коллегий над приказами в различии принципов упр-ия. Устанавливалось коллегиальное обсуждение и решение дел, законодательная регламентация стр-ры, фун-ий коллегий, их прав, обязанностей служащих. Реформы Петра затронули центральный уровень упр-ия и незначительно – местное упр-ие. Были проведены 2 губернские реформы. Вся территория гос-ва была разделена на губернии, возглавляемые губернатором. Губернии делились на провинции (позднее – уезды), к-ыми управляли воеводы с канцеляриями. Они осуществляли надзор над всеми чиновниками провинции и могли выходить на Коллегии и Сенат, минуя губернские канцелярии.

Екатерина 2 провела реорганизацию местного аппарата упр-ия, причина – крестьянская война Пугачева. В этот период (конец 18в) ликвидированы большинство Коллегий, был упразднен гл. Магистрат, губернии стали делиться на уезды. Учр-ия 18в., в отличие от предшествующего периода, объявлялись законом или реформой, а устройство каждого учр-ия оформлялось регламентом. 28.02.1720 сост-ся и принимается общий ГР. Он определяет задачи, ф-ции, стр-ру, порядок работы коллегий. Это первый законодат. акт дорев. России, определивший порядок ДП. Положения ГР были дополнены и развиты адмиралтейским регламентом, кот. устанавливал обязанности большого круга долж. лиц, и духовным регламентом, кот. обосновал замену патриаршества на Синод.

Большое внимание Петр уделил сенатской канцелярии, где было сосредоточено ДП. Во главе канцелярии – обер-секретарь, а для занятия канцелярских должностей стали приглашать иностр. спец-тов. Состав канцелярии: обер-секретарь, секретари, переводчик, нотариус, актуариус, канцелярист, переплетчик, вахмистр. Коллегия состояла из: 1)присутствия (общего собрания); 2)канцелярии (возглавлял секретарь). Секретарь руководил ДП коллегии, готовил дела к заседанию, докладывал их, вел учет решенных и нерешенных дел, хранил печать коллегии. Были опр-ы обязанности и др. членов коллегии:1)Нотариус. Вел протоколы по опред. форме, наблюдал за исполнением решений, принятых коллегией; 2)Актуариус. Регистрировал Д и разносил их исполнителям. Вел общий журнал входящих Д и заведовал изготовлением канцелярских принадлежностей; 3)Регистратор. Отвечал за оф-ние указов, подготовленных в коллегии и вел журнал исходящих Д; 4)Канцелярист. Составлял текст Д; 5)Копиист. Переписывал Д набело; 5)Переводчик. Переводил с иностр. языков; 6)Толмач. Делал учетные переводы; 7)Экзекутор. Надзирал за порядком в канцелярии. Для выполнения всех обязанностей было необх. обучение. В ходе образования нов. гос. учр-ий создавался новый тип чиовника. Он был в большей зависимости от верховной власти, чем служилый человек 17в. Напр., думный чин обеспечивался землей и крестьянами и был экономически независим. Чиновник 18в. получал за службу денежное жалованье, кот. определялось должностью и перемещениями по службе. Сенатор, выбывший из Сената утрачивал свое звание. Деят-ть должностных лиц 17в. не была так регламентирована, как в 18в. ГР предписывал действовать в соотв. с инструкциями, регламентами и указами. Важным фактором форм-ия нового чиновника была отмена в 1682г. местничества, при к-ом назначение на чин проходило в зависимости от происхождения. Табелем о рангах была упразднена сист. назначений. Т.о. развитие гос. аппарата шло по линии усиления власти царя и бюрократизации.

В 18в. произошли перемены не только в ДП, но и док-тировании деят-ти гос. аппарата. Возникло большое кол-во новых Д, а Д приказного ДП получили новое название. Это было следствием проникновения в русский язык иностр. слов. 1)Зак-ые и распоряд-ые акты стали называться указами, регламентами, протоколами, резолюциями, приговорами, инструкциями, наказами. Напр., закон о гос. службе стал называться Табель о рангах. 2)Переписка (памяти, отписки) заменены отношениями, рапортами, доношениями, реляциями, известиями. Сообщения низшего должностного лица высшему оформлялось рапортом. Сообщения нижестоящего учр-ия вышестоящему называлось донесением. Донесения об исполнении назывались экзекуцией. Новые виды Д: а)Диплом – это Д, удостоверяющий принадлежность лица к дворянскому сословию; б)Патент – это свидетельство о чине, воинском звании, ученой степени; в)Аттестат – Д, содержащий сведения о наградах и др. отличиях; г)Челобитные стали называться прошениями. Произошли изменения и СД. Появ-ся приходно-расходные книги, а денежный счет дается в балансовой форме. В статистической док-тации изменения связаны с переходом от подворной к подушной форме учета. Появ-ся штрафные журналы. В законе “О сборе подушном и прочем” (1724) положено начало паспортной сист. России. Зак-во 18в. уделяло большое внимание составлению Д. В ГР содержались отдельные правила написания отдельных рек-тов: 1)в протоколе вверху перед текстом указ-ся дата заседания и состав присутствующих; 2)в челобитной требовалось титул царя указывать один раз, вначале, а саму просьбу излагать по пунктам; 3)дипломы, патенты требовалось составлять образцом. Меняется форма Д. В 1699 введена гербовая бумага. В соответствии с этим утверждено 3 образца бумаги разной стоимости. Гос. герб (клеймо) изображался как большое, среднее и малое клеймо. В 1700 указами Петра были отменены столбцы (заменялись тетрадями) в целях экономии бумаги, надежности хр. и ускорения справочной работы с Д. Изменеия формы Д повлияло на орг-цию всего ДП. 1)Изменился формуляр Д. Он имел самост. оф-нные рек-ты (вид Д и адресат выделялись в отд. строку над текстом; автор указывался в подписи; дата составления Д ставилась на или под текстом; Д д.б. адресоваться в конкр. учр-ие; Д имели авторскую подпись). 2)В ГР подробно описаны правила удостоверения Д (Д подписывались всеми членами коллегии; каждый Д имел скрепу, т.е. подпись секретаря; запрещалось подписываться уничижительными именами, напр., Коська).

ГР 1720г. подробно расписывал все стороны деят-ти канцелярии. В нее входили: секретарь, нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копеисты, переводчики, толмачи, выхмистры. Ключевой фигурой был секретарь. На нем лежала ответственность за постановку ДП в коллегии, подготовка дел к слушанию, доклад о них на заседаниях и хр. печати. Он д.б. хорошо знать законы и в докуладах на заседании обязан был делать ссылки на соотв. зак-во. От него во многом зависел исзод решения дела. Рабочий день в коллегии начинался в 8 утра и длился 5 часов (позже 8 часов). Работа велась круглый год, кроме июня, июля и августа. За 1 день неявки на работу у канц. служащего вычитывалось жалование за один месяц. Нотариус вел протокол заседания, предусматривалось ведение полных и кратких протоколов. Порядок обсуждения вопросов в Сенате был обозначен в указе 1722г. “О должности Сената”. Обер-секретарь докладывал дела по степени важности или по очереди. С помощью песочных часов генерал-прокурор устанавливал регламент выступления. Протоколы подписывались всеми членами сената. В коллегии сначала рассматривались гос. дела, а затем – частные. Каждое дело после доклада секретаря обстоятельно обсуждалось. Члены коллегии высказывали свое мнение «по совести и разумению”. На решение гос. дел давалась неделя, на частные – в течение 6 месяцев. Если было необход. навести справки, в губерниях устанавливался поверстный срок (2дня на 100 верст). Нормат. актами определялся порядок обмена Д между учр-иями: 1)сверху вниз шли указы и повеления; 2)снизу вверх – рапорты и доношения; 3)равностоящие учр-ия обменивались сношениями и сообщ-ми. Д принимали секретари в самом учр-ии, вскрывали в присутствии членов коллегии. Д рег-ись и наз-ся день рассм-ия дела или вопроса. Отметку о поступлении Д ставили в вер. пр. углу или по вер. полю первой стр-ы Д. Ставилась дата, номер, пометка на поле кому передать Д на исполнение. Исп-ль, принимая Д, расписывался в квитанционной книге. С особой тщательностью в ГР были разработаны вопросы рег-ии. Она выполняла задачу охраныДЮ осущ-ия контроля за исп-ем; орг-ии справочного аппарата; сист.тизации Д; ответственности за выполнение Д. ГР предусматривал общую рег-ию всех дел, рассматриваемых в коллегии. Для этой цели коллежский рег-ор вел журнал “Повседневная записка”. В нем по алфавиту, числу, месяцу записывалось содержание всех получаемых и отправляемых дел с указанием в них имен и сведений куда и кому направлены дела. Для учета входящих Д велись 2 книги: 1)Книга С. Содержалась запись Д от царя и Сената, к ней прилагался реестр зарегистрированных Д; 2)Книга D. Регистрировались Д из др. коллегий и местн. учр-ий. Для учета исходящих Д: 1)Книга А. Регистрировались Д, направляемые царю, Сенату. Указывалось краткое содержание Д. 2)книга В. Регистрировались Д, отправляемые в др. коллегии. В особый вид работы выделялся контроль за исполнением Д. Одновременно с созданием нов. аппарата Петр ввел органы контроля. В1711г. вводятся фискалы (надзорный за канцелярским ДП). В указе «О должности Сената» устанавливалось иметь подробную роспись неисполненных дел. При Сенате - должность экзекутора, кот. составлял рапорты об исполнении Д. Прокурор коллегии наблюдал за порядком и законностью решения дел, за деят-тью канцелярии, за исполнением указов местными учр-ми. Он вел спец. Книгу, где записывалось какой указ составлен и что по нему выполнено. За исполнением решений, принятых коллегией, наблюдал также нотариус, кот. вел роспись дел, намеченных к слушанию.

ГР устанавливал процедуру рассм-ия дела и решения. Она включала: 1)вступление дела; 2)подготовка к слушанию; 3)слушание дела и принятие решения; 4)оф-ние решения и доведение его до исп-ля; 4)контроль за исп-ем; 5)арх. хр. дел; Все решенные дела сдавались в актохранилище, к-ое по ГР получило название архивов. В коллегиях архивом ведал актуариус, к-ый принимал Д по описи и под расписку. Сист.тизация Д и форм-ие дел осущ-ось по признакам: номинальный, предметно-вопросный, хронологич., авторский. ДП в коллегии существенно отличалось от приказного. Если в предыдущем периоде оно основывалось на нормах обычного права канцелярских традициях, то в коллегиях оно основывалось на нормах закона. Таким актом был ГР. С изданием этого Д окончательно отделяются обязанности Присутствия, к-ые закрепляются за Канцеляриями.

Реформу Петра завершила Екатерина 2, издав 7.11. 1775 этот закон. В соответствии с ним губернская реформа позволила: 1)внести единообразие в устройство губерний и упр-ие ими на основе разграничения административных, финансовых и судебных фун-ий и созданием органов упр-ия; 2)перенести центр тяжести упр-ия на места с наделением должностных лиц местной администрации широкими полномочиями; 3)ввести в работу местных учр-ий коллегиальный принцип решения вопросов; Губернии получили новое название Наместничество во главе с наместниками. В отличие от прежних губернаторов они были наделены исключ-ми полномочиями, были ответствены только перед Сенатом и Императором. Главным адм-ым учр-ием стало Губернское правление во главе с Губернатором. Он осуществлял общее рук-во отраслевыми местными учр-иями. Губернии делились на уезды. Органом уездной администрации был Нижний земский Суд во главе с Земским исправником. Др. учр-ия губернии носили отраслевой хар-р (Казенная палата, т.е. финансовый хоз. орган; Приказ общ-ного презрения под председательством губернатора, отвечал за здравоохр., просвящение и др.; Палата условного Суда; Палата гражданского суда;). Сословными Судами были: Верхний земский суд (для дворян), Губернский магистрат (для купцов, мещан, ремеслеников), Верхняя Земская расправа (для крестьян). Особое значение для орг-ии ДП имела установленная этим законом “иерархия властей и мест”, кот. определила порядок взаимоотношений между высшими, центральными и местными учр-иями. В соотв. с этим порядком: 1)Сенат и Коллегии давали губернатору указы, а он представлял Верховной власти рапорты и доношения; 2)Всем учр-иям губернии губернатор давал предложения, а получал от них представления; 3)С городничими и земскими исправниеами губернатор обменивался предписаниями (принимались рапорты и доношения); 4)между собой присутственные места обменивались сообщениями. Т.о. соблюдалась субординация, т.е. вышестоящие указывали, а нижестоящие доносили об исполнении указаний. Этот иерархический принцип взаимоотношений сохранялся в течение всего 19в., и сохранился в наст. время. Так же, как и в коллегиях, аппарат местн. учр-ий был представлен: 1)Присутствием. В него входили советники и асессоры, имевшие право подписи Д; 2)Канцелярии. Возглавлял секретарь, а штат служащих зависел от кол-ва решаемых дел.Решение дел в учр-иях, созданных реформой 1775 было коллегиальным. Дела рассматривались на заседаниях присутствия, а процесс подготовки и решения дел состоял из этапов: 1)Получение и рег-ия Д. Все Д принимались только учр-ии. На входящем Д председателем или членом присутствия отмечалась дата получения Д, после чего он заносился в реестр входящих и докладной реестр; 2)После рег-ии начиналась подготовка дела к слушанию. По каждому делу собирались разл. дополнит. материалы. После этого секретарем составлялась докуладная записка с кратким изложением данного дела. В ДЗ указывался инициативный Д, на основе к-ого возбуждалось дело; 3)Слушалось и решалось дело на заседании Присутствия. Ход обсуждения док-тировался в журнале заседания, а на его основании формулировались решения в виде приговора; 4)Исполнение дела. Заключалось в подготовке исходящего Д, кот. записывался в реестрах (в двух). В зак-ве 1775г. определяется порядок ведения архивов в местн. учр-ях. Они подр-яются на: 1)Текущие, где хранились уставы, регламенты, инструкции и др. справочные материалы для пост. пользования; 2)Окончательные, где по описи сдавались законченные произ-вом дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: