Статья 5. Основные задачи адвокатуры

Основными задачами адвокатуры являются:

оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов;

участие в правовом воспитании граждан.

Билет № 14

1)Принципы построения судебной системы

Принципы:1.территориальности (все подподают с значением террит.-админ. единица);2. специализации (создаются суды для решения спец. конфликтов-Конст. и Хоз. Суды –пример:суды по делам несовершеннолетних, но в РБ нет таких).

В миров. практике сущ-ет 3 инвест. модели (по построению судеб. системы): - централизованная суд.система(общие, хоз. Суды, все замыкается в Верх. Суде, пример:страны Прибалтики); - децентрализованная система (в гос-ве дейст-ет несколько автономных систем – в РБ!); - смешанная судеб. Система (не существует в чистом виде).

Сущ-ет нескол. оснований для деления видов судов:

1.в завис. от гос. устройства:- федеративные (союзные) суды;- суды субъектов федерации(США,Германия,СССР);

2. по предмету разрешения юрид. конфликта: - общие суды(суды общей юрисдикции, общей подсудности, обще-гражданские: рассмат-ют все дела, за исключ. дел, кот. подсудны специализированным судам); - специализ-е суды (спец-й юрисдикции, спец-ой подсудности:учреджаются для рассм-ия узко-профильных юр.споров;в РБ- Хоз. и Конст.суды)

3. от места, занимаемого судом в судеб. системе: - нижестоящие; -вышест-щие.

4. исходя из историч. событий: - местные суды; - высшие(Россия).

5.от источника легитимности суд. власти: - светские суды(гос. и обществ-е в РБ); - религиозные.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебной системы:

1. Централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, верховным); 2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами; 3 .Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным Судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений. Представляется, что наиболее эффективна смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. проводится узкая специализация судов и судей, а следовательно, обеспечивается более качественное и оперативное осуществление правосудия. Единство судебной системы выражается в единстве задач судов, принципов их организации и деятельности; применении единого законодательства; общеобязатель­ности вступивших в законную силу судебных актов; единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета. Централизация судебной системы предполагает наличие единого судебного центра, высшего суда для всех судов данного государства, отсутствие автономных образований (подсистем). Судебная система может быть единой, но не централизованной (РБ, РФ и др.).

В основу классификации судов по видам могут быть положены различные критерии. В федеративных государствах суды делятся на федеральные (союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальных единиц, образующих федеральное государство (РФ, США, Германия и др.). Общие и специализированные или суды общей и специальной юрисдикции, подсудности (общие суды, именуют и общегражданскими судами). Этот вид судов связан с характером рассматриваемых судами юридических дел: о преступлениях, по искам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, хоз. споров между субъектами хозяйствования, о нарушениях налогового, таможенного законодательства, об административных правонарушениях и т.п. Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные - дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (административного, налогового, таможенного, Хоз. и т.д. законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений (несовершеннолетних, военнослужащих и т.д.).

Деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление достаточно условно, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) одновременно и нижестоящие по отношению к высшему звену и вышестоящие по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции). В конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном Законе нашей страны (ст. 109).

2)Национальное Центральное бюро Интерпола в РБ.

Место Национального центрального бюро Интерпола в РБ в системе органов внутренних дел

В настоящее время НЦБ Интерпола в РБ - подразделение криминальной милиции, входящее в систему органов и подразделений внутренних дел на правах самостоятельного подразделения, имеющего статус управления, осуществляющего сотрудничество и обеспечивающего взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов РБ с правоохранительными органами других государств – членов Интерпола и Ген. секретариатом Интерпола в противодействии международной преступности.

Правовое регулирование деятельности НЦБ Интерпола в РБ

Национальное центральное бюро Интерпола в РБ в своей деятельности руководствуется Конституцией РБ, иными актами законодательства РБ. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными и иными государственными органами РБ, а также правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола, сочетания гласных и негласных методов работы.

Образование НЦБ Интерпола в РБ

РБ вступила в члены МОУП-Интерпол 4 октября 1993 года на 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, проходившей на острове Аруба в Карибском море. Национальное центральное бюро Интерпола в РБ создано в соответствии с полномочиями РБ в качестве члена Международной организации уголовной полиции – Интерпол, статьями 4 и 32 Устава Интерпола от 13 июня 1956 года, постановлением Совета Министров РБ от 10 ноября 1993 г. № 774 «О совершенствовании мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью» (СП РБ, 1993 г., № 31, ст.622). Во исполнение Постановления Совета министров приказом Министерства внутренних дел РБ от 10 декабря 1993 года в структуре центрального аппарата МВД создано НЦБ Интерпола в РБ.

НЦБ Интерпола в РБ

В соответствии со ст.32 Устава, каждая страна, вступившая в Интерпол, должна создать в структуре своей полицейской службы Национальное центральное бюро. По своему функциональному содержанию любое НЦБ - это рабочий аппарат, который поддерживает связи с различными ведомствами внутри страны, такими как суд, прокуратура, банки, таможенные, пограничные и иммиграционные службы, с одной стороны, а с другой - с НЦБ других стран и Ген. секретариатом Интерпола.

Среди основных форм, посредством которых НЦБ решают стоящие перед ними задачи, можно выделить следующие: накопление, анализ, обработка и обмен информацией о международной преступности, передача соответствующим ведомствам своей страны запросов, направляемых органами полиции других стран, а также контроль за ведением розыска преступников, их задержанием и передачей их запрашивающей стране.

Каждое НЦБ стоит на страже интересов, прежде всего, своего государства, но одновременно является частью организационной структуры Интерпола, а, следовательно, представляет его интересы на территории своей страны. Именно поэтому все НЦБ вместе с Ген. секретариатом и его рабочими службами составляют слаженный механизм оперативного сотрудничества полиции всех стран-членов в системе Интерпола.

После обретения Беларусью независимости развитие сотрудничества сравнительно молодого государства с другими странами, интеграция его экономики в мировую хозяйственную систему породили множество новых, ранее неведомых нам видов преступности. Изменились тенденции преступности, появились нехарактерные для Беларуси виды преступлений, к примеру, торговля людьми, транзит наркотиков, экономические аферы, финансовые мошенничества с использованием высоких технологий. Начался процесс сращивания преступных элементов разных стран. Выезд за границу стал удобным средством избежать наказания.

Основные функции Интерпола вообще:

Интерпол определил три основные функции, на выполнение которых сконцентрированы основные силы и ресурсы:

- Создание закрытой всемирной телекоммуникационной системы обмена полицейской информацией (I-24/7);

- Создание и обслуживание баз данных полицейской информации;

- Оперативная поддержка всех полицейских служб, участие в международных полицейских операциях.

Билет № 15

1)Районный (городской) суд – основное звено судебной системы РБ.

Статья 29. Образование, реорганизация и прекращение деятельности районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.

Районный (гор.) суд образуется в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный воен суд - с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил РБ, иных войск и воинских формирований, специализированный суд - в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.

Допускается образование одного районного (гор.) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Статья 30. Состав районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (гор.) и межгарнизонного воен судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (гор.) суда - также на рассмотрении дел об административных правонарушениях и исполнительных производств.

Количественный состав судей районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.

При наличии пяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность зам. председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность второго зам. председателя суда.

Статья 31. Компетенция районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Районный (гор.) суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Межгарнизонный воен суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные воен судам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 32. Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов являются судьями соответствующего суда.

Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов:

пред-льствуют в судебных заседаниях, назначают судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяют иные обязанности между судьями;

ходатайствуют перед Верховным Судом РБ о внесении предложений в Конст-ный Суд РБ о проверке конст-ности нормативных правовых актов;

организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

руководят работой аппарата суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

ведут личный прием граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов или при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности зам. председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.

Статья 33. Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов являются судьями соответствующего суда.

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов осуществляют полномочия председателя суда в его отсутствие или при невозможности исполнения им своих обязанностей.

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов осуществляют иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей и законодательными актами.

2)Органы дознания

Дознание – это уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

1. Государственными органами и должностными лицами, упол-
номоченными законом осуществлять дознание, являются:
1) органы милиции;
2) органы государственной безопасности -- по уголовным
делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники во-
енных учреждений и гарнизонов -- по уголовным делам о преступ-
лениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус
военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским пер-
соналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и
воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обя-
занностей в расположении части, соединения, учреждения, гарни-
зона;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы, следственных изоляторов -- по уголов-
ным делам о преступлениях против установленного порядка несе-
ния службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно
по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении
указанных учреждений;
5) органы пограничных войск -- по уголовным делам, отне-
сенным законом к их ведению;
6) таможенные органы -- по уголовным делам, отнесенным
законом к их ведению;
7) органы финансовых расследований -- по уголовным делам,
отнесенным законом к их ведению;
8) органы государственного пожарного надзора -- по уго-
ловным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных
судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, -- по
уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских
учреждений Республики Беларусь -- по делам о преступлениях,
совершенных в пределах территории дипломатических представи-
тельств и консульских учреждений.
2. На органы дознания и должностных лиц в зависимости от
характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообще-
ний о любом совершенном и готовящемся преступлении;
2) дознание по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно;
3) выполнение неотложных следственных действий по уголов-
ным делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно;
4) ускоренное производство в порядке, предусмотренном
главой 47 настоящего Кодекса;
5) производство предварительного расследования по уголов-
ным делам о преступлениях, не представляющих большой общест-
венной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не
установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого ли-
цо, до его установления.
(Статья 37 -- в редакции Закона от 11.05.2000 N 377-З;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000
г., N 47, 2/152).

Статья 38. Начальник органа дознания

1. Начальником органа дознания является руководитель ор-
гана дознания, а также каждое из должностных лиц, перечислен-
ных в части первой статьи 37 настоящего Кодекса.
2. Начальник органа дознания обязан организовать принятие
необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер
в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совер-
шивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечить
при производстве дознания по уголовным делам всестороннее,
полное и объективное исследование обстоятельств дела, проведе-
ние дознавателями неотложных следственных действий и выполне-
ние поручений следователя, прокурора; осуществлять контроль за
законностью и своевременностью действий дознавателей.
3. Указания прокурора, поручения следователя, суда по
уголовным делам, данные в порядке, установленном настоящим Ко-
дексом, обязательны к исполнению начальником органа дознания.
Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приоста-
навливает их исполнения.
4. По уголовным делам, по которым предварительное рассле-
дование осуществляется в форме дознания, начальник органа доз-
нания поручает производство дознания дознавателям; проверяет
находящиеся в их производстве дела; дает указания дознавателю
о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого,
квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела
и материалов, производстве отдельных следственных и других
процессуальных действий; передает дела и материалы от одного
дознавателя другому; поручает производство дознания нескольким
дознавателям, а также вправе лично проводить дознание, приняв
при этом дело к своему производству или выполняя отдельные
следственные и другие процессуальные действия.
5. Начальник органа дознания утверждает постановление о
возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о
производстве обыска, осмотра жилища, выемки, о наложении арес-
та на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о
прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим
каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содер-
жащих государственные секреты или иную охраняемую законом тай-
ну, о приводе, об отстранении обвиняемого от должности, о при-
менении, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подоз-
реваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домаш-
него ареста, залога, о применении мер по обеспечению безопас-
ности, о прекращении предварительного расследования по уголов-
ному делу, о направлении подозреваемого, обвиняемого, не со-
держащихся под стражей, в медицинское учреждение для произ-
водства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиат-
рической экспертизы, об этапировании, об объявлении розыска
обвиняемого, о передаче уголовного дела прокурору для направ-
ления в суд; утверждает протоколы задержания лиц, подозревае-
мых в совершении преступлений, а также разрешает свидания
близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под
стражей, домашним арестом по находящемуся в производстве доз-
навателя уголовному делу.
6. Указания начальника органа дознания дознавателю по
расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и
обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний про-
курору не приостанавливает их исполнения.
7. Заместители начальника органа дознания обладают права-
ми и несут обязанности, предусмотренные настоящей статьей.

Статья 39. Дознаватель

1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее
в пределах своей компетенции досудебное производство.
2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению
заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному
и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.
3. Указания прокурора, начальника органа дознания, пору-
чения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания
начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжа-
лованы прокурору, а указания прокурора -- вышестоящему проку-
рору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
4. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следствен-
ные и другие процессуальные действия, принимать решения, за
исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрены
утверждение их начальником органа дознания или санкция проку-
рора.
5. Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа доз-
нания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соот-
ветствующим работникам органа дознания о производстве опера-
тивно-розыскных мероприятий и следственных действий.
6. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с
требованиями настоящего Кодекса, по находящимся в его произ-
водстве уголовным делам обязательны к исполнению всеми предп-
риятиями, учреждениями, организациями, объединениями, долж-
ностными лицами и гражданами.

Билет № 16

1)Районные (городские) суды.

Статья 29. Образование, реорганизация и прекращение деятельности районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.

Районный (гор.) суд образуется в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный воен суд - с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил РБ, иных войск и воинских формирований, специализированный суд - в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.

Допускается образование одного районного (гор.) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Статья 30. Состав районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (гор.) и межгарнизонного воен судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (гор.) суда - также на рассмотрении дел об административных правонарушениях и исполнительных производств.

Количественный состав судей районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.

При наличии пяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность зам. председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность второго зам. председателя суда.

Статья 31. Компетенция районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Районный (гор.) суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Межгарнизонный воен суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные воен судам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 32. Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов являются судьями соответствующего суда.

Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов:

пред-льствуют в судебных заседаниях, назначают судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяют иные обязанности между судьями;

ходатайствуют перед Верховным Судом РБ о внесении предложений в Конст-ный Суд РБ о проверке конст-ности нормативных правовых актов;

организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

руководят работой аппарата суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

ведут личный прием граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов или при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности зам. председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.

Статья 33. Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет.

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов являются судьями соответствующего суда.

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов осуществляют полномочия председателя суда в его отсутствие или при невозможности исполнения им своих обязанностей.

Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов осуществляют иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей и законодательными актами.

2)Понятие, образование и развитие адвокатуры в РБ.

Адвокатура –добровольное объед-е юристов, оказ-х правовую помощь на профес-ой основе гражданам и орг-циям, всем, кто в ней нуждается.Это не гос. и не коммерч. орг-ция, а самоуправляемая юр.организация.(advocare – лат. приглашать)

Адвокат. профессия-древ.,родонач-ком считается Цицерон-филосов, полит. деятель, оратор. В Беларуси-история с 16 века(1566,1588), в статутах ВКЛ подробно регламентировался правовой статус прокураторов=адвокат.

В Рос.гос-ве адвокатура была учреждена судеб. уставами в 1864г. и явл. самоуправл-й орг-цией лиц своб. профессии. В этот нач. период-был небывалый расцвет выдающ. адвокатов. После 1917г. этот правовой институт был упразднен(адвокат=буржуазия). Образ-сь взамен по инструкции Наркомюста орг-ция коллегий правозаступников при революц. трибуналах(своб запись желающих граждан), а также бесплатные консульт. Бюро.

1918г- коллегию реорганизуют в коллегии защитников, обвинителей, представителей сторон в гражд. процессе. Через год упраздняются – возлагается на лица, способные быть защитниками. 1921- Декрет об организации правозащиты на суде, 1922 – положение о юр. консул-циях и бюро коллегии правозащитников.1922 – 3 сессия ЦИК БССР утвердила полож.об адвокатуре. Послед. изменения в орг-ции адвокатуры связаны с преобразованиями в суд. системе и судоустройстве республики. Полож.о СУ БССР 1925- создаются коллегии защитников при окружных судах. Одноврем. при Наркомате юстиции БССР дейст-ло Всебелорусское объед-е защитников-высший орган кот. Всебел. съезд членов коллегии защитников, просуществовал 14 лет: организац. урепление адвокатуры, повышение ее авторитета, рост числ-ти и кол-ва, привлечение к адвок. профессии женщин!

1939 –созд. областные коллегии адвокатов (республиканское объед-е упроздняется).Повыш-ся требов. При приеме в коллегию., усил-ся гос. влияние, руководство.(в 30гг серьезно обсуждался вопрос о ликвидации адвокатуры!).

1978г- конст. БССР, 79 – закон об адвокатуре СССР, 81 – положение об адвокатуре БССР.

1993 – закон об адвокатуре – новый этап, учтен мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качес. улучшении правозащит. деят-ти. Закон повысил требования, создал правовую основу для развития в стране новых организ. форм частной адвок. деят-ти, введение института помощника адвоката, закрепление гарантий адвок. деят-ти.

Для реализации каждым гражданином права на юридич. помощь изданы: Декрет 1997г о некот мерах по соверш-нию адвокатской и нотар. деят-ти в РБ. Сейчас еще закон «об адвокатуре» от 1993г с измен. от 29.06.2006

Билет № 17

1)Судебная система и правоохранительные органы Франции

Законы, регулир-щие судеб. орг-ции: Конст-ция 1958г, раздел 8 «О судеб. власти» и 9 «о верх. суде», ордонансы «О судеб. орган-ции» и «О статусе магистратуры».

Ветви франц. суд. орг-ции:

1. общие суды по гражд. и угол. делам (сост. из 4 звеньев: - трибуналы низшей инст-ции с единоличной формой отправления правосудия; - трибуналы высшей инст-ции с коолег. формой, дела рссм-ся в составе 3 профес. судей, это основ. звено фр.судеб. системы, это аппел. инстанция для трибуналов низшей инст-ции; - аппеляц. суды, их обслуживают 3-4 департамента, здесь 5 и боле судей, при них дейст-ет суд ассизов, рассм-щий угол. дела о преступлениях в составе 3 профес-х судей и 9 присяжных-единая судеб.коллегия, рассм-ся вопросы, связанные с преданием обвиняемого суду; - Кассац-й суд – в кач. кассац. инстанции, возглавляет судеб. систему Франции)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: