Заголовок

Важным признаком текста как законченного сообщения является возможность озаглавить его. Заголовок – предельно сжатое свёртывание целого предложения. Виды заголовков: 1)тематический, 2)сообщающий, 3)эмоционально-оценочный, 4)парадоксальный, 5)проблемный, 6)побудительный, 7)цитатный.

Тематический заголовок называет то, о чём пойдёт речь в тексте, или обозначает место действия: Российская грамматика, Вести с орбиты, После дождя Обломов, Капитанская дочка, Мастер и Маргарита, Гранатовый браслет, В школе. Данные заголовки являются темой высказывания, они только нацеливают на информацию. Понять, каким образом будет интерпретирован предмет речи, по таким заголовкам нельзя.

Сообщающий заголовок в самом общем виде даёт возможность представить, о чём пойдёт речь в тексте, что произошло или произойдёт где-то: Как стоится текст, Пожар ликвидирован, успех омской команды, Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем. Эмоционально-оценочный заголовок обычно содержит эмоциональные или оценочные слова, слова с переносным значением: Браво, Большой!, В словесной шелухе. Оценочность обнаруживается и в парадоксальном заголовке, представляющем собой соединение логически несовместимых понятий: Сердце из пробирки, Бутылка как аспект цивилизации, Барышня-крестьянка, Живой труп, Мёртвые души. Такие заголовки предопределяют удивление или иронию у читателя ещё до знакомства с содержанием текста и соответствующим образом влияют на его восприятие.

Проблемный заголовок типичен для текста, информация которого требует от читателя внимания к поставленному вопросу или заставляет определить свою позицию, выбрать оценку: Обман? Равнодушие?, Кого винить? Что делать? Для текстов, побуждающих нас к каким-либо действиям, характерны побудительные заголовки: Шуметь бору в степи!

Цитатным может быть любой из вышеописанных видов заголовков: Заграница нам поможет (сообщающий), Отречёмся от старого мира! (побудительный). В последнее время в языке прессы появилась тенденция к трансформации цитатных заголовков. Некоторое изменение формы слова или замена слова в привычном выражении создают многозначное звучание нового заголовка: И вечный пост, еда нам только снится.

Задание: определите вид заголовков, взятых из средств массовой информации.

1)Кризис назрел? 2)От чего будет зависеть новая пенсия. 3)»Чтобы лето не кончалось…» 4)Инспектор повёл маму нарушителя … в загс 5)Страховка защитит в отпуске от лишних трат 6)Загляните в гардероб! 7)В такси запрягают … солнце 8)Как вернуться из отпуска и остаться с деньгами 9)Медведев пообещал бизнесу не вводить новых налогов 10)Детей зомбируют рекламой? Готовьте деньги папа с мамой! 11)Защити свой бизнес! 12)На чём мы поедем, когда закончится нефть? 13)О тех, кому дороги дороги. 14)Россия встала с колен. Куда пойдём дальше? 15)Сыновей перепутали в роддоме. Правда открылась через 22 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: