Не есть мяса

135. Разве можно развить в себе сострадание, пожирая чужую плоть, чтобы нарастить свою?
(Мясоедение несовместимо с сочувствием и состраданием. Если мы едим мясо, то в высшей степени противоестественно говорить о сострадании.)

136. Мясник с ножом в руке не может впустить в свое сердце сострадание. Это же касается и тех, кто привык получать удовольствие от поедания чужих тел, посыпанных приправами.
(Независимо от своей специальности тот, кому нравится вкус мяса, является убийцей, мясником. Нет принципиальной разницы между мясоедом и тем, кто убивает животное собственноручно.)

137. Есть мясо, полученное убийством -- величайшая глупость. Убийство прямо противоположно состраданию, а мясоедение - закону "не убий": оно побуждает к убийству.
(Побуждать кого-либо нарушить заповедь "не убий" -- значит действовать вопреки состраданию. Нельзя принять оправдание тех, кто утверждает, что покупая мясо, он сам никого не убивает: он побуждает убивать других. Этот стих служит ответом на призывы не смешивать диетические нормы с моральными принципами.)

138. Если люди решат не есть убитых, не станет на земле мясников и торговцев мясом.
(Еще один аргумент против покупки мяса.)

139. Мясо -- не что иное, как ужасно искромсанное тело создания, безжалостно лишенного жизни. Разве может тот, кто понимает это, считать мясо пищей?
(Поэт говорит: "Как странно, что нечто столь отвратительное и ужасное считается пищей".)

140. Отказ от убийства существ ради их поедания принесет большее благо, чем тысячи огненных жертвоприношений.
(Поэт сравнивает уважение к существам с Богом, снизошедшим на землю, чтобы защитить бессловесных животных от их бесчисленных врагов.)

141. Делись пищей с голодным и помогай всем существам. Старайся не быть причиной смерти ни одного создания. В этом -- весь закон.

142. Жизнь бесценна, но даже ради своей жизни не делай того, что лишит других их бесценных жизней.

АСКЕЗЫ

(Во время создания "Курала" в Южной Индии был весьма популярен монашеский образ жизни. Тиру-Валлювар не отвергает его, но рационализирует сущность преимуществ монашества.)

143. Аскеза -- это мужественно принимать выпавшие на твою долю страдания, и никого не заставлять страдать. В этом, и не в чем ином, состоит сущность аскетизма.
(Здесь по сути отвергается путь самоистязания, а взамен предлагается стойко переносить невзгоды, которых и так достаточно.)

144. Благословен готовый к аскезам. Истязающему себя и не имеющему должного понимания, аскеза не принесет блага.

145. Привязанный к мирской жизни не должен становиться аскетом. Его "отрешенность" -- лишь видимость.
(Тонкий намек на то, что жизнь домохозяина не следует считать менее возвышенной.)

146. Огонь придает расплавленному золоту больше блеска. Так и с принимающими страдания для очищения духа: добровольно переносимые ими аскезы придают им особое сияние.

147. Победивший себя достоин всеобщего поклонения.
(Речь идет о том, кто держит чувства под контролем. Если дух не властвует над телом, он будет его рабом.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: