Окружающая среда

До сих пор я говорил только о природе организма, но настало время

сказать хотя бы несколько слов о ситуации, или среде, в которой существует

организм. Прежде всего, мы должны признать, что мотивация редко проявляет

себя в поведении, не связанном с конкретной ситуацией или с конкретными

людьми. Теория мотивации обязана учитывать культуральные факторы и должна

исходить из того, что они определяют не только среду существования

индивидуума, но и его жизнедеятельность.

Акцентировав внимание на факторе среды, мне остается лишь предостеречь

ученых-теоретиков от чрезмерного внимания к этому фактору, придать их не

преувеличивать роль внешних, культуральных, средовых, ситуационных влияний.

В конце концов, главным объектом нашего исследования является организм и его

природа. Не стоит впадать в другую крайность, не стоит преувеличивать роль

среды и видеть в организме лишь один из объектов среды, приравнивать его к

тем целям, к которым он устремлен или к тем преградам, которые препятствуют

его стремлениям. Ведь и объект-цель, и преграда, встающая на пути к ней,

порождены не только средой, но и создаются самим индивидуумом, и обсуждать

их нужно в терминах, учитывающих и то, и другое влияние. Я затрудняюсь дать

универсальное определение понятию "среда", но не вижу иного способа описать

среду, кроме как через призму конкретного организма, функционирующего в ней.

Рассуждая о ребенке, который, стараясь завладеть каким-то ценным для него

объектом, встречает на своем пути преграду, мы должны понимать, что ребенок

не только определяет объект как нужный или важный, он в то же самое время

способен воспринять возникшую на пути преграду именно как преграду. С точки

зрения психологии здесь еще нет барьера, пока это только результат

взаимодействия среды с конкретным индивидуумом, стремящимся к желанной цели.

У меня складывается впечатление, что теории среды и неадекватные,

ошибочные теории мотивации подпитывают друг друга, они жизненно необходимы

друг другу. Например, теория мотивации, построенная только на анализе

поведения, нуждается в теоретических аргументах теории среды, без них она

утрачивает всякий смысл. То же самое можно сказать и о тех мотивационных

теориях, авторы которых склонны преувеличивать роль позыва и принижают

значимость фундаментальных человеческих потребностей и целей,? чтобы быть

хоть сколько-нибудь убедительными, такие теории вынуждены обращаться к

ярким, материальным аргументам теории среды. Напротив, те исследователи,

которые отдают должное изучению фундаментальных человеческих потребностей,

не так привязаны к аргументации инвайронменталистского толка, им известно,

что эти потребности сравнительно постоянны, гораздо более независимы от

ситуации и среды, в которой находится организм. Человек не столь жестко

ограничен в способах адекватного и эффективного удовлетворения

фундаментальной потребности, можно сказать, что сама фундаментальная

потребность организует, а, быть может, даже и творит окружающую человека

реальность. Облекая эту же мысль в другие слова, скажу, что, если

согласиться с предлагаемым Коффкой делением среды на географическую и

психологическую, то понять, каким образом географическая среда обитания

становится психологической средой можно, лишь смирившись с мыслью. что

организм, находясь в определенной среде, постоянно стремится организовать ее

в соответствии со своими психологическими нуждами.

Отсюда мораль? теория мотивации должна учитывать фактор среды. но не

должна при этом превращаться в теорию среды, в противном случае на наших

попытках понять природу постоянства организма и на желании целиком посвятить

себя изучению мира, в котором организм пребывает, можно будет поставить

жирный крест.

Чтобы не продолжать приводить один довод за другим, подчеркну, что

перед нами стоит задача создания теории мотивации, а не теории поведения. На

поведение человека оказывают воздействие очень разнородные факторы, в их

числе есть и факторы мотивации, и факторы среды. Если мы беремся за изучение

мотивации, то это вовсе не означает, что мы будем игнорировать факторы

среды, откажемся от изучения ситуационных детерминант. И те, и другие

факторы по праву должны занять подобающее им место в общей структуре знания

о человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: