Этнология дает нам немало материала для сравнительно-исторического
анализа. Могу сказать, что даже самое беглое знакомство с этим материалом
убедит заинтересованного читателя в том, что ныне существующим примитивным
культурам в разной степени присуща враждебность, агрессивность и
деструктивность, что мера выраженности этих качеств не является некой
неизменной, постоянной величиной, а варьирует в самых широких пределах,
колеблется от одной крайности к другой, практически от нуля до ста
процентов. Есть народы и племена настолько мирные и дружелюбные, настолько
неагрессивные (например, арапеши), что им приходится приглашать человека из
другого племени, чтобы он следил за порядком в племени и за правильностью
исполнения ритуалов, они считают, что никто из их племени не сможет быть
достаточно властным для этого. Другая крайность? это чукчи и добу, которые
настолько переполнены ненавистью, что порой недоумеваешь, почему они до сих
пор не истребили своих соплеменников. Разумеется, здесь я говорю только о
внешних, поведенческих феноменах, которые поддаются непосредственному
наблюдению. Мы можем только гадать, какие бессознательные импульсы лежат в
основе столь разных форм поведения, можем лишь предполагать, что эти
импульсы отличаются от внешних, поведенческих проявлений.
Я, к сожалению, не могу похвастать большим опытом общения с
представителями неевропейских культур, все мои предположения и суждения по
данному вопросу основываются на моих наблюдениях за Черноногими индейцами26
но даже это непродолжительное знакомство с чуждой мне культурой убедило меня
в том, что феномен деструктивности в большей мере детерминирован культурой,
нежели наследственностью. Племя Черноногих индейцев многочисленно, оно
насчитывает около восьмисот человек. Драки здесь? большая редкость, мне
удалось разузнать только о пяти случаях за последние пятнадцать лет.
Внутригрупповая враждебность, которую я пытался выявить и измерить с помощью
всех доступных мне антропологических и психиатрических техник, которая с
легкостью обнаруживается в нашем обществе27 у Черноногих индейцев
практически отсутствовала. Их мягкий, дружелюбный юмор не позволял
предположить и тени издевательства, их сплетни совсем не походили на
злословие или клевету, их религия, магия, колдовство носили очень домашний,
бытовой характер, индейцы использовали религию для исцеления больных и
приумножения благосостояния племени, а вовсе не для того, чтобы причинить
кому-то вред или навлечь порчу на обидчика. За все время своего пребывания у
них мне не пришлось столкнуться ни с одним случаем жестокости или насилия.
Индейцы крайне редко наказывают своих детей, они презирают белых людей за
то, что те жестоко обращаются со своими детьми. Даже алкоголь почти не
пробуждал в них агрессии. Под влиянием алкоголя индеец становился безудержно
веселым, экспансивным, общительным. Конечно, и среди них были исключения, но
это были именно исключения. Общаясь с Черноногими индейцами, я все больше
убеждался в том, что это сильные, гордые, мужественные люди. Они были выше
насилия, жестокость они приравнивали к безумию, а к человеку, проявлявшему
ее, относились с жалостью.
Я пришел к выводу, что даже та умеренная доля деструктивности и
агрессии, которая характерна для среднего американца, вовсе не является
некой врожденной, биологически обусловленной характеристикой человека.
Антропологические данные дают нам веские основания считать, что человеческие
жестокость, злоба и агрессия представляют собой вторичные, реактивные
феномены, что их порождает неудовлетворенность базовых потребностей.