Тема 10. Методы познания потенциальных возможностей туристского бизнеса

Цель: Ознакомить студентов с методами, применяемыми при исследовании потенциальных возможностей туристского бизнеса

План:

10.1. Сущность метода сравнения

10.2. Метод абстрагирования

10.3. Метод обобщения

Основные понятия: метод сравнения, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному

К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному.

Сущность метода сравнения может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают:

1.горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;

2.вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например,. анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

· единство периодов времени, за которые производится сравнение;

· сопоставимость условий производства;

· сопоставимость методики исчисления показателей.

В зависимости от цели изучения экономических показателей способы сравнений различают прежде всего с учетом того, какие показатели принимаются в качестве базисных для сравнения с ними анализируемых показателей. В качестве базисных показателей могут быть:

· плановые по предприятию в целом и по внутрихозяйственным подразделениям;

· показатели за прошлые годы и средние за ряд лет;

· показатели других отдельных производств и средние данные по объединению, району или группе однотипных по специализации производств;

· нормативные или расчетные возможные показатели, которые определены с учетом достижений передового опыта, науки и техники и др.

Анализируемыми показателями обычно бывают фактически достигнутыми, учетными или отчетными. В отдельных случаях, в качестве анализируемых могут приниматься плановые, которые сопоставляются с базисными, фактически достигнутыми показателями за прошлый год или ряд лет.

Способы сравнения различают по технике сопоставления показателей: использования абсолютных или относительных сравнений. В результате абсолютных сравнений находят абсолютные отклонения анализируемых показателей от принятых в качестве базисных:

Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например, срав­нить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий.

Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится воз­можным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее изве­стными.

Большое значение метод сравнения приобретает для определе­ния динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тен­денций и закономерностей его развития.

Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:

во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, одно­родные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопу­стимы сравнения несоизмеримых явлений;

во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ог­раничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;

в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким при­знакам сходства и различия, которые имеют существенное значе­ние, что обеспечит значимость и достоверность выводов.

Применение метода сравнения объясняется особенностями ту­ристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг;

даст ли он прибыль. Для ус­пешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенци­альные возможности с возможностями конкурентов. На основа­нии сходства и различия исследуемых факторов можно дать тео­ретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг.

Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частно­стей.

В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдель­ных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.

При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его.

Отход от абстракции оказывается необходимым для получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конк­ретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определен­ного вида туризма создается полное и всестороннее представле­ние о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами ту­ризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обога­щенное знанием всех основных элементов целого и их существен­ных связей.

Методы абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носят универсальный характер и являются обяза­тельным для любого процесса научного исследования в туризме.

Он применяется и в тех случаях, когда исследователь не задумы­вается над его содержанием и использует его интуитивно. Осоз­нанное применение этого метода с учетом его достоинств и со­держащихся в нем трудностей очень эффективно при научном исследовании.

Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объе­динения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков. Мысленное обобщение основывается на все­общности связей предметов и явлений действительности, взаимо­связи единичного и общего во всех реально существующих турист­ских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только инди­видуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные при­знаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.

Степень общности фактов (событий) может быть различной. Отсюда и различие в уровнях обобщения — от установления про­стейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического ис­следования фактов до раскрытия существенного, общего, лежа­щего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяс­нения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная кон­цепция изучаемого явления.

Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений в туриз­ме. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к познанию латентных связей. Для раскрытия сущности исследуемого явления недостаточно, поэтому необходимы обобщения более высокого порядка, и те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.

Формой обобщения опыта в туризме являются выводы, из ко­торых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, зако­номерности их возникновения и развития.

Выводы: К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдель­ных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности. Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объе­динения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков.

Литература:

1. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. – 284с.

2. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.

3. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.

4. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.

5. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: