Цель: Ознакомить студентов с методами, применяемыми при исследовании потенциальных возможностей туристского бизнеса
План:
10.1. Сущность метода сравнения
10.2. Метод абстрагирования
10.3. Метод обобщения
Основные понятия: метод сравнения, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному
К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному.
Сущность метода сравнения может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают:
1.горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;
2.вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.
1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.
2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.
4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.
5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.
6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например,. анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.
7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.
В зависимости от цели изучения экономических показателей способы сравнений различают прежде всего с учетом того, какие показатели принимаются в качестве базисных для сравнения с ними анализируемых показателей. В качестве базисных показателей могут быть:
· плановые по предприятию в целом и по внутрихозяйственным подразделениям;
· показатели за прошлые годы и средние за ряд лет;
· показатели других отдельных производств и средние данные по объединению, району или группе однотипных по специализации производств;
· нормативные или расчетные возможные показатели, которые определены с учетом достижений передового опыта, науки и техники и др.
Анализируемыми показателями обычно бывают фактически достигнутыми, учетными или отчетными. В отдельных случаях, в качестве анализируемых могут приниматься плановые, которые сопоставляются с базисными, фактически достигнутыми показателями за прошлый год или ряд лет.
Способы сравнения различают по технике сопоставления показателей: использования абсолютных или относительных сравнений. В результате абсолютных сравнений находят абсолютные отклонения анализируемых показателей от принятых в качестве базисных:
Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например, сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий.
Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными.
Большое значение метод сравнения приобретает для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.
Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:
во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопустимы сравнения несоизмеримых явлений;
во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ограничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;
в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким признакам сходства и различия, которые имеют существенное значение, что обеспечит значимость и достоверность выводов.
Применение метода сравнения объясняется особенностями туристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг;
даст ли он прибыль. Для успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг.
Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.
В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.
При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его.
Отход от абстракции оказывается необходимым для получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конкретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определенного вида туризма создается полное и всестороннее представление о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами туризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.
Методы абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носят универсальный характер и являются обязательным для любого процесса научного исследования в туризме.
Он применяется и в тех случаях, когда исследователь не задумывается над его содержанием и использует его интуитивно. Осознанное применение этого метода с учетом его достоинств и содержащихся в нем трудностей очень эффективно при научном исследовании.
Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объединения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков. Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только индивидуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные признаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.
Степень общности фактов (событий) может быть различной. Отсюда и различие в уровнях обобщения — от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления.
Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений в туризме. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к познанию латентных связей. Для раскрытия сущности исследуемого явления недостаточно, поэтому необходимы обобщения более высокого порядка, и те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.
Формой обобщения опыта в туризме являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.
Выводы: К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности. Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объединения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков.
Литература:
1. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. – 284с.
2. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.
3. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.
4. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.
5. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.