Тема 11. Методы экспертных оценок

Цель: Ознакомить с содержанием методов экспертных оценок, применением их при исследовании различных процессов туристской деятельности

План:

11.1. Основные понятия метода экспертных оценок

11.2. Метод «мозгового штурма»

11.3. Метод Дельфи

Основные понятия: экспертиза, эксперт, дискуссия, анкетирование, интервьюирование, «мозговой штурм», метод Дельфи

В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающих проблему, - к экспертам. Их решение задачи, аргументация, формирование количественных оценок, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.

Эксперты (от латинского "expertus" - опытный) – это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.

Процедура получения оценок от экспертов называется экспертизой.

Метод экспертных оценок включает в себя три составляющие.

1. Интуитивно-логический анализ задачи. Строится на логическом мышлении и интуиции экспертов, основан на их знании и опыте. Этим объясняется высокий уровень требований, предъявляемых к экспертам.

2. Решение и выдача количественных или качественных оценок. Эта процедура представляет собой завершающую часть работы эксперта. Им формируется решение по рассматриваемой проблеме и дается оценка ожидаемых результатов.

3. Обработка результатов решения. Полученные от экспертов оценки должны быть обработаны с целью получения итоговой оценки проблемы. В зависимости от поставленной задачи изменяется количество выполняемых на этом этапе расчетных и логических процедур. Для обеспечения оперативности и минимизации ошибок на данном этапе целесообразно использование вычислительной техники.

В условиях недостаточно полной и недостоверной информации методы экспертных оценок дают вполне приемлемые результаты. В настоящее время, характеризующееся ускорением научно-технического прогресса, появлением новых проблем организационного, технического, экономического, социально-психологического плана, сфера применения метода расширяется.

Приведем некоторые примеры задач, при решении которых могут использоваться экспертные оценки:

 выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия;

 отбор проектов при проведении тендеров;

 отбор заявок на получение грантов и разработку научных тем;

 формирование тематики НИР и ОКР;

 определение стратегических целей фирмы и т.п.

Для решения подобных задач могут использоваться различные формы проведения экспертизы:

 дискуссия;

 анкетирование;

 интервьюирование;

 «мозговой штурм»;

 совещание;

 деловая игра и др.

Иногда различные формы используются в комплексе.

Одной из наиболее перспективных форм проведения экспертного оценивания считается метод Дельфи.

Метод Дельфи - это набор процедур, выполняемых в определенной последовательности с целью формирования группового мнения о проблеме, характеризующейся недостаточностью информации для использования других методов.

Метод Дельфи - это метод группового анкетирования. Используемые процедуры характеризуются тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью и групповым ответом. Обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса, причем результаты каждого тура обрабатываются статистическими методами и сообщаются экспертам. Во втором и последующих турах эксперты аргументируют свои ответы. Таким образом, в последующих турах эксперты могут пересмотреть свои первоначальные ответы. От тура к туру ответы экспертов носят все более устойчивый характер и, в конце концов, перестают изменяться, что служит основанием для прекращения опросов.

Практика показывает, что обычно проводится три-четыре тура опросов, так как в дальнейшем оценки перестают изменяться.

Методы экспертных оценок используются при исследовании слож­ных и многоплановых явлений туризма, в которых окончательное решение принимает специалист. В них исключается взаимное влия­ние экспертов в ходе поиска объективного ответа или оценки на поставленный в исследовании вопрос. Например, один из методов экспертных оценок — «Дельфи» — устраняет общение специалис­тов между собой. Каждый эксперт получает определенную последо­вательность вопросов, задаваемых с помощью анкет. На основании данных он создает свою индивидуальную модель исследуемого яв­ления, выявляет нужные ему связи, делает вывод. Затем у экспер­тов отбирают анкеты, производят статистическую обработку инди­видуальных выводов, формулируют несколько общих коллектив­ных выводов. При этом выявляют и обобщают аргументы в пользу каждого из установленных коллективных выводов. Эти данные (не­сколько выводов и их аргументация) вновь выдают экспертам, ко­торые пересматривают свои оценки и объясняют несогласие с кол­лективными выводами. Процесс обработки повторяется, в резуль­тате количество коллективных выводов уменьшается. После трех-четырех процедур удается получить один коллективный вывод, ко­торый превосходит по качеству любой индивидуальный.

К основным средствам повышения объективности результатов при использовании метода «Дельфи» относится обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В силу трудоемкости обработки результатов и значительных вре­менных затрат этот метод не всегда удается реализовать на практи­ке. Его заменяют методом моделирования систем — морфологичес­ким или сетевым, с использованием компьютерной техники.

Иногда метод сочетают с элементами деловой игры. Напри­мер, эксперту предлагают проявить самооценку, ставя себя на место сотрудника управления турпредприятия. Для обработки ин­дивидуальных выводов для этого метода применяются математи­ческие методы, позволяющие учитывать степень компетенции каждого эксперта, уровень общей информированности, другие условия проведения экспертизы.

Метод «Дельфи» применяют при экспертном прогнозировании в планировании предприятия и сбыта продукции. Как итератив­ная процедура он используется при проведении «мозговой атаки». Метод стал средством повышения объективности экспертных оп­росов с использованием количественных оценок при оценке «де­рева цели» и при разработке «сценариев».

К методам экспертных оценок относятся также методы про­граммно-целевого планирования и экспертного опроса.

Метод программно-целевого планирования способствует увя­зыванию целевых установок турпредприятия со своим ресурсным обеспечением. Каждая программа включает комплекс мероприя­тий по реализации одной или нескольких целей и подцелей раз­вития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фик­сированных конечных показателях) с помощью специальных при­емов, например программных матриц.

Успех экспертного опроса зависит от подбора экспертов, организации и условий их работы, принятого ими метода обра­ботки индивидуальных выводов. Большее влияние на исход опро­са оказывает выбранная организаторами экспертизы форма по­становки вопросов и их четкость, исключающая неоднозначность толкования.

Выводы: В условиях недостаточно полной и недостоверной информации методы экспертных оценок дают вполне приемлемые результаты. В настоящее время, характеризующееся ускорением научно-технического прогресса, появлением новых проблем организационного, технического, экономического, социально-психологического плана, сфера применения метода расширяется. Для решения подобных задач могут использоваться различные формы проведения экспертизы: дискуссия; анкетирование; интервьюирование;

«мозговой штурм»; совещание; деловая игра и др.

Литература:

1. Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан»

от 13 июня 2001 года

2. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. – 284с.

3. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.

4. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.

5. Основы научных исследований: учебник для технических вузов / Крутов В.И., Грушко И.М., Попов В.В. – М.: Высшая школа, 1989. - 400с.

6. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.: Центр, 2006. – 397с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: