Психологическая утопия

В последнее время я часто погружаюсь в грезы о психологической утопии?

о государстве, все граждане которого обладают отменным психологическим

здоровьем. Я даже придумал ей название? Евпсихея. Давайте вместе

представим, что мы выбрали из всего населения Америки наиболее здоровых

граждан, например, тысячу здоровых семей и поселили их на каком-нибудь

необитаемом острове, где они могли бы обосновать свое государство или

общину. Мы кое-что знаем о характеристиках, свойственных наиболее здоровым

людям. Можем ли мы предсказать, какой тип общественных отношений они

предпочтут? Какова будет система образования в их обществе? Экономическая

система? Религиозная? Какими будут отношения между мужчинами и женщинами?

На некоторые вопросы я, пожалуй, не готов ответить сразу, особенно на

те, которые касаются экономики. Но есть вещи, в которых я совершенно уверен.

В частности я убежден, что это будет анархическое общество (анархическое в

философском смысле этого слова), они будут привержены культуре даоистичного

толка, культуре, основанной на любви, предоставляющей людям гораздо большую

свободу выбора, чем предоставлено нам нашей культурой. Это будет общество, в

котором уважаются базовые потребности и метапотребности людей. Люди в этом

обществе не будут обременительны друг для друга, они не будут навязывать

друг другу свои мнения, убеждения и вкусы, будут гораздо более вольны в

выборе религии, мировоззрения, партнеров по общению, одежды, пищи,

искусства. Другими словами, жители Евпсихеи будут по-даосски

невмешательными, доброжелательными, честными, любящими людьми, будут готовы

идти навстречу желаниям другого человека, удовлетворять его потребности. В

их обществе будет гораздо меньше насилия, презрения, деспотизма и стремления

к власти. При таких условиях глубинные способности человеческой природы

заявят о себе в полный голос.

Возвращаясь к вопросу о свободе выбора, считаю нужным подчеркнуть, что

ситуации свободного выбора благоприятны не для всех взрослых людей, а лишь

для здоровых людей. Невротик не способен к верному выбору, он чаще всего не

знает, чего он хочет, а если и знает, то не обладает мужеством, достаточным

для того, чтобы сделать правильный выбор. Когда мы говорим о благотворности

свободного выбора у людей, мы имеем в виду здоровых взрослых и детей,

внутренняя природа которых еще не деформирована патогенными влияниями. К

сожалению, большинство экспериментов по изучению свободного выбора было

проведено не на людях, а на животных, но мы располагаем множеством

клинических данных, почерпнутых нами из анализа психотерапевтического

процесса, которые подтверждают справедливость вышеизложенной точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: