В последнее время я часто погружаюсь в грезы о психологической утопии?
о государстве, все граждане которого обладают отменным психологическим
здоровьем. Я даже придумал ей название? Евпсихея. Давайте вместе
представим, что мы выбрали из всего населения Америки наиболее здоровых
граждан, например, тысячу здоровых семей и поселили их на каком-нибудь
необитаемом острове, где они могли бы обосновать свое государство или
общину. Мы кое-что знаем о характеристиках, свойственных наиболее здоровым
людям. Можем ли мы предсказать, какой тип общественных отношений они
предпочтут? Какова будет система образования в их обществе? Экономическая
система? Религиозная? Какими будут отношения между мужчинами и женщинами?
На некоторые вопросы я, пожалуй, не готов ответить сразу, особенно на
те, которые касаются экономики. Но есть вещи, в которых я совершенно уверен.
В частности я убежден, что это будет анархическое общество (анархическое в
философском смысле этого слова), они будут привержены культуре даоистичного
толка, культуре, основанной на любви, предоставляющей людям гораздо большую
свободу выбора, чем предоставлено нам нашей культурой. Это будет общество, в
котором уважаются базовые потребности и метапотребности людей. Люди в этом
обществе не будут обременительны друг для друга, они не будут навязывать
друг другу свои мнения, убеждения и вкусы, будут гораздо более вольны в
выборе религии, мировоззрения, партнеров по общению, одежды, пищи,
искусства. Другими словами, жители Евпсихеи будут по-даосски
невмешательными, доброжелательными, честными, любящими людьми, будут готовы
идти навстречу желаниям другого человека, удовлетворять его потребности. В
их обществе будет гораздо меньше насилия, презрения, деспотизма и стремления
к власти. При таких условиях глубинные способности человеческой природы
заявят о себе в полный голос.
Возвращаясь к вопросу о свободе выбора, считаю нужным подчеркнуть, что
ситуации свободного выбора благоприятны не для всех взрослых людей, а лишь
для здоровых людей. Невротик не способен к верному выбору, он чаще всего не
знает, чего он хочет, а если и знает, то не обладает мужеством, достаточным
для того, чтобы сделать правильный выбор. Когда мы говорим о благотворности
свободного выбора у людей, мы имеем в виду здоровых взрослых и детей,
внутренняя природа которых еще не деформирована патогенными влияниями. К
сожалению, большинство экспериментов по изучению свободного выбора было
проведено не на людях, а на животных, но мы располагаем множеством
клинических данных, почерпнутых нами из анализа психотерапевтического
процесса, которые подтверждают справедливость вышеизложенной точки зрения.