Платежная матрица

Пусть имеется парная игра, в которой участвуют два игрока A и B с противоположными интересами. Тогда выигрыш одного игрока равен проигрышу другого, сумма выигрышей равна нулю, отсюда и название такой игры – игра с нулевой суммой. Будем условно считать, что игрок A – выигрывает, а B – проигрывает.

Такую игру можно описать с помощью, так называемой, платежной матрицы. Пусть A 1, A 2, …, Am стратегии игрока A, а B 1, B 2,…, Bn стратегии игрока B. Стратегии Ai, и Bj будем называть чистыми стратегиями игроков A и B.

Платежная функция задается в виде матрицы. Пусть игрок A выбрал стратегию Ai, а BBj, тогда этот выбор однозначно определяет исход игры – выигрыш (положительный или отрицательный), обозначим его Cij, . Значения Cij определяют платежную матрицу , которую будем задавать в виде следующей таблицы.

Bj Ai B 1 B 2 Bj Bn
A 1 C 11 C 12 C 1 j C 1 n
A 2 C 21 C 22 C 2 j C 2 n
Ai Ci 1 Ci 2 Cij Cin
Am Cm 1 Cm 2 Cmj Cmn

Это матрица называется также матрицей игры.

Строки матрицы соответствуют чистым стратегиям игрока A, а столбцы – чистым стратегиям игрока B. Элемент матрицы Cij определяет результат игры (выигрыш игрока A) при выборе игроками A и B стратегий Ai и Bj соответственно, .

Как происходит одноходовая игра? Игрок A выбирает одну из стратегий, например, Ai; это соответствует i -ой строке платежной матрицы. Игрок B, не зная результата выбора игрока A, выбирает некоторую стратегию Bj, что соответствует j -ому столбцу этой матрицы.

Элемент Cij определяет величину выигрыша игрока A и проигрыша игрока B. Если значения Cij < 0, то это означает, что фактически игрок A проиграл, а игрок B выиграл.

Игрок A стремится максимизировать свой выигрыш, а игрок B стремится минимизировать свой проигрыш. Поэтому их называют максимизирующим и минимизирующим игроками.

Вывод: таким образом, игрой называется модель конфликтной ситуации, в которой определены набор стратегий каждого ее участника и платежная матрица. В любой игре требуется определить оптимальные стратегии ее участников, считая, что каждый из них действует наилучшим для себя образом.

Таким образом, основной вопрос теории игр состоит в том, как наиболее рационально должны поступать в конфликтной ситуации игроки A и B и каков будет средний результат игры, если каждый игрок считает своего противника столь же умным, как он сам, и не рассчитывает на его промахи. Это предположение называется принципом разумности противника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: