Романтическая народность «Вечеров на хуторе..»

В сборник вошли восемь повестей, различающихся по пробле­матике, жанровым и стилевым особенностям. Гоголь использовал широко распространенный в литературе 30-х гг. принцип циклиза­ции произведений. Повести объединены единством места действия (Диканька и ее окрестности), фигурами рассказчиков (все они — известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и "издателя" (пасичник Рудый Панько). Гоголь скрылся под литера­турной "маской" издателя-простолюдина, смущающегося своим вступлением в "большой свет" литературы. Материал повестей поистине неисчерпаем: это устные расска­зы, легенды, байки и на современные, и на исторические темы. Гоголь свободно сополагает события, "путает" века. Цель писателя-романтика — познать дух народа, истоки национального характера. Время действия в повестях "Сорочинская ярмарка" и "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" — современность, в большинстве произ­ведений ("Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамо­та", "Ночь перед Рождеством" и "Заколдованное место") — XVIII в., наконец, в "Вечере накануне Ивана Купала" и "Страшной мести" — XVII в. В этом калейдоскопе эпох Гоголь находит главную роман­тическую антитезу своей книги — прошлое и настоящее. Прошлое в "Вечерах..." предстает в ореоле сказочного и чудес­ного. В нем писатель увидел стихийную игру добрых и злых сил, нравственно здоровых людей, не затронутых духом наживы, прак­тицизмом и душевной ленью. Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную и ярмарочную жизнь. Праздник с его атмосферой вольности и веселья, связанные с ним поверья и приклю­чения выводят людей из рамок привычного существования, делая невозможное возможным. перед Рожде­ством активизируется всякая нечисть: черти и ведьмы искуша­ют людей, стремясь помешать им. Праздник в гоголевских повес­тях - это всевозможные превращения, переодевания, мистифи­кации, побои и разоблачение тайн. Смех Гоголя в "Вечерах..." - юмористический.Его основа - сочный народный юмор, умеющий выразить в слове комические противоречия и несообразности. Своеобразие художественного мира повестей связано в первую очередь с широким использованием фольклорных традиций: имен­но в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях Гоголь нашел темы и сюжеты для своих произведений. Во многих повестях действуют мифологические персонажи: колдуны и ведьмы, оборотни и русалки и, конечно, черт, проделкам которого народное суеверие готово приписать всякое недоброе. "Вечера. " - книга фантастических происшествий. Фантасти­ческое для Гоголя - одна из важнейших сторон народного миро­созерцания. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре и зле. Склонность к легендарно-фантастическому мышлению писатель считал показателем духовного здоровья людей. Фантастика в "Вечерах...» этнографически достоверна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область непо­знанного населена нечистью, а сами «демонологические» персо­нажи показаны Гоголем в сниженном, бытовом, обличье. Они тоже малороссияне, только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей, вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними. Например, ведьмы в «Пропавшей грамо­те играют в дурачки, предлагая деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет, свою шапку. Черт в повести "Ночь перед Рождеством выглядит, как "настоящий губернский стряпчий в мундире». Солоха не только ведьма, но еще и поселянка, алчная и любящая поклонни­ков. Народная фантастика переплетается с реальностью, проясняя отношения между людьми, разделял добро и зло. Как правило, герои в первом сборнике Гоголя побеждают зло. Торжество чело­века над злом - фольклорный мотив. Писатель наполнил его новым содержанием: он утверждал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы. Его герои — яркие запоминающиеся личности, в них нет противоречий и мучительной рефлексии. Писателя не интересуют детали, част­ности их жизни, он стремится выразить главное — дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в "вольных козаках". За исключением повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", все произведения в первом сборнике Гоголя — роман­тические. Романтический идеал автора проявился в мечте о добрых и справедливых отношениях между людьми, в идее народного единства Гоголь создал на малороссийском материале свою поэти­ческую утопию: в ней выражены его представления о том, какой должна быть жизнь народа, каким должен быть человек. Красоч­ный мир "Вечеров..." резко отличает­ся от "Ревизора". Но празднич­ную атмосферу сборника нарушает вторжение унылых "существователей" — Шпоньки и его тетушки Василисы Кашпоровны. Иногда в тексте повестей звучат и грустные, элегические ноты: это сквозь голоса рассказчиков прорывается голос самого автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: