Игра в «строительство»

Там, где хорошо поставлены занятия по конструиро­ванию, дети обычно умеют и любят строить. Овои уме­ния и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети реа­лизуют в строительных играх. К средней группе они уже располагают известным опытом в этой области. Однако эти игры детей носят в значительной степени процес­суальный характер. Постройка возводился ими ради по­стройки, и игра исчерпывается самим процессом строи­тельства. Дети, как правило, без сожаления разрушают только что возведенное строение для того, чтобы тут же 94


начать новое. Эти игры обычно не являются коллектив­ными, даже если дети строят вдвоем-втроем, так как у них нет общего замысла, которому подчинялись бы дей­ствия всех участников, нет подлинной согласованности, соподчинения действий. Задача воспитателя состоит в том, чтобы, используя те умения, которые дети приобрели на занятиях по конструированию и в строительных играх, научить их коллективной сюжетной игре.

Обучение этой игре можно приурочить ко времени знакомства детей со сказкой «Теремок». Показав им ил­люстрацию к сказке или соответствующий диафильм, воспитатель объясняет: «Теремок сломался потому, что звери не умели хорошо строить». После этого, чтобы вы­звать у детей интерес к теме, следует показать им ри­сунок красивого здания. Показ надо сопроводить та­ким ярким, эмоциональным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой же дом. Воспи­татель говорит им, что сделать такое красивое здание трудно, раньше надо научиться строить, и обещает пове­сти детей смотреть, как рабочие строят дом. Дети поучат­ся у них, а потом сами в группе тоже будут строить. Этот рассказ воспитателя усиливает интерес детей к иг­рам со строительным материалом и укрепляет их жела­ние строить. Он является подготовкой детей к экскурсии, настраивает их на активное восприятие того, что им бу­дут показывать.

Во время экскурсии на стройку внимание детей долж­но быть обращено на совместную работу людей, на то, что только общими усилиями, работая вместе, рабочие могут строить такие большие, красивые и прочные дома. Далее следует обратить внимание детей на разделение труда строителей, подчеркнуть, что в процессе общей ра­боты каждый делает свое дело: один подвозит материал, другой кладет стены, третий готовит раствор и т. д. На­до показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает их труд: машины подвозят строитель­ный материал, подъемный кран поднимает его на боль­шую высоту и т. д. Дети должны знать о том, что будет в этом доме, когда его выстроят. Если рассказ будет жи­вым, ярким, дети поймут, что строительством дело не кончается, что дома строят для того, чтобы потом в них кто-то жил или работал. По дороге в детский сад после экскурсии нужно объяснить детям, что все дома, в том


 

числе и здание детского сада, тоже построили рабочие. Усвоив это, дети уже не будут сводить всю свою игру к одному строительству. Постройка станет базой для дру­гой игры.

Чтобы дать детям возможность выразить полученные ими ня экскурсии впечатления, на занятии надо предло­жить им нарисовать строительство дома. Эта тема впол­не посильна детям, и они с ней справятся без особого труда.

Для закрепления и систематизации полученных зна­ний надо провести с детьми беседы по картинкам, на ко­торых изображено строительство, а также /показать им диафильм на эту тему. При этом нужно обратить их вни­мание на то, чего они не заметили, ставить вопросы, вы­нуждающие их сравнивать, припоминать, сопоставлять; затем картинки следует вывесить в группе, а книжки с соответствующими рисунками и с адаптированным или закладным текстом дать детям в пользование. Затем, снова показав им ту картинку, которую они видели до экскурсии, надо сказать, что теперь они смогут постро­ить такой красивый дом, но лишь в том случае, если бу­дут работать, как рабочие, все вместе.

Приступая к строительству, надо заранее договорить­ся с Детьми о том, что будет в доме, который они соби­раются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным. Можно, например, посо­ветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них игрушечных зверюшек, превратив таким образом его в теремок. Воспитатель должен не только подсказать детям замысел, но и помочь его реализовать, осущест­вить. Поэтому вся игра идет под непосредственным его руководством и при"участии.

Для игры надо разделить детей на бригады и пору­чить каждой из них какой-нибудь один определенный участок работы. Так, например, одна бригада должна грузить строительный материал на машины, другая — возить его, третья -- разгружать, четвертая -- строить. Воспитатель сначала возглавляет бригаду строителей. Он советует каменщикам, как лучше класть стены, шо­ферам говорит, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т. д. Организуя и направляя своим участием игру, воспитатель вместе с тем помогает детям 96


Игра в «строительство».

согласованно действовать ради одной, общей цели, фак­тически в ходе игры учит их речевому общению, благо­даря которому и может быть обеспечена совместная, со-.гласо'ванная деятельность детей.

Надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети менялись ролями. Так, например, тот, кто вчера был грузчиком, сегодня должен быть шофером, а завтра — каменщиком и т. д. Игра, незначительно меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет коренного развития ее содержания. 'Гак, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, Дачу'и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую са­мостоятельную илру. Воспитатель всячески должен по­ощрять все вносимые детьми в игру новщества, содейст­вовать творчеству детей и в случае необходимости помо­гать им. После того как игра будет освоена в группе, очень хорошо для ее развития повторить экскурсию на стройку, так как теперь дети -смогут увидеть многое из того, чего раньше они не заметили. К этому моменту де­ти уже располагают некоторыми знаниями, поэтому объ­яснение, даваемое по ходу наблюдений, должно вклю-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: